Психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы: исследовать психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………….……………………………………….....6
1.1. Воображение как психический процесс и психическая деятельность………………………………………….……………………………6
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста…………………….…..11
1.3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………..14
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….…………………………………………...20
2.1. Этапы и методы работы……………………………………………...……..20
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………...…………25
Выводы по второй главе………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.66 Кб (Скачать)

Богатству детской фантазии трудно не поразиться. Как говорил Гёте: «Дети могут  из всего что угодно сделать всё  что угодно». Психологи долгое время  спорили (по сей день этот вопрос остается дискуссионным) относительно того, кто  обладает более совершенным воображением – ребенок или взрослый. В этом неоконченном споре заявлены самые  разные, порой взаимоисключающие  позиции, но почти все его участники  признают – детские фантазии дальше отстоят от объективной реальности, меньше учитывают объективные закономерности окружающего мира, нежели творческие образы взрослых [3]. 

     Воображение ребенка старшего дошкольного возраста претерпевает кардинальные изменения. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения (фантазирование ради самого процесса фантазирования, безо всякой сознательной цели, своего рода игра с образами) в старшем дошкольном возрасте возникает качественно новый тип воображения – произвольное воображение [2]. 

Появление произвольного воображения психологи  связывают с усложнением деятельности и общения детей. В частности, первые образы произвольного воображения  создаются ребенком под влиянием словесных воздействий взрослого  в сюжетно-ролевой игре. Несколько  позже произвольное воображение  проявляется и в других видах  детской деятельности, требующих  предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение). С другой стороны, в старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится целенаправленным, растет устойчивость творческих замыслов, происходит освоение специфических культурных средств  регуляции воображения [2].

     Выделим еще несколько характерных для  воображения старших дошкольников особенностей. В процессе создания творческих образов дети старшего дошкольного  возраста пользуются как комбинированием  ранее полученных представлений (представлений  памяти), так и их преобразованием, «осуществляемым путем анализа  и синтеза имеющихся представлений  и актуальных восприятий» (Я.Л. Коломинский).  Широко распространенным приемом создания творческих образов служит гипербола. Преднамеренно, порой гротескно, преувеличивая  какие-либо качества объектов или явлений, доводя их до крайности, абсолютизируя, дети старшего дошкольного возраста создают резкие противоположности, доступные пониманию. Хорошо известна также анимистичность образов, создаваемых  детьми. Часто в своем воображении  ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой  материи, физическим явлениям антропоморфические черты [3].

Высокого  уровня развития достигает мышление по аналогии. В плане воображения  старшие дошкольники легко переносят  качества одного предмета на другой, нередко  прибегают к метафорам. «Образы  и представления детей-дошкольников гибки и динамичны, что позволяет  ребенку старшего дошкольного возраста вычленять разные свойства этих образов, переносить их на другие образы, создавать  новые образы», – писал В.В. Давыдов. Примерами такой творческой деятельности В.В. Давыдов считал построение в  плане воображения замыслов сюжетно-ролевых  игр [14].  

Выводы  по первой главе

     Итак, в психологии наряду с остальными психическими функциями воображение  выступает в качестве отражения  окружающей действительности, являясь  социальным по своей природе, и активно  развивается именно в дошкольном возрасте.

          В первом параграфе, нашей работы, мы описали, что традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей.

       Во втором параграфе, нашей работы, мы описали, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

     И в третьем параграфе, мы обозначили, что проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов и до сих пор является весьма дискуссионной. Также мы выделили особенности развития воображения в дошкольном возрасте: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

     Таким образом, благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.  

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Этапы и методы  работы

         Во второй части нашего исследования  мы рассмотрим и проведем методики, которые, на наш взгляд, наиболее  точнее позволяют выявить те  или иные психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. 

         Этапы работы:

1. выбор  и описание используемых методик:  цель, инструкция, форма и описание  интерпретации результатов и  ключей;

2. подготовка  бланков; 

3. проведение  методик на детях в возрасте от 6 до 7 лет, девочек (1) и мальчиков (2);

4. обработка  полученных данных;

5. анализ  и  интерпретация полученных  результатов, составление таблиц;

6. выводы.

         Первая используемая нами методика называется «Придумай игру» [5].

Ребенок получает задание за 5 минут придумать  какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы  экспериментатора:

  1. Как называется игра?
  2. В чем она состоит?
  3. Сколько человек необходимо для игры?
  4. Какие роли получают участники в игре?
  5. Как будет проходить игра?
  6. Каковы правила игры?
  7. Чем должна будет закончиться игра?
  8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка  результатов

     В ответах ребенка должна оцениваться  не речь, а содержание придуманной  игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно  задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

     Критерии  оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие  в игре различных ролей для  разных ее участников.

4. Наличие  в игре определенных правил.

5. Точность  критериев оценки успешности  проведения игры.

     По  каждому из этих критериев придуманная  ребенком игра может оцениваться  от 0 до 2 баллов.

     Оценка  в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).

     1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

     2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

     По  всем этим критериям и признакам  придуманная ребенком игра в сумме  может получить от 0 до 10 баллов. И  на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

     Выводы  об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 

8-9 баллов - высокий. 

6-7 баллов - средний. 

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла  - очень низкий. 

         Вторая методика, которую мы использовали  называется «Придумай рассказ» [5].

Ребенку дается задание придумать рассказ  о ком-либо или о чем- либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем  пересказать его в течение  двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка. Оценка результатов.

     Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. Разнообразие  образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

     По  каждому из названных признаков  рассказа может получить от  0 до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.    

     По  первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку  удалось придумать данный рассказ в течение не более чем 30 сек.

     1 балл рассказу ставится тогда,  когда на придумывание его  ушло от 30 сек. до 1 мин.

     0 баллов по данному признаку  рассказ получает, если за минуту  ребенок так и не смог  ничего придумать.                                       

     Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок  просто механически пересказывает  то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ я по данному  признаку получает 0 баллов.

Если  ребенок привнес в виденное или  слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл.

     Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.                                              

     По  критерию "разнообразие образов, используемых в рассказе" (третий признак) рассказ  получает 0 баллов, если в нем с  начала и до конца неизменно говорится  об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа.

     В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.

     Наконец, оценку в 2 балла рассказ может  получить лишь тогда, когда в нем  имеются четыре и более персонажей (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

     Оценка  проработанности и детализации  образов в рассказе (четвертый  признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается  в 0 баллов.

     Если, кроме названия, указываются еще  один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл.

     Если  же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более  признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в  рассказе (пятый признак) оценивается  так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя  и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ  оценивается в 0 баллов.

Информация о работе Психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста