Психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы: исследовать психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………….……………………………………….....6
1.1. Воображение как психический процесс и психическая деятельность………………………………………….……………………………6
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста…………………….…..11
1.3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………..14
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….…………………………………………...20
2.1. Этапы и методы работы……………………………………………...……..20
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………...…………25
Выводы по второй главе………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.66 Кб (Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В заключение нашей работы, мы  можем сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста отмечаются такие психологические особенности развития воображения как оригинальность, новизна, продуманность, впечатлительность и эмоциональность образов. Дети склонны к фантазированию и творческим элементам в своих проявлениях.

         Мы провели исследование психологических  особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста и сделали выводы о том, что детям старшего дошкольного возраста свойственна. Таким образом, цель нашей работы достигнута.

        Итак, наша гипотеза о том, что для большинства детей старшего дошкольного возраста характерны такие психологические особенности развития воображения как оригинальность, разнообразие образов, впечатлительность и эмоциональность подтвердилась.

         И можно сделать вывод о  том, что дети старшего дошкольного возраста обладают высоким уровнем развития воображения и способностью к творческому фантазированию.

         Рекомендации по развитию воображения детям в период старшего дошкольного возраста на наш взгляд таковы: в условиях пребывания детей в стенах детского сада, психологу и воспитателям необходимо проводить с детьми игры и упражнения для развития воображения. В качестве упражнений могут подойти и используемые в нашей работе методики.

     Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться  воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для  формирования способностей ребенка, его  чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий.

         Таким образом, все задачи проводимого  нами исследования выполнены.  Мы провели анализ литературы  посвященной психологии воображения, психологическим особенностям развития воображения детей старшего дошкольного возраста, а также возрастным особенностям данного возрастного периода и организовали экспериментальное исследование, направленное на выявление психологических особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста, после чего сделали соответствующие выводы.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до позд. зрелости: Учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера: Юрайт, 2003. – 461 с.
  2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 1989. – 654 с.
  3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника 
    М.: Школа-пресс, 1996. – 197 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 3
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
  7. Психология развития / Под ред. Е. Строгановой. – СПб.: Питер, 2001. – 508 с.
  8. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марциновская, Т.М. Мирютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марциновской. – 2-е изд., перераб. И доп.. – М.: Издательство центр «Академия», 2005. – 528 с.
  9. Психология развития: Учеб. пособие для вузов / Крайг Г. – 7-е изд., междунар. – СПб.; М.; Харьков: Питер, 2000. – 992 с.
  10. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов / Сапогова Е.Е. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
  11. Психологический словарь / А.Т. Айрапетянц, Я.А. Альтман, П.К. Анохин и др.; Акад. пед. Наук СССР. НИИ общ. и пед. психологии. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
  12. Психология человека от рождения до смерти: Полн. курс психологии развития: Учеб. пособие для вузов / В.А. Аверин, Г.А. Виленская, Ж.К. Дандарова и др.; Под ред. А.А. Реана. – 2-е изд. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 411 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1988. – 397 с.
  14. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Моск. психол-социал. ин-т; Сост. Л.М. Семенюк; Гл. Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 399 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

Методика  «Придумай игру»

Протокол  ответов

Костя 6 лет 8 месяцев

  1. Как называется игра?

Догонялки фломастерами

  1. В чем она состоит?

Нужно догнать одним фломастером другого

  1. Сколько человек необходимо для игры?

Три человека, но если лист большой то 6 человек

  1. Какие роли получают участники в игре?

Один  в роли догоняющего и двое убегающих

  1. Как будет проходить игра?

На большой  лист бумаги чертится тропинка и по ней три человека догоняют друг друга  фломастерами, на тропинке есть два  разъезда: один ведет в тупик, другой нет, но ним можно обгонять. Кто  первый доведет фломастер до конца  тропинки тот победил.

  1. Каковы правила игры?

Нельзя  вылезать за тропинку, обгонять можно, но сбивать с тропинки нельзя.

  1. Чем должна будет закончиться игра?

Кто первый придет к концу тропинки, тот победил  и игра закончилась.

  1. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Кто пришел первый, не нарушая правил, тот выиграл. 

Майя 6 лет 3 месяца

  1. Как называется игра?

Стенка

  1. В чем она состоит?

Надо  догонять друг друга, кого задели или  он задел стенку, тот догоняет остальных

  1. Сколько человек необходимо для игры?

2 человека, можно больше

  1. Какие роли получают участники в игре?

Одни  – догоняет, другие убегают

  1. Как будет проходить игра?

В комнате  или на улице начинает один догонять остальных, если кто-то заденет стенку или его заденет догоняющий, то он будет водить, т.е. догонять

  1. Каковы правила игры?

Нельзя  «находиться в домике», забегать на горку или еще куда-нибудь

  1. Чем должна будет закончиться игра?

