Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:03, контрольная работа
Целью работы является теоретическое изучение общения как условия развития личности. В связи с реализацией цели решаются следующие задачи:
1. Характеристика понятия общения;
2. Исследование развития общения у детей;
3. Выявление роли общения в психическом развитии человека;
Введение 3
1. Понятие общения 4
2. Развитие общения у детей 6
3. Роль общения в психическом развитии человека 9
4. Роль диалога в развитии личности 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Личностное общение
формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определённые черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы
и формы нравственного
Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.
Мотивационное общение
служит источником дополнительной энергии
для человека, своеобразной для него «подзарядкой». Приобретая в результате
такого общения новые интересы, мотивы
и цели деятельности, человек увеличивает
свой психоэнергетический потенциал,
развивающий его самого.
Деятельное общение, которое мы определяем
как межличностный обмен действиями, операциями,
умениями и навыками, имеет для индивида
прямой развивающий эффект, так как совершенствует
и обогащает его собственную деятельность.
Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов и т.д.
Диалог – первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая развитие личности. Диалог обеспечивает функционирование механизма интериоризации, посредством которого, изначально внешнее, взаимодействие в системе «учитель-ученик» переходит «внутрь» последнего, определяя тем самым его индивидуальное («интерсубъектное» по содержанию) психологическое своеобразие.
Таким образом, диалогический подход, являющийся воплощением субъект-субъектной (полисубъектной) формы взаимодействия и основывающийся на равенстве позиций партнеров по общению, принятии другого человека в свой внутренний мир как ценности выступает одним из основных принципов общего и профессионального развития личности. В ряде исследований выявлены отличительные особенности диалогического общения в контексте его развивающих возможностей:
Результатом такого развивающего общения-диалога является возникновение субъектных позиций участников диалога. Опыт использования диалога общения в образовательной практике показывает, что основным условием реализации диалогического подхода является безусловное принятие личности обучаемого, атмосфера доброжелательности и доверительности. Это условие сближает диалогический подход с методом К. Роджерса («терапия, ориентированная на клиента») и с доминантой на собеседнике А.А. Ухтомского. Однако этого недостаточно. Диалогический подход предполагает «вненаходимость» – принцип эстетически бескорыстного отношения к человеку, «критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения».
Единство этих двух моментов в реализации диалогического подхода позволяет увидеть в личности обучаемого творческую индивидуальность.
Задача обучающего – подвести обучаемого к осознанию того, что мешает развитию его потенциала, творческого «Я». Диалогический же метод позволяет осознать ложность своей прежней жизненной позиции, что, естественно, сопряжено с трудностями и страданиями. Такое осознание нередко сопровождается бурными эмоциями и носит характер реакции, подобной катарсису: отвержение ложного, наносного, нравственное очищение личности.
Диалог – творческий процесс, его нельзя спланировать и запрограммировать. Он может, как и любой творческий процесс, состояться или не состояться. Кроме того, можно разрабатывать и уточнять принципы диалогического общения, но следование им еще не гарантирует успеха, который зависит от развития творческого «Я» педагога.
Психолого-педагогическое содержание диалогического подхода составляет организация субъект-субъектных отношений, связанных с совместным поиском способов решения педагогических задач.
Межличностный диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности и являющимся одним из важнейших средств этого развития, именно готовность и способность к диалогу мы считали высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. Основным содержанием личностного компонента на этом уровне является направленность на диалогическое общение – что и было принято нами в качестве главной цели подготовки к общению.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение всегда тесно
связано с деятельностью, и само
может рассматриваться как
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Межличностный диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности и являющимся одним из важнейших средств этого развития, именно готовность и способность к диалогу мы считали высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. Основным содержанием личностного компонента на этом уровне является направленность на диалогическое общение – что и было принято нами в качестве главной цели подготовки к общению.
1. Андреева, Г.М., Яноушек, Я. Взаимосвязь общения и деятельности / Г. М. Андреева, Я Яноушек. – М., 2001.
2. Алякринский, Б.С. Общение и его проблемы / Б. С. Алякринский. – М., 2001.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М., 2002.
4. Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М., 200.
5. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. – М., 2001