Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель нашей работы: исследовать психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………….……………………………………….....6
1.1. Воображение как психический процесс и психическая деятельность………………………………………….……………………………6
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста…………………….…..11
1.3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………..14
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….…………………………………………...20
2.1. Этапы и методы работы……………………………………………...……..20
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………...…………25
Выводы по второй главе………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [11]. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее [5].
Также существуют такие виды воображения как продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется; и репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [13].
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами – схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов [5].
Рассматривая процесс воображения, следует сказать, что воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [13]
Создание
образов воображения
Агглютинация
(от латинского слова "агглютинаре",
означающего "приклеивать") — соединение
несоединимых в реальности качеств, свойств,
частей предметов, "склеивание" их подряд
в причудливых сочетаниях. Агглютинация
является наиболее простым предметом
создания творческих образов. Гиперболизация —
увеличение предмета или его частей, количества
частей. Это великаны в сказках, бробдингнежцы
в Путешествиях Гулливера Дж. Свифта,
многорукие богини в индийской мифологии,
шестикрылые серафимы, драконы о шести
головах и др. Миниатюризация характеризуется,
напротив, уменьшением размеров предметов
или их частей, уменьшение количества и т.п.
(карлики в сказках, лилипуты у Свифта, одноглазые
циклопы у Гомера и др.). Акцентирование
– в создаваемом образе есть какая-то
часть, деталь, которая выделяется, особо
подчеркивается. Заострение акцентирует
какие-либо признаки, что сознательно
используется, например, при создании
дружеских шаржей, карикатур. Схематизация
- в этом случае отдельные представления
сливаются, различия сглаживаются, отчетливо
прорабатываются основные черты сходства.
Это любой схематический рисунок. Схематизация
как прием воображения заключается в том,
чтобы мысленно исключить определенные
качества и свойства объектов, что позволяет
выделить в них главное, существенное.
Типизация - сложный процесс разложения
и соединения, в результате чего выкристаллизовывается
зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений
с другими людьми); для него характерно
выделение существенного, повторяющегося
в однородных в каком-то отношении фактах
и воплощении их в конкретном образе. Типизация
– наиболее сложный прием творческого
воображения. Художники, писатели, скульпторы
в большей мере опираются именно на нее
[3; 13].
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [1].
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.) [9].
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни [8].
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление [7].
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" — "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия [4].
Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [6].
В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Развитие личности и деятельности в старшем дошкольном возрасте характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие [12].
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения [14].
Серьезное
внимание необходимо уделять развитию
познавательной активности и интересов
старших дошкольников. Этому должна
способствовать вся атмосфера жизни
детей. Обязательным элементом образа
жизни старших дошкольников является
участие в разрешении проблемных
ситуаций, в проведении элементарных
опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами,
увеличительными стеклами и пр.),
в развивающих играх, головоломках,
в изготовлении игрушек-самоделок, простейших
механизмов и моделей [7].
1.3 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента воображения: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Для каждого из уровней развития воображения свойственна относительно большая представленность одной из этих характеристик. Но в то же время все три характеристики присутствуют на любом из уровней развития воображения [3].
Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:
Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) основой развития воображения считают способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации, производящие сильное впечатление. Подобного предположения придерживаются так же Э. Крис и К. Кюби. Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности [14].
Л. Дийлалла и М. Уотсон, изучая развитие воображения у дошкольников, выделяют четыре уровня перехода от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению воображения от мира реальности. На первом уровне у ребенка отсутствует граница между фантазией и реальностью. На втором - она между ними намечается. На третьем - становится четкой. А на четвертом - происходит отделение фантазии от реальности. Этот уровень позволяет ребенку осознать, в какой из сфер он находится [14].
Старшие
дошкольники способны фантазировать
произвольно, заранее до начала деятельности
планируя процесс воплощения замысла.
Они начинают план достижения цели,
предварительно отбирают и готовят
необходимое оборудование. Целенаправленное
развитие воображения у детей
сначала происходит под влиянием
взрослых, которые побуждают их произвольно
создавать образы. А затем дети
самостоятельно представляют замыслы
и план по их реализации. Причем в
первую очередь этот процесс наблюдается
в коллективных играх, продуктивных
видах деятельности, то есть там, где
деятельность протекает с использованием
реальных объектов и ситуаций и требует
согласованности действий ее участников.
Кроме того, что воображение значительно
расширяет границы познания, оно
позволяет дошкольнику «
что может быть и чего не может. Реалистический
подход к фантастике в сказке возникает
в дошкольном возрасте. Развитие воображения
приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет
дети создают воображаемые миры, населяют
их персонажами, имеющими определенные
характеристики и действующими в соответствующих
ситуациях. В создании фантазий может
участвовать развивающая защитная функция
воображения. Воображение помогает ребенку
решить эмоциональные и личностные проблемы,
неосознанно избавиться от тревожных
воспоминаний, восстановить психологический
комфорт, преодолеть чувство одиночества.
Таким образом, происходит становление
психологической защиты [2].
При создании образов дети используют прием антропоморфизации – одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом [2].