Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.
Выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия воображение.
3. Описать особенности воображения в игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Введение .................................................................................................................
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников...............................
1.1 Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях ................................................................................................................
1.2 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста ...................................................................................................................
1.3 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников ...
Заключение..............................................................................................................
Литература .............................................................................................................
Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая- либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора.
Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование – подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском. [17]
Наиболее
сложный прием творческого
Художники, писатели, скульпторы в большей
мере опираются именно на нее.
Чтобы произведение было жизненно правдивым,
автор должен в персонаже, ситуации выразить
ее единичное лицо или событие, а типичное,
много раз повторяющееся, наиболее распространенное.
Типизация – сложный процесс разложения
и соединения, в результате чего выкристаллизовывается
зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений
с другими людьми). По этому поводу А.М.
Горький писал: «Как строятся типы в литературе?
Они строятся, конечно, не портретно, не
берут отдельно какого-нибудь человека,
а берут тридцать-пятьдесят человек одной
линии, одного ряда, одного настроения
и их них создают Обломова, Онегина, Фауста,
Гамлета, Отелло и т.д. Все это – обобщенные
типы». Типизация как прием воображения
близко примыкает к мышлению, и практически
бывает трудно расчленить их в акте создания
типического образа.
Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих образов используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирование, типизация, в литературном труде – типизация. [16]
Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов» А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности. [4]
Предвосхищая
результаты нашей деятельности, мечта,
создаваемая воображением, стимулирует
к тому, чтобы работать над ее воплощением
в действительности, чтобы бороться за
ее осуществление. Д.И. Писарев писал:
«Если бы человек был совершенно лишен
способности мечтать… если бы он не мог
изредка забегать вперед и созерцать воображением
своим в цельной и законченной картине
то самое творение, которое только что
начинает складываться под его руками,
- тогда я решительно не могу представить,
какая побудительная причина заставила
бы человека предпринимать и доводить
до конца обширные и утомительные работы
в области искусства, науки и практической
жизни…» Но из стимула к действию мечта
воображения может иногда превратиться
и в заместитель действия, перерождаясь
в ту пустую мечтательность, которой некоторые
люди, как дымовой завесой, заслоняются
от реального мира и необходимости его
изменять. Роль воображения и его характер
существенно определяются тем, что представляют
собой его продукты. Одни находят себе
легкое и малоплодотворное удовлетворение
в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь
завесой своей фантазии от реального дела.
Другие, наделенные достаточными творческими
силами, превращают воплощение своего
воображения в реальное дело творчества.
Их творения вводят в реальный мир как
бы новое измерение. В созданных художественным
творчеством произведениях искусства
люди созерцают преображенный, углубленный
образ мира, далеко выходящего за ограниченные
рамки их часто узкого личного существования;
в практической жизни они ломают устаревшие
нормы и реально изменяют действительность.
[18]
Еще
один вид творческого воображения
– фантазия или мечтательность.
Здесь желаемое будущее не связывается
непосредственно с настоящим. К образам
фантазии относят сказочно-фантастические
и научно-фантастические образы. В фантазии
представлены объекты и явления, которых
в природе нет. И сказки, и научная фантастика
– результат творческого воображения.
Но их авторы не видят путей достижения
того, что рисует им их воображение. [22]
Кусочек
фантазии есть в каждом акте художественного
творчества и во всяком подлинном чувстве;
кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной
мысли, поднимающейся под непосредственно
даны; кусочек фантазии есть и в каждом
действии, которое хоть в какой-то мере
преобразует мир; кусочек фантазии есть
в каждом человеке, который, мысля, чувствуя
и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупинку
чего-то нового, своего. [18]
1.2. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста.
Начало
развития детского воображения связывается
с окончанием периода раннего
детства, когда ребенок впервые
демонстрирует способность
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и роям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. [19]
В
первой половине дошкольного детства
у ребенка преобладает
Маленький
ребенок, например трехлетка не в
состоянии еще полностью
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации. [7]
Помимо
своей познавательно-
У
детей дошкольного возраста обе
важные функции воображения
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
На
первом этапе развития воображение
связано с процессом
«опредмечивания» образа действием. Через
этот процесс ребенок научается управлять
своими образами, изменять, уточнять и
совершенствовать их, а, следовательно,
регулировать свое собственное воображение.
Однако планировать его заранее, составлять
в уме программу предстоящих действий
он еще не в состоянии. Данная способность
у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами). [9].
Наконец,
на третьем этапе развития этой функции
воображения возникают
1.3. Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников.
Информация о работе Роль игры в развитии воображения дошкольников