Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 13:19, реферат
Краткое описание
Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь. Эти фантазии нередко вредят таким детям (например, уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила и др.).
«Воображение – это присущая
только человеку, возможность создания
новых образов путем переработки предшествующего
опыта». Как я уже отмечалось, воображение
часто называют фантазией.
Воображение является высшей
психической функцией и отражает действительность.
Однако с помощью воображения осуществляются
мысленный отход за пределы непосредственного
воспринимаемого. Основная его задача
– представление ожидаемого результата
до его осуществления.
Воображение пятилетнего ребенка
позволяет ему воспринять, как реальные,
самые фантастические, сказочные образы
и ситуации. Десятилетние дети с упоением
рассказывают друг другу страшные истории.
Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть
позже они уже «хвастаются» друзьями и
родственниками, попадавшими в такие ситуации
или обладающими такими качествами, которые
кроме как необыкновенными и не назовешь.
Эти фантазии нередко вредят таким детям
(например, уникальная профессия, выдающиеся
способности, чрезвычайная физическая
сила и др.). Их обвиняют в лжи, стыдят, дети
дразнят их «врунами». Тем не менее, ребенок
вновь и вновь выдумывает самые невероятные
истории, чаще со своим личным участием,
которые якобы происходили на самом деле.
Что же заставляет ребенка в
ущерб даже своим собственным интересам
пускаться в эти авантюры? Ответ однозначный:
только активно действующее воображение.
Воображение характеризуется
активностью, действенностью. Опережающее
отражение действительности происходит
в воображении в виде ярких представлений,
образов.
Воображение может быть воссоздающим
(создание образа предмета по его описанию)
и творческим (создание новых образов,
требующих отбора материалов, в соответствии
с замыслом). Создание образов воображения
осуществляется с помощью нескольких
способов. Как правило, они используются
человеком неосознанно. Первый такой способ
– агглютинация, то есть «склеивание»
различных, несоединимых в повседневной
жизни частей. Примером может служить
классический персонаж сказок человек-зверь
или человек-птица (например, кентавр или
птица Феникс).
Второй способ – гиперболизация.
Это парадоксальное увеличение или уменьшение
предмета или отдельных его частей (например
- Карлик Нос и Гулливер).
Третий известный способ создания
образов фантазии – схематизация. В этом
случае отдельные представления сливаются,
различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются
основные черты сходства. Это любой схематический
рисунок.
Четвертым способом является
типизация. Для этого способа характерно
выделение существенного, повторяющегося
в однородных в каком-то отношении фактах
и воплощении их в конкретном образе. Например,
существуют профессиональные образы рабочего,
врача, инженера и т.д.
Пятый способ – акцентирование.
В создаваемом образе какая-то часть, деталь
выделяется, особо подчеркивается. Классическим
примером является шарж, карикатура.
Воссоздающее (репродуктивное)
воображение в младшем школьном возрасте
развивается на всех школьных занятиях
путем формирования у детей, во-первых,
умения определять и изображать подразумеваемые
состояния объектов, прямо не указанные
в их описании, но закономерно из них следующие,
во-вторых, умения понимать условность
некоторых объектов, их свойств и состояний
(например, данное событие фактически
не произошло, но условно его можно вообразить
«как если бы» произошедшее, и тогда столь
же условно можно выяснять его последствия).
Рассматривая вопрос о развитии
воображения, необходимо иметь в виду,
что развивающееся воображение влияет
на формирование личности ребенка, ее
моральных качеств, способностей. С другой
стороны, складывающиеся в процессе развития
свойства личности – ее характер, способности,
направленность интересов, включаясь
в деятельность воображения, влияют на
его содержание, силу и яркость образов.
Именно поэтому представления, получаемые
детьми в школе, должны быть полными, яркими,
красочными. На их основе строятся образы
воображения. Такое словесное рисование,
драматизация, активизируя деятельность
воображения, способную его развитию;
оно развивается также в разных видах
деятельности: в труде, рисовании, лепке,
творческих играх, о чем я уже упоминала.
