Общение, его роль в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое изучение общения как условия развития личности. В связи с реализацией цели решаются следующие задачи:
1. Характеристика понятия общения;
2. Исследование развития общения у детей;
3. Выявление роли общения в психическом развитии человека;

Оглавление

Введение 3
1. Понятие общения 4
2. Развитие общения у детей 6
3. Роль общения в психическом развитии человека 9
4. Роль диалога в развитии личности 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Личностное общение  формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы  и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение  непосредственно выступает как  фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение  служит источником дополнительной энергии  для человека, своеобразной для него «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. 
Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение  служит самосохранению организма в  качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций.

Социальное общение  обслуживает общественные потребности  людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов и т.д.

4. Роль диалога в развитии  личности

 

Диалог – первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая развитие личности. Диалог обеспечивает функционирование механизма интериоризации, посредством которого, изначально внешнее, взаимодействие в системе «учитель-ученик» переходит «внутрь» последнего, определяя тем самым его индивидуальное («интерсубъектное» по содержанию) психологическое своеобразие.

Таким образом, диалогический  подход, являющийся воплощением субъект-субъектной (полисубъектной) формы взаимодействия и основывающийся на равенстве позиций партнеров по общению, принятии другого человека в свой внутренний мир как ценности выступает одним из основных принципов общего и профессионального развития личности. В ряде исследований выявлены отличительные особенности диалогического общения в контексте его развивающих возможностей:

  • равенство позиций обучаемого и обучающего, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формирует способность встать на позицию другого;
  • отсутствие оценок, полное принятие обучаемого таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;
  • формирование у обучаемого и обучающего сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм идентификации;
  • особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, способствующих возникновению синтонности и развитию эмпатийных переживаний (сочувствие, содействие, соучастие);
  • способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Результатом такого развивающего общения-диалога является возникновение  субъектных позиций участников диалога. Опыт использования диалога общения в образовательной практике показывает, что основным условием реализации диалогического подхода является безусловное принятие личности обучаемого, атмосфера доброжелательности и доверительности. Это условие сближает диалогический подход с методом К. Роджерса («терапия, ориентированная на клиента») и с доминантой на собеседнике А.А. Ухтомского. Однако этого недостаточно. Диалогический подход предполагает «вненаходимость» – принцип эстетически бескорыстного отношения к человеку, «критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения».

Единство этих двух моментов в реализации диалогического подхода  позволяет увидеть в личности обучаемого творческую индивидуальность.

Задача обучающего –  подвести обучаемого к осознанию  того, что мешает развитию его потенциала, творческого «Я». Диалогический же метод позволяет осознать ложность своей прежней жизненной позиции, что, естественно, сопряжено с трудностями и страданиями. Такое осознание нередко сопровождается бурными эмоциями и носит характер реакции, подобной катарсису: отвержение ложного, наносного, нравственное очищение личности.

Диалог – творческий процесс, его нельзя спланировать и  запрограммировать. Он может, как и  любой творческий процесс, состояться или не состояться. Кроме того, можно разрабатывать и уточнять принципы диалогического общения, но следование им еще не гарантирует успеха, который зависит от развития творческого «Я» педагога.

Психолого-педагогическое содержание диалогического подхода  составляет организация субъект-субъектных отношений, связанных с совместным поиском способов решения педагогических задач.

Межличностный диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности и являющимся одним из важнейших средств этого развития, именно готовность и способность к диалогу мы считали высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. Основным содержанием личностного компонента на этом уровне является направленность на диалогическое общение – что и было принято нами в качестве главной цели подготовки к общению.

 

Заключение

 

Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений  и достижения общего результата.

Общение всегда тесно  связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение выполняет  многообразные функции в жизни  людей.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Межличностный диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности и являющимся одним из важнейших средств этого развития, именно готовность и способность к диалогу мы считали высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. Основным содержанием личностного компонента на этом уровне является направленность на диалогическое общение – что и было принято нами в качестве главной цели подготовки к общению.

 

Список использованной литературы

 

1. Андреева, Г.М., Яноушек, Я. Взаимосвязь общения и деятельности / Г. М. Андреева, Я Яноушек. – М., 2001.

2. Алякринский, Б.С. Общение и его проблемы / Б. С. Алякринский. – М., 2001.

3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М., 2002.

4. Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М., 200.

5. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. – М., 2001

 

Список использованной литературы

 

  1. www.paidogogos.com - Портал «Педагогика», категория Общение.
  2. http://ru.wikipedia.org/wikiОбщение - Википедия - Общение
  3. http://www.psyarticles.ru – Статьи по психологии
  4. http://psy.rin.ru – Психология
  5. http://childpsy.ru – Детская психология

Информация о работе Общение, его роль в развитии личности