Психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы: исследовать психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………….……………………………………….....6
1.1. Воображение как психический процесс и психическая деятельность………………………………………….……………………………6
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста…………………….…..11
1.3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………..14
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….…………………………………………...20
2.1. Этапы и методы работы……………………………………………...……..20
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………...…………25
Выводы по второй главе………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.66 Кб (Скачать)
 
 

Курсовая  работа по психологии когнитивной деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2008 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………….……………………………………….....6

1.1. Воображение  как психический процесс и психическая деятельность………………………………………….……………………………6

1.2. Характеристика  старшего дошкольного возраста…………………….…..11

1.3. Психологические  особенности воображения детей  дошкольного возраста………………………………………………………………….………..14

Выводы  по первой главе………………………………………………………...18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….…………………………………………...20

2.1. Этапы  и методы работы……………………………………………...……..20

2.2. Анализ  результатов экспериментальной работы ……………...…………25

Выводы  по второй главе………………………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Определение воображения и выявление специфики его развития — одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого, существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным.

Основным  содержанием процесса воображения  большинство авторов считает  преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание [5].

     Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его  жизни. Особенно значимым становится выявление  специфики воображения, закономерностей  его развития и становления при  изучении дошкольного детства, так  как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. Глубоко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» [14]. 

     Развитие  воображения в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста является одной из наименее разработанных и наиболее актуальных проблем психологии и педагогики. Проблема развития воображения детей актуальна еще и тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

     В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было заложено Л.С.Выготским, который показал, что  воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игре формируется и проявляется  в самых различных видах детской деятельности. В исследованиях О.М.Дьяченко и А.И.Кирилловой показаны особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.

     Современные тенденции в развитии психологической  науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в  ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности, что и определило тему нашего исследования «Психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного  возраста».

     Цель  нашей работы: исследовать психологические  особенности развития воображения  детей старшего дошкольного возраста.      

         Задачи работы: 1. Рассмотреть воображение как психический процесс и психическая деятельность. 2. Охарактеризовать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Организовать экспериментальное исследование, направленное на выявление психологических особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста.       

         Методолого - теоретическую основу  нашего исследования составили  закономерности и принципы психологического  развития детей старшего дошкольного  возраста, описанные в работах:  В.С. Мухиной, Обухова Л.Ф. М.В.  Ермолаевой,  Г. Крайга, Т.Д. Марциновской, Д.Я. Аверина, М.В. и других  ученных; а также особенности  развития воображения вообще  и воображения дошкольников показанные в работах О.М.Дьяченко, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна.

         Объект исследования: воображение как психический процесс и психическая деятельность.

         Предмет исследования: психологические  особенности развития воображения  детей старшего дошкольного возраста.

         Гипотеза: для большинства детей старшего дошкольного возраста характерны такие психологические особенности развития воображения как оригинальность, разнообразие образов, впечатлительность и эмоциональность.

Методы  исследования: первая методика «Придумай  рассказ». Вторая методика – «Нарисуй что-нибудь». Третья методика – «Придумай  игру».

         База научного исследования: группа  детей, состоящая из 3 человек             (1 девочка  и 2 мальчика), в возрасте от 6 до 7 лет, являющимися воспитанниками МДОУ №54 Советского района города Красноярска.

         Работа состоит из введения, двух  глав – теоретической и практической, заключения, библиографического списка (14) и приложений (3).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

    1. Воображение как психический  процесс

     В силу своей специфичности воображение  до сих пор не имеет устойчивого  и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение  данного процесса.

В философских  исследованиях показано, что в  фундаменте активного, творческого  отношения человека к действительности лежит его развитая способность  к творческому (продуктивному) воображению, способность в начале труда представить  его конечный результат (И. Кант, И. Т. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, К. Маркс).

3. Фрейд  рассматривал воображение как  вид мыслительной деятельности, источником которого является  конфликт между желаниями человека  и невозможностью их осуществить.  Для Ж. Пиаже воображение - это  элемент символической функции,  механизм репрезентации, действие, отсроченная имитация [14].

В 1901 г. Т.Рибо показал ценность воображения  в процессах творчества, раскрыл  двойственную природу воображения  как отображения и преобразования опыта. Им же описаны основные способы  создания новых образов: агглютинация, схематизация, преуменьшение или  преувеличение элементов прошлого опыта [14].

Советские психологи понимали воображение  как своеобразное творческое отображение  действительности, как сложную психическую  деятельность, формирующуюся в общем, процессе развития ребенка под влиянием его жизни и воспитания [12].

Л.С. Выготский  считает сущностью воображения «творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга» [2].

С.Л.Рубинштейн подчеркивает специфику воображения  как элемент образного и преобразующего познания «воображать - значит преображать» [13]. По мысли А.В.Брушлинского, воображение не является самостоятельным психическим процессом; основные признаки, какими принято обозначать воображение, в той же мере характеризуют все формы и уровни психического отражения [14].

В современной  науке под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте [11]

     Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний их тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая  актуализация уже имевшихся временных  связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При  этом важное значение имеет слово. Слово  служит источником появления образов  воображения, контролирует их путь становления, является средством их удержания, закрепления, изменения [2].

     Исследование  особенностей воображения позволяет  выделить несколько его специфических  характеристик. Во-первых, как отмечал  В.В. Давыдов, воображение это способность  субъекта видеть целое раньше частей и переносить функции с одного предмета на другой, который этими  функциями не обладает. Во-вторых, это  способность субъекта придавать  смысл, как отдельным предметам, так и целостным ситуациям. При  этом, как подчеркивала О.М. Дьяченко,  способность осмыслять может быть реализована на этапе «опредмечивания», когда субъект при помощи воображения достраивает образ или ситуацию до целостной, или он осмысляет ситуацию «включением», то есть субъект подчиняет образ или ситуацию своему целостному  замыслу. В-третьих, экспериментальное изучение воображения у детей дошкольного возраста показало, что оно включает в себя предметную среду, прошлый опыт и надситуативную внутреннюю позицию [3].

     Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) (по степени выраженности, в зависимости от степени активности) выделяют активное и пассивное воображение [3].

     Пассивное воображение – его образы возникают  спонтанно, помимо воли и желания  человека. Пассивное воображение  характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может  быть преднамеренным (произвольным) - создает образы, грезы, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; и непреднамеренным (непроизвольным) – образы возникают под воздействием молоосознанных или неосознанных потребностей наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, галлюцинациях, в полудремотном состоянии, грезах, во сне, в гипнотическом состоянии [5; 13].

     Активное (произвольное) воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы, это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

Среди различных видов и форм активного (произвольного) воображения по оригинальности можно выделить воссоздающее воображение, творческое репродуктивное воображение и мечту [3; 5].

     Воссоздающее, или репродуктивное воображение - это  построение образа предмета, явления  в соответствии с его словесным  описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего  воображения возникают новые  образы, но новые субъективно, для  данного человека, а объективно они  уже существуют. Они уже воплощены  в определенных предметах культуры. Суть воссоздающего воображения  в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.) [11].

Информация о работе Психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста