Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.
Выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия воображение.
3. Описать особенности воображения в игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Введение .................................................................................................................
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников...............................
1.1 Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях ................................................................................................................
1.2 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста ...................................................................................................................
1.3 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников ...
Заключение..............................................................................................................
Литература .............................................................................................................
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.
Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Как
бы ни было ново то, что создано воображением
человека, оно неизбежно исходит
из того, что имеется в
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. [18]
Функции воображения.
Люди
так много мечтают потому, что
их разум не может быть
«безработным». Он продолжает функционировать
и тогда, когда в мозг человека не поступает
новая информация, когда он не решает ни
каких проблем. Именно в это время и начинает
работать воображение. Установлено, что
человек по своему желанию не в состоянии
прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В
жизни человека воображение выполняет
ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах и иметь возможность
пользоваться ими, решая задачи. Эта функция
воображения связана с мышлением и органически
в него включена. Вторая функция воображения
состоит в регулировании эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения
человек способен хотя бы отчасти удовлетворить
многие потребности, снимать порождаемую
ими напряженность. Данная жизненно важная
функция особенно подчеркивается и разрабатывается
в психоанализе. Третья функция воображения
связана с его участием в произвольной
регуляции познавательных процессов и
состояний человека, в частности восприятия,
внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью
искусно вызываемых образов человек может
обращать внимание на нужные события.
Посредством образов он получает возможность
управлять восприятием, воспоминаниями,
высказываниями. Четвертая функция воображения
состоит в формировании внутреннего плана
действий – способности выполнять их
в уме, манипулируя образами. Наконец,
пятая функция – это планирование и программирование
деятельности, составление таких программ,
оценка их правильности, процесса реализации.
[14]
Виды воображения.
В психологии выделяют следующие виды воображения:
Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются:
-
чувственная достоверность.
«стряхнув» с себя сон, я смогу критически
отнестись к приснившимся фантазиям;
-
невероятная причудливость,
-
явная связь с насущными
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.
На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.
Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной литературы.[19]
Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери. («Русалка»):
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка одноглазка стережет.
Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При
слуховых галлюцинациях больной
слышит голоса, музыку, звуки.
Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят.
При этом голоса бывают тихими, громкими,
«приказывающими», в результате чего человек
совершает неожиданные поступки. Это психическое
расстройство часто возникает на почве
алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти
явления объясняются тем, что
значительные участки мозга душевнобольного
постоянно в большей или
Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.[4]
Грезит
человек в состоянии
Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического. Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]
Вспомним
Манилова – героя повести Н. В.
Гоголя «Мертвые души».
Манилов, пользуется грезами и бесплодной
мечтательностью как завесой от необходимости
что-то делать: вот он вошел в комнату,
сел на стул и предался размышлению. Незаметно
мысли занесли его Бог знает куда. «Он
думал о благополучии дружеской жизни,
о том, как бы хорошо было жить с другом
на берегу какой-нибудь реки, потом через
реку начал строиться у него мост, потом
огромнейший дом с таким высоким бельведером,
что можно оттуда видеть даже Москву, и
там пить вечером чай на открытом воздухе
и рассуждать о каких-нибудь приятных
предметах…» [4]
Произвольное,
или активное воображение – это
процесс преднамеренного
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».
Суть
воссоздающего воображения в
том, что мы воспроизводим то, что
сами непосредственно не воспринимали,
но что нам сообщают другие люди
(речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)
Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей. [3]
Творческое
воображение – это
Роль
творческого воображения
Источник творческой деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнять функции рук. Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]
Наиболее простым предметом создания творческих образов является агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.
Информация о работе Роль игры в развитии воображения дошкольников