Роль игры в жизни ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения…………………………………. 6
1.2 Методика организации и руководство подвижными играми, направленных на развитие положительных взаимоотношений между детьми…………………………………………………………………………..
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 19
2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………………... 24
2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Подвижная игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Очень важный момент — выбор игры. Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой  каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. Кроме того, далеко не все описанные игры могут приниматься детьми, а некоторые могут вызвать затруднения у воспитателя. Поэтому вы можете выбрать именно те игры каждого этапа, которые соответствуют вашим возможностям и интересам ваших детей.

     При проведении игр  не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр  является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

     Занятия последних этапов лучше делить на две части: в первой проводить  игры предыдущих разделов, направленные на непосредственное выражение позитивного  отношения друг к другу (типа «Муравьи», «Обнималки» и пр.), и лишь вторую половину посвящать вербальному выражению отношений или совместной предметной деятельности. Игры на непосредственное взаимодействие способствуют актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращает возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

     Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

     Вы  можете вносить в данные игры свои варианты, которые зависят как  от конкретных обстоятельств, так и  от вашей фантазии. Например, если день проведения занятия совпадает с  днем рождения кого-нибудь из детей, лучше изменить ход программы и посвятить занятие этому ребенку (ведь именно в этот день группа может уделять ему много внимания, дарить подарки, восхищаться им, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним и получая от этого удовольствие). . [13, с.33]

     Все это потребует определенной гибкости и тонкости, умения не следовать  за программой, а импровизировать  и творить, исходя из особенностей конкретной группы и ситуации.  

Вывод по 1 главе. 

     Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижной игре позволяет установить доброжелательные и позитивные межличностные отношения.   

     Подвижные игры рекомендуется применять в первую половину дня:  на утренней гимнастике, на комбинированном занятии, и во вторую половину дня: в свободной деятельности детей.

     При организации игр с детьми необходимо применять следующие методы и  приемы: показ и демонстрация игры, объяснение ее правил, беседа с детьми о результатах игры. Целью подвижных игр и занятий является формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста.

     Выбор подвижных игр должен быть обусловлен возрастными особенностями   детей и с   учетом   интересов  детей.   Игры   должны  быть

направлены как на совместную деятельность, командное взаимодействие, так и игры где ребенок может выразить себя индивидуально.   

        

      2 ИССЛЕДОВАНИЕ  УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      2.1 Описание и обоснование методов исследования 

               Изложенные выше положения нашли отражение в диагностической работе по определению отношения друг к другу детей старшего дошкольного возраста.

        Проведение исследования осуществлялось на базе МБДОУ № 1 «Дельфин» с. Серафимовский.

             Исследовательская работа шла одновременно в двух подготовительных к школе группах «Чебурашка» и «Золотой ключик» по единому плану. Были изучены особенности организации учебно-воспитательного процесса в данных группах, применяющих подвижные игры в работе с детьми, и, не использующих их. Нами были проведены следующие методики: метод социометрического исследования «Два  домика» (Приложение А), наблюдение - данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений.

        Метод социометрического  исследования «Два  домика»

        Уже в старшей  группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение  среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство».  Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какого-либо определенного общего интереса, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

        Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

        Интерпретация результатов  этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо  связаны с размещением сверстников  в красном и черном домиках  Результаты фиксировались с помощью  протоколов. Далее результаты вносились в сводную таблицу. Напротив фамилии каждого ребенка отмечалось количество случаев, когда его выбирали сверстники и заносились в таблицу (Приложение А).

        При анализе результатов  в данной методике важным показателем  являлась также взаимность выборов детей.

        Метод наблюдения.

        Данный метод является необходимым для того, чтобы изначально сориентироваться в реальности детских отношений. Он позволяет увидеть конкретную картину, которая складывается во взаимоотношениях с детьми, дает много неожиданных и интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

        ♦  инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,

        ♦  чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,

        ♦  преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

        На каждого испытуемого  заводится протокол, в котором  по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

        Он позволяет описать  конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка  в естественных для него условиях. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития взаимоотношений детей. Все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени отношений друг к другу детей старшего дошкольного возраста.

        Шкалы оценки параметров и показателей

        Цель: исследовать  ребенка в естественных условиях его жизни, определить конкретную картину  взаимодействия детей в группе в  процессе подвижной игры.

        Критерии оценки параметров Выраженность  в баллах
        Инициативность           
— отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;  
0
— слабая: ребенок крайне редко проявляет  активность и предпочитает следовать  за другими детьми; 1
— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;                 2
— ребенок  активно привлекает окружающих детей  к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия                 3
Чувствительность  к воздействиям сверстника          
— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;                 0
— слабая: ребенок лишь в редких случаях  реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;                 1
— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения  сверстников;                 2
— высокая: ребенок с удовольствием откликается  на инициативу сверстников, активно  подхватывает их идеи и действия                 3
        Преобладающий эмоциональный фон   
        — негативный;

        — нейтрально-деловой;

        — позитивный

         

         
 
           
Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0—1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2—3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

        Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0—1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

        Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

        Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение  детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.

        Итак, метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет описать реальную жизнь  ребенка, позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для получения предварительных сведений.  
 
 
 
 
 

      2.2 Обработка и анализ полученных результатов 

     Анализ  диагностики особенностей отношений  детей дошкольного возраста к  сверстникам.

     1.Рассмотрим анализ результатов социометрического метода «Два домика».

     Согласно  классификации, предложенной Я.Л. Коломенским, можно выделить две существенные категории: членов группы с благоприятным  статусом (I и II категории), и членов группы с неблагоприятным статусом (III и IV категории). Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «коэффициент благополучия взаимоотношений» (КБВ). В качестве диагностического параметра можно рассматривать также «индекс изолированности» – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.

Информация о работе Роль игры в жизни ребенка