Воображение – это всегда создание
нового в результате переработки прошлого
опыта. Никакая творческая деятельность
невозможна без фантазии. «Творчество
– сложный психический процесс, связанный
с характером, интересами, способностями
личности. Воображение является его фокусом,
центром». Новый продукт, получаемый личностью,
в творчестве может быть объективно новым
и субъективно новым. У большинства детей
чаще всего мы видим продукты творчества
второго рода.
Творческая деятельность развивает
чувства детей. Осуществляя процесс творчества,
ребенок испытывает целую гамму положительных
эмоций, как от процесса деятельности,
так и от полученного результата. Творческая
деятельность способствует более оптимальному
и интенсивному развитию высших психических
функций, таких, как память, мышление, восприятие,
внимание. Последние, в свою очередь, определяют
успешность учебы ребенка. Вместе с тем
и само воображение значимо включено в
учебный процесс, поскольку он на 90% состоит
из открытия нового. Творческая деятельность
развивает личность ребенка, помогает
ему усваивать моральные и нравственные
нормы – различать добро и зло, сострадание
и ненависть, смелость и трусость т.д. Создавая
произведения творчества, ребенок отражает
в них свое понимание жизненный ценностей,
свои личностные свойства, по-новому осмысливает
их, проникается их значимостью и глубиной.
Творческая деятельность развивает эстетическое
чувство ребенка. Через эту деятельность
формируется эстетическая восприимчивость
ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие
дошкольники и школьники младшего и среднего
возраста, любят заниматься искусством.
Они с увлечением поют и танцуют, лепят
и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются
народными ремеслами и т.д. Творчество
делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
Дети способны заниматься творчеством
не только независимо от места и времени,
но, самое главное, независимо от личных
комплексов. Взрослый человек, часто критически
оценивая свои творческие способности,
стесняется их проявления. Дети, в отличие
от взрослых, способны искренне проявлять
себя в художественной самодеятельности.
Они с удовольствием выступают на сцене,
участвуют в концертах, конкурсах, выставках
и викторинах.
Особое значение творческая
деятельность имеет для одаренных и талантливых
детей. Одаренность – это комплекс способностей,
позволяющих иметь особые достижения
в конкретной области искусства, науки,
профессиональной и социальной деятельности.
Не многие дети отличаются ярко выраженной
талантливостью и одаренностью. Для одаренного
ребенка воображение выступает основным
характерным качеством. Ему необходима
постоянная активность фантазии. Нетривиальные
подходы к решению задач, оригинальные
ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения
проблемы – все это характерно для талантливого
ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант тесно
связаны с опережающим развитием. Такие
дети отличаются более высокими результатами
по сравнению со своими сверстниками и
достигают этих результатов гораздо легче.
Они отличаются большей чувствительностью
к окружающему миру. Кстати, особо высокой
чувствительностью отдельных психических
функций в конкретные периоды отличаются
все дети. Такие периоды, как я уже указывала,
называются «сензитивными». В эти периоды
конкретная функция (например, речь, наглядно-действенное
мышление или логическая память) наиболее
восприимчива к раздражителям внешнего
мира, легко поддается тренировке и интенсивно
развиваются. Такие периоды выделены в
психологии для всех функций. В эти периоды
все дети проявляют особые достижения
в результатах, строящихся на соответствующих
функциях. Для обычного ребенка на один
возраст падает сензитивный период для
одно-двух функций. Талантливый ребенок
демонстрирует «сензитивность» сразу
многих функций.
Можно назвать несколько психологических
качеств, лежащих в основе воображения,
фантазирования и творческого мышления:
- четкое и ясное представление
образов и предметов;
- хорошая зрительная и слуховая
память, позволяющая длительное время
удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно сопоставлять
два и более предмета и сравнивать их по
цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать
части разных объектов и создавать объекты
с новыми свойствами.
Воображение, талантливость
тесно связаны с интересами. Интерес можно
определить как эмоциональное проявление
познавательной потребности. Он выражает
в направленности человека на определенную
деятельность, имеющую особое значение
для личности.
Интересы имеют большое значение
в жизни человека. Поскольку интересы
проявляются в положительных эмоциях
человека, то они вызывают чувство удовлетворенности
от работы. Они позволяют легко сосредотачивать
внимание на определенном виде деятельности.
