Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель нашей работы: исследовать психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ) РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………….……………………………………….....6
1.1. Воображение как психический процесс и психическая деятельность………………………………………….……………………………6
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста…………………….…..11
1.3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………..14
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….…………………………………………...20
2.1. Этапы и методы работы……………………………………………...……..20
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы ……………...…………25
Выводы по второй главе………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35
Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл.
Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий
0 -1 балл - очень низкий.
И третья методика, которую мы использовали, называется «Нарисуй что-нибудь» [5].
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10
баллов - ребенок за отведенное
время придумал и нарисовал
нечто оригинальное, необычное, явно
свидетельствующее о
8-9
баллов - ребенок придумал и нарисовал
что-то достаточно
5-7
баллов - ребенок придумал и нарисовал
нечто такое, что в целом
является не новым, но несет
в себе явные элементы
3-4
балла - ребенок нарисовал нечто
очень простое, неоригинальное, причем
на рисунке слабо
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
5-7 баллов - средний.
3-4 балла - низкий.
0-2 балла
- очень низкий.
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы
После проведенной нами
По первой методике «Придумай игру» получились следующие результаты: испытуемый №1 (Костя) по первому признаку «оригинальность и новизна», испытуемый получил 2 балла, так как в игре присутствует отчетливая выраженность оригинальности и новизны. По второму признаку «продуманность условий», испытуемый также получает 2 балла, так как условия игры были хорошо продуманы и описаны испытуемым. По третьему признаку «наличие в игре различных ролей для разных ее участников» испытуемый набрал 1 балл, так как в игре описаны всего две роли участвующих. По четвертому признаку «наличие в игре определенных правил», испытуемый набрал 2 балла, так как правила игры были отчетливо описаны и объяснены. По пятому признаку «точность критериев оценки успешности проведения игры» испытуемый набирает 2 балла, так как критерии оценки успешности проведения игры были описаны очень точно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №1 обладает высоким уровнем развития воображения. (9 баллов)
Испытуемый №2 (Майя) по первому признаку «оригинальность и новизна», испытуемый получил 2 балла, так как в игре присутствует отчетливая выраженность оригинальности и новизны. По второму признаку «продуманность условий», испытуемый также получает 2 балла, так как условия игры были хорошо продуманы и описаны испытуемым. По третьему признаку «наличие в игре различных ролей для разных ее участников» испытуемый набрал 1 балл, так как в игре описаны всего две роли участвующих. По четвертому признаку «наличие в игре определенных правил», испытуемый набрал 2 балла, так как правила игры были отчетливо описаны и объяснены. По пятому признаку «точность критериев оценки успешности проведения игры» испытуемый набирает 2 балла, так как критерии оценки успешности проведения игры были описаны очень точно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №2 обладает высоким уровнем развития воображения. (9 баллов)
Испытуемый №3 (Руслан) по первому признаку «оригинальность и новизна», испытуемый получил 2 балла, так как в игре присутствует отчетливая выраженность оригинальности и новизны. По второму признаку «продуманность условий», испытуемый также получает 2 балла, так как условия игры были хорошо продуманы и описаны испытуемым. По третьему признаку «наличие в игре различных ролей для разных ее участников» испытуемый набрал 1 балл, так как в игре описаны всего две роли участвующих. По четвертому признаку «наличие в игре определенных правил», испытуемый набрал 2 балла, так как правила игры были отчетливо описаны и объяснены. По пятому признаку «точность критериев оценки успешности проведения игры» испытуемый набирает 2 балла, так как критерии оценки успешности проведения игры были описаны очень точно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №3 обладает высоким уровнем развития воображения. (9 баллов)
По второй методике «Придумай рассказ» получились следующие результаты: испытуемый №1 (Костя) по первому признаку «скорость придумывания рассказа» получил 1 балл, он потратил на рассказ 1 минуту.
По второму признаку «необычность, оригинальность сюжета рассказа», испытуемый набрал 2 балла, так как сюжет рассказа придуман самим ребенком, необычен и оригинален.
По третьему признаку «разнообразие образов, используемых в рассказе», испытуемый получил 2 балла так как в рассказе имеются пять персонажей, которые характеризуются с разных сторон.
По критерию «проработанность и детализация образов, представленных в рассказе», испытуемый №1 получил оценку в 1 балл, так как кроме названия персонажей, указывается еще один или два признака.
По критерию «впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе», испытуемый набрал 2 балла, так как сам рассказ и передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №1 обладает высоким уровнем развития воображения. (8 баллов)
Испытуемый №2 (Майя) по первому признаку «скорость придумывания рассказа» получил 2 балла, он потратил на рассказ 30 секунд.
По второму признаку «необычность, оригинальность сюжета рассказа», испытуемый набрал 2 балла, так как сюжет рассказа придуман самим ребенком, необычен и оригинален.
По третьему признаку «разнообразие образов, используемых в рассказе», испытуемый получил 1 балл так как в рассказе имеются три разных персонажа, которые характеризуются с разных сторон.
По критерию «проработанность и детализация образцов, представленных в рассказе», испытуемый №1 получил оценку в 1 балл, так как кроме названия персонажей, указывается еще один или два признака.
По критерию «впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе», испытуемый набрал 2 балла, так как сам рассказ и передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №2 обладает высоким уровнем развития воображения. (8 баллов)
Испытуемый №3 (Руслан) по первому признаку «скорость придумывания рассказа» получил 1 балл, он потратил на рассказ 1 минуту.
По второму признаку «необычность, оригинальность сюжета рассказа» испытуемый набрал 2 балла, так как сюжет рассказа придуман самим ребенком, необычен и оригинален.
По третьему
признаку «разнообразие образов, используемых
в рассказе», испытуемый получил 2 балла
так как в рассказе имеются 4 персонажа,
которые характеризуются с
По критерию «проработанность и детализация образов, представленных в рассказе», испытуемый №3 получил оценку в 1 балл, так как кроме названия персонажей, указывается еще один или два признака.
По критерию «впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе», испытуемый набрал 2 балла, так как сам рассказ и передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №3 обладает высоким уровнем развития воображения. (8 баллов)
По третьей методике «Нарисуй что-нибудь» получились следующие результаты: испытуемый №1 (Костя), получает 9 баллов, так как ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №1 обладает высоким уровнем развития воображения. (9 баллов)
Испытуемый №2 (Майя), получает 5 баллов, так как ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемый №2 обладает средним уровнем развития воображения. (5 баллов)
Испытуемый №3 (Руслан), получает 5 баллов, так как ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что испытуемый №3 обладает
средним уровнем развития воображения.
(5 баллов)
Выводы по второй главе
В ходе проведенной
После проведения второй
Из последней методики следует,
По всем полученным нами
С нашей точки зрения, те методики, на которые мы в своей работе опирались и по которым делали анализ, интерпретацию и выводы, являются достаточно точными и охватывают аспекты, необходимые при экспериментальной работе по исследованию психологических особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста.