Роль игры в развитии воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.
Выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия воображение.
3. Описать особенности воображения в игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение .................................................................................................................
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников...............................
1.1 Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях ................................................................................................................
1.2 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста ...................................................................................................................
1.3 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников ...
Заключение..............................................................................................................
Литература .............................................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

   Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?

   Воображение – познавательный процесс и имеет  в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

   Анализ  помогает выделить отдельные части  и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ  или система образов, в которых  реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

   Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит  из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.[4]

   Физиологическая основа воображения – образование  новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

   Основное  значение воображения состоит в  том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного  результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. [18]

   Функции воображения.

   Люди  так много мечтают потому, что  их разум не может быть 
«безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

   В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. 
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [14]

   Виды  воображения.

   В психологии выделяют следующие виды воображения:

   Непроизвольное  или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

   Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

   - чувственная достоверность. Когда  я вижу сон, я ни на минуту  не сомневаюсь, что все это  происходит со мной наяву. Лишь  проснувшись, 
«стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

   - невероятная причудливость, необычность  связей и сочетаний образов;

   - явная связь с насущными потребностями  человека. Например, Татьяна пишет  Онегину: «Ты в сновиденьях  мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]

   Несмотря  на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы  сновидений.

   Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

   На  этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого подвергают (конечно, с его согласия) во время  сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение  лица спящего красным светом может  вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

   Иногда  причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может  сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной литературы.[19]

   Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

   Галлюцинация  – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты  реальности. У душевнобольного они  конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери. («Русалка»):

   Я продал мельницу бесам запечным,

   А денежки отдал на сохраненье

   Русалке, вещей дочери моей.

   Они в песке Днепра-реки зарыты,

   Их  рыбка одноглазка стережет.

   Галлюцинации  появляются при различных психических  заболеваниях, под влиянием сильных  переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

   При слуховых галлюцинациях больной  слышит голоса, музыку, звуки. 
Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

   Зрительные  галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.

   Эти явления объясняются тем, что  значительные участки мозга душевнобольного  постоянно в большей или меньшей  степени заторможены. Следы прошлых  восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

   Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные  с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.[4]

   Грезит  человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих  образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью.

   Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического. Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]

   Вспомним  Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души». 
Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах…» [4]

   Произвольное, или активное воображение – это  процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. Д.)д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

   По  оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

   Воссоздающее, или репродуктивное воображение  – это построение образа предмета, явления в соответствии с его  словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего  воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

   Суть  воссоздающего воображения в  том, что мы воспроизводим то, что  сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди 
(речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)

   Мы  как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.

   Воссоздающее  воображение играет важную роль в  жизни человека, оно позволяет  людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей. [3]

   Творческое  воображение – это самостоятельное  создание новых образов, которые  реализуются в оригинальных продуктах  деятельности. Образы создаются без  опоры на готовое описание или условное изображение. [15]

   Роль  творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [4]

   Источник  творческой деятельности – общественная необходимость, потребность в том  или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнять функции рук. Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]

   Наиболее  простым предметом создания творческих образов является агглютинация (в  переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что  берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.

Информация о работе Роль игры в развитии воображения дошкольников