Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель нашей работы: исследовать психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………….……………………………………….....6
1.1. Воображение как психический процесс и психическая деятельность………………………………………….……………………………6
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста…………………….…..11
1.3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………..14
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….…………………………………………...20
2.1. Этапы и методы работы……………………………………………...……..20
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………...…………25
Выводы по второй главе………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение нашей работы, мы
можем сделать следующие
Мы провели исследование
Итак, наша гипотеза о том, что для большинства детей старшего дошкольного возраста характерны такие психологические особенности развития воображения как оригинальность, разнообразие образов, впечатлительность и эмоциональность подтвердилась.
И можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста обладают высоким уровнем развития воображения и способностью к творческому фантазированию.
Рекомендации по развитию воображения детям в период старшего дошкольного возраста на наш взгляд таковы: в условиях пребывания детей в стенах детского сада, психологу и воспитателям необходимо проводить с детьми игры и упражнения для развития воображения. В качестве упражнений могут подойти и используемые в нашей работе методики.
Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий.
Таким образом, все задачи
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение А
Методика «Придумай игру»
Протокол ответов
Костя 6 лет 8 месяцев
Догонялки фломастерами
Нужно
догнать одним фломастером
Три человека, но если лист большой то 6 человек
Один в роли догоняющего и двое убегающих
На большой лист бумаги чертится тропинка и по ней три человека догоняют друг друга фломастерами, на тропинке есть два разъезда: один ведет в тупик, другой нет, но ним можно обгонять. Кто первый доведет фломастер до конца тропинки тот победил.
Нельзя вылезать за тропинку, обгонять можно, но сбивать с тропинки нельзя.
Кто первый придет к концу тропинки, тот победил и игра закончилась.
Кто пришел
первый, не нарушая правил, тот выиграл.
Майя 6 лет 3 месяца
Стенка
Надо догонять друг друга, кого задели или он задел стенку, тот догоняет остальных
2 человека, можно больше
Одни – догоняет, другие убегают
В комнате или на улице начинает один догонять остальных, если кто-то заденет стенку или его заденет догоняющий, то он будет водить, т.е. догонять
Нельзя «находиться в домике», забегать на горку или еще куда-нибудь
Когда кто-то нарушает правила игра заканчивается или когда все устанут бегать. Победителей и проигравших в игре нет
Тот кто
нарушает правила много раз все
время догоняет.
Руслан 6 лет 2 месяца
Шаровод
Надо встать в круг и передавать друг другу надувной шарик или мяч, с закрытыми глазами
7 человек, можно больше
Кто-то передает, кто-то получает шарик
Надо всем встать в круг и закрыть глаза, у кого шарик тот передает его тому, кто стоит рядом, а он другому и так по кругу, можно передавать в другую сторону
Нельзя открывать глаза и выходить из круга
Когда все передадут шарик, все открывают глаза, а потом снова закрывают и снова играют
Кто ни
разу не открыл глаза и не выронил
шарик, тот хорошо играет.
Приложение Б
Методика «Придумай рассказ»
Протокол ответов
Костя 6 лет 8 месяцев
Сказка.
Жили-были четыре брата и была у них мама, две бабушки, папа и два дедушки. Все братья были добрыми, смелыми и сильными, но они не любили трудиться. Они были бедные. Когда все четыре брата выросли, они пошли добывать счастье. Собрали себе запасов, продуктов. Шли, шли и все их запасы кончились. Нашли они очень много клубничных кустов. А трудиться не хотели. Увидели они живой волшебный маленький гриб. «Гриб, гриб помоги нам, пожалуйста, сделать эту работу, собрать ягоду». И добрый гриб дал им волшебную дудочку. Они дунули в дудочку, и вся клубника собралась сама.
Снова
они к грибу прибежали: «Гриб,
дай нам, пожалуйста, кувшинчик». Прибежали
они обратно, а клубники уже нет. Они пошли
дальше и один младший брат увидел, что
гриб идет за ними, взял большой камень
и кинул в него. Гриб рассердился на них
и сделал дождь, все кругом потемнело.
Когда дождь прошел, вокруг братьев выросла
трава и им пришлось все косить, чтобы
идти дальше. Скосили они все и увидели
дом, в котором они и жили. И сказал старший
брат: «Мы шли не к частью, а по кругу, поэтому
и счастья не нашли». А другой брат сказал:
«Чтобы найти счастье надо трудиться».
Конец.
Майя 6 лет 5 месяцев
Сказка.
Давным-давно
жила-была принцесса. Она была очень красивая,
у нее были длинные волосы и красивые платья,
и у нее была книжка, старая и добрая. Когда
принцесса открывала свою книжку, книжка
ей говорила: «Открывай меня аккуратно,
не рви меня, пожалей меня». И принцесса
ее всегда аккуратно читала. Потом принцесса
пошла к своей маме, и мама сделала ей красивую
прическу. В прическе было много заколочек
и бантиков. Потом принцесса пошла и купила
себе яблочко, оно было очень красивое
и вкусное. Потом принцесса пошла к своему
тигренку. «Тигренок, давай с тобой поиграем»,
«Давай!», - сказал тигренок. И они играли
с ним в прятки. Потом тигренок сказал
принцессе, что у него есть волшебный ключик
от волшебного сада, где живет много тигрят
и позвал ее туда. Она пошла к ним и играла
с ними весь день. Там было очень красиво
и много деревьев. Потом принцесса пошла
в свой дворец, потому что сильно устала
и легла спать. Конец.
Руслан 6 лет 7 месяцев
Сказка.
Жили-были в лесу волк, медведь, лиса и птичка. Они все были добрые, они все дружили и ходили друг к другу в гости. Волк был самый сильный и смелый из них, даже сильнее медведя. Птичка была самая маленькая, а лиса самая хитрая. Однажды волк позвал медведя ловить рыбу, но медведь сказал, что он не умеет плавать и боится, и не пошел с волком. Волк пошел один и наловил много-много рыбы. Когда он пришел домой, то все остальные пришли к нему есть рыбу, которую он поймал. Но волк дал рыбу всем, кроме медведя, потому что медведь с ним не пошел ее ловить. Медведь обиделся на волка и ушел. И перестал с ним дружить. Потом к волку прилетела маленькая птичка и сказала, что медведь заболел. Волк пошел в лес нарвал много малины и принес ее медведю домой. Медведь удивился и сказал: «Зачем ты пришел, ты же не дал мне рыбы». А волк ему ответил: «Я принес тебе малины, чтобы ты выздоровел, и потом мы с тобой пойдем на речку и научу тебя плавать и мы с тобой будем ловить рыбу вместе». И они подружились. Конец.