Для развития ребенка, развития
его воображения и талантливости очень
важно формирование многих интересов.
Следует отметить, что для дошкольника
и школьника вообще характерно познавательное
отношение к миру.
Ему «интересно все». Такая
любопытствующая направленность имеет
объективную целесообразность. Интерес
ко всему расширяет жизненный опыт ребенка,
знакомит его с разными деятельностями,
активизирует его различные способности.
В наиболее яркой форме фантазия
сливается с интересами в игре. Именно
поэтому многие методики, направленные
на развитие интересов, строятся на принципе
фантазирования в игровой действительности.
Фантазия не только развивает интересы
вширь, обеспечивая их разносторонность,
но и углубляет уже сформировавшийся интерес.
Используя методические приемы, можно
значительно улучшить успехи ребенка
в интересующей его деятельности.
В возрасте 5-6 лет ребенок много
может и умеет. В 5 лет, уже заложен фундамент
интеллекта. «К 5 годам уже возможно оценить
характер малыша и индивидуальность, способность
к творчеству, которая в расцвете». Поэтому
малыш «творит» не уставая, едва проснувшись,
целый день без передышки, пытаясь превратить
фантазию в реальность.
И только после 5 лет, а точнее
5 с половиной, когда на смену правополушарному
(творческому) мышлению приходит левополушарное
(логическое) мышление у всех детей, кроме
левшей, в связи с тем, что ребенок осознал
себя как личность, и это может выразить
словами, владея почти в совершенстве
речью, способность к творчеству заметно
угасает, у некоторых малышей совсем.
Малыш становится сознательно
самостоятельным. Он выполняет требования
родителей и взрослых, сам предъявляет
требования к себе и к другим людям.
Личность ребенка формируется
постоянно под влиянием всех обстоятельств
жизни. Однако есть особая сфера жизни
ребенка, которая обеспечивает специфические
возможности для личностного развития
– это игра. Основной психической функцией,
обеспечивающей игру, является именно
воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации
и развития их, ребенок формирует у себя
целый ряд личностных свойств, такие, как
справедливость, смелость, честность,
чувство юмора. Через работу воображения
происходит компенсация недостаточных
пока еще реальных возможностей ребенка
преодолевать жизненные трудности, конфликты,
решать проблемы социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством ребенок
формирует у себя такое качество, как одухотворенность.
При одухотворенности воображение включено
во всю познавательную деятельность, сопровождаясь
особо положительными эмоциями. Богатая
работа воображения часто связана с развитием
такой важной личностной черты, как оптимизм.
В подростковом возрасте, когда
личное развитие становится доминирующим,
особое значение приобретает такая форма
воображения, как мечта – образ желаемого
будущего.
Подросток мечтает о том, что
доставляет ему радость, что удовлетворяет
его самые сокровенные желания и потребности.
В мечтах подросток строит желаемую программу
жизни, в которой не редко определяются
ее основной смысл. Часто мечты бывают
нереальными, то есть, определено только
содержание, цель, но не путь ее достижения.
Однако на этапе подросткового возраста
это все равно имеет позитивный характер,
так как позволяет подростку в воображенном
плане «перебрать» разные варианты будущего.
В мечте заложено активное начало для
развития личности подростка.
Воображение значимо в личном
плане и для взрослого. Люди во взрослом
возрасте, которые хранили яркое воображение,
отличаются талантливостью, их часто называют
богато одаренными личностям.
С помощью воображения ребенок
не только осваивает новый опят, прогнозирует
свою жизнь, но и формирует представление
о себе как личности, причем не только
на данный момент, но и на будущее. Воображаемый
образ может быть выражен в рисунке, отражающем
в этом случае, доминирующем черты личности.
Развивающееся воображение
влияет на формирование личности ребенка,
ее моральных качеств, способностей. С
другой стороны, складывающиеся в процесс
развития свойств личности – ее характер,
способности, направленность интересов,
силу и яркость образов. Знания, получаемые
детьми в школе, влияют на развитие их
воображения.