Когда кто-то нарушает правила игра заканчивается  или когда все устанут бегать. Победителей и проигравших в  игре нет

  1. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Тот кто  нарушает правила много раз все  время догоняет.  

Руслан 6 лет 2 месяца

  1. Как называется игра?

Шаровод

  1. В чем она состоит?

Надо  встать в круг и передавать друг другу надувной шарик или мяч, с закрытыми глазами

  1. Сколько человек необходимо для игры?

7 человек,  можно больше

  1. Какие роли получают участники в игре?

Кто-то передает, кто-то получает шарик

  1. Как будет проходить игра?

Надо  всем встать в круг и закрыть глаза, у кого шарик тот передает его  тому, кто стоит рядом, а он другому  и так по кругу, можно передавать в другую сторону 

  1. Каковы правила игры?

Нельзя  открывать глаза и выходить из круга

  1. Чем должна будет закончиться игра?

Когда все передадут шарик, все открывают  глаза, а потом снова закрывают  и снова играют

  1. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Кто ни разу не открыл глаза и не выронил  шарик, тот хорошо играет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б

Методика  «Придумай рассказ»

Протокол  ответов

Костя 6 лет 8 месяцев

Сказка.

Жили-были четыре брата и была у них мама, две бабушки, папа и два дедушки. Все братья были добрыми, смелыми и сильными, но они не любили трудиться. Они были бедные. Когда все четыре брата выросли, они пошли добывать счастье. Собрали себе запасов, продуктов. Шли, шли и все их запасы кончились. Нашли они очень много клубничных кустов. А трудиться не хотели. Увидели они живой волшебный маленький гриб. «Гриб, гриб помоги нам, пожалуйста, сделать эту работу, собрать ягоду». И добрый гриб дал им волшебную дудочку. Они дунули в дудочку, и вся клубника собралась сама.

Снова они к грибу прибежали: «Гриб, дай нам, пожалуйста,  кувшинчик». Прибежали они обратно, а клубники уже нет. Они пошли дальше и один младший брат увидел, что гриб идет за ними, взял большой камень и кинул в него. Гриб рассердился на них и сделал дождь, все кругом потемнело. Когда дождь прошел, вокруг братьев выросла трава и им пришлось все косить, чтобы идти дальше. Скосили они все и увидели дом, в котором они и жили. И сказал старший брат: «Мы шли не к частью, а по кругу, поэтому и счастья не нашли». А другой брат сказал: «Чтобы найти счастье надо трудиться». Конец.    

Майя 6 лет 5 месяцев

Сказка.

Давным-давно жила-была принцесса. Она была очень красивая, у нее были длинные волосы и красивые платья, и у нее была книжка, старая и добрая. Когда принцесса открывала свою книжку, книжка ей говорила: «Открывай меня аккуратно, не рви меня, пожалей меня». И принцесса ее всегда аккуратно читала. Потом принцесса пошла к своей маме, и мама сделала ей красивую прическу. В прическе было много заколочек и бантиков. Потом принцесса пошла и купила себе яблочко, оно было очень красивое и вкусное. Потом принцесса пошла к своему тигренку. «Тигренок, давай с тобой поиграем», «Давай!», -  сказал тигренок. И они играли с ним в прятки. Потом тигренок сказал принцессе, что у него есть волшебный ключик от волшебного сада, где живет много тигрят и позвал ее туда. Она пошла к ним и играла с ними весь день. Там было очень красиво и много деревьев. Потом принцесса пошла в свой дворец, потому что сильно устала и легла спать. Конец. 

Руслан 6 лет 7 месяцев

Сказка.

Жили-были в лесу волк, медведь, лиса и птичка. Они все были добрые, они все дружили и ходили друг к другу в гости. Волк был самый сильный и смелый из них, даже сильнее медведя. Птичка была самая маленькая, а лиса самая хитрая. Однажды волк позвал медведя ловить рыбу, но медведь сказал, что он не умеет плавать и боится, и не пошел с волком. Волк пошел один и наловил много-много рыбы. Когда он пришел домой, то все остальные пришли к нему есть рыбу, которую он поймал. Но волк дал рыбу всем, кроме медведя, потому что медведь с ним не пошел ее ловить. Медведь обиделся на волка и ушел. И перестал с ним дружить. Потом к волку прилетела маленькая птичка и сказала, что медведь заболел. Волк пошел в лес нарвал много малины и принес ее медведю домой. Медведь удивился и сказал: «Зачем ты пришел, ты же не дал мне рыбы». А волк ему ответил: «Я принес тебе малины, чтобы ты выздоровел, и потом мы с тобой пойдем на речку и научу тебя плавать и мы с тобой будем ловить рыбу вместе». И они подружились. Конец.

Информация о работе Психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста