Общение, его роль в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое изучение общения как условия развития личности. В связи с реализацией цели решаются следующие задачи:
1. Характеристика понятия общения;
2. Исследование развития общения у детей;
3. Выявление роли общения в психическом развитии человека;

Оглавление

Введение 3
1. Понятие общения 4
2. Развитие общения у детей 6
3. Роль общения в психическом развитии человека 9
4. Роль диалога в развитии личности 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский  государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Общая психология»

на тему: «Общение, его  роль в развитии личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

группа:

Работу проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург


Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Среди многообразия проблем  современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего  поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирование личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Целью работы является теоретическое  изучение общения как условия  развития личности. В связи с реализацией  цели решаются следующие задачи:

1. Характеристика понятия  общения;

2. Исследование развития  общения у детей;

3. Выявление роли общения в психическом развитии человека;

4. Исследование роли диалога в развитии личности.

 

1. Понятие общения

 

Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение всегда тесно  связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение выполняет  многообразные функции в жизни  людей. Можно выделить среди них 3 функции:

  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга.

Значение категории  общения определяется тем, что оно  позволяет вскрыть общественную сущность человека и его личности, а также понять развитие психики  ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта.

Влияние общения на психическое  развитие маленького ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным  «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению  взрослыми опыта детей; 

3) путем прямой постановки  взрослыми задач, требующих от  ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности  для ребенка черпать в общении  образцы действий и поступков  взрослых;

6) вследствие благоприятных  условий для раскрытия детьми  своего творческого, самобытного  начала при общении их друг с другом.

В первые дни жизни у ребенка  полностью отсутствуют какие-либо элементы коммуникативной деятельности. Новорожденный основное время суток  погружен в себя и просыпается  лишь из-за ощущения голода, холода и  другого дискомфорта. Неприятные переживания заставляют ребенка беспокоиться, морщиться, издавать звуки неудовольствия – от кряхтения до громкого безутешного крика. Эти сигналы привлекают внимание взрослых, ухаживающих за ребенком, которые и устраняют вызвавшую их причину. Ухаживая за ребенком, взрослые часто оказываются в близости от него, на расстоянии, которое позволяет детям увидеть и услышать старших, воспринять их с помощью соприкосновения и других чувств. Таким образом, вскоре после рождения ребенка близкие ему взрослые становятся для него источником, средством устранения дискомфорта и наиболее ярким, привлекательным объектом восприятия.

В пору такого «корыстного» интереса к взрослым ребенок еще не общается с ними, но у него уже развивается поисковая и познавательная активность, связанная с взрослым. И вот тут-то решающее значение приобретает инициатива взрослого, заранее наделяющего ребенка личностью и сознанием. Взрослый обращается с ним не как с предметом, вещью, но как с субъектом, и потому в воздействиях взрослого помимо объективно необходимых появляются еще и дополнительные компоненты особого свойства: взрослый о чем-то спрашивает младенца, он рассказывает ему о событиях своей, взрослой жизни, он обращается с ним любовно и бережно, самозабвенно и преданно. Сначала младенец пропускает все эти «нежности» мимо ушей, но постоянное повторение, в конце концов, обращает на них его внимание. Коммуникативные воздействия взрослого не связаны с каким-то одним делом, которое совершает этот человек (кормлением, гигиеническими процедурами), а исходят из «личностности» взрослого, из того, что он субъект деятельности общения. Следовательно, ребенок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъектности» у себя и у взрослого.

А как только это происходит – оформляется предмет деятельности общения и потребность в общении, и последняя тут же «опредмечивается» в мотивах общения, среди которых ведущее положение занимает личностный мотив. Возникают и быстро обогащаются выразительные средства общения, которые приобретают понятный обеим сторонам смысл в практике взаимодействия ребенка и взрослых.

Отношение взрослых к ребенку как  к личности – решающее условие становления коммуникативной деятельности. Отсутствие такого отношения или его недостаточность препятствуют возникновению коммуникативных потребностей и оставляют ребенка на положении «личинки», не реализовавшей свою природную возможность стать человеком. Так бывает в случаях изоляции ребенка от общества и при формальном отношении персонала к воспитанникам. Но даже в случаях сильной задержки развития детей, как при госпитализме, взрослые могут помочь детям овладеть общением. Для этого требуется окружить их любовью и вниманием. Родители и педагоги должны отчетливо понимать всю меру своей ответственности за формирование в ребенке человека.

Такой же, по существу, процесс протекает в раннем возрасте, когда у ребенка возникает общение со своими сверстниками. Он совершается медленнее, потому что в отличие от взрослого сверстник не формирует активно «личностность», «субъектность» в своих товарищах. Он только в лучшем случае отстаивает свои права, о которых узнал в общении с взрослыми. Огромную роль играют воздействия взрослого при общении детей между собой: он помогает детям увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его и дорожить им.

2. Развитие общения у детей

 

Развитие общения – смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения.

Каждая форма общения  характеризуется по ряду параметров, из которых главными являются дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.

В первые 7 лет жизни обычно выделяют 4 формы общения:

  • ситуативно-личностную;
  • ситуативно-деловую;
  • внеситуативно-познавательную;
  • внеситуативно-личностную.

Знание возрастных форм общения полезно для анализа  индивидуальной коммуникативной деятельности и для организации коррекционной  работы с детьми, имеющими отклонения в развитии социального поведения.

Развитие общения детей  с взрослыми осуществляется как  частный случай взаимодействия формы  и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений  с окружающими приводит к смене  устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.

Важнейшее значение в  возникновении и развитии у детей  общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно  «подтягивает» деятельность ребенка  на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития».

Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки  взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.

Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения  можно рассматривать как его  продукт.

Общение приводит к созданию многочисленных и разнообразных  продуктов. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Характер общения обусловливает  особенности взаимоотношений людей. Но и взаимоотношения, раз возникнув, в свою очередь воздействуют на процессы общения.

Взаимоотношения людей  носят избирательный характер. Избирательность в отношениях определяется потребностями человека. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от коммуникативной потребности.

Партнер, который позволяет  ребенку удовлетворить потребность  в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит.

Зависимость взаимоотношений от содержания потребности в общении обнаруживается как в общении детей с взрослыми, так и в общении их между собой. В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей, она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.

Образ самого себя возникает у ребенка  в ходе различных видов жизненной  практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения. Функционирование организма («жизнь тела») создает элементарную основу для самоощущения ребенка. Решающее значение в качестве источника и фактора развития у детей представления о себе и отношения к себе имеет предметная деятельность, активно преобразующая окружающий мир и имеющая социально-исторический характер. Общение среди прочих видов такой деятельности вызывает особенно острую нужду в самопознании и создает наилучшие условия для его протекания.

3. Роль общения в психическом развитии человека

 

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении  разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности  общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно  и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранится, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическим развитии.

В качестве примера можно  привести состояние людей, которых  время от времени находят среди  зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка  начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который  возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка.

Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никакими другими путями, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Информация о работе Общение, его роль в развитии личности