Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования.
- раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
- разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1.Понятие о воображении.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3. Механизм творческого воображения.
1.4. Особенности воображения у детей.
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

                                Содержание :

  Введение

Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

1.1.Понятие о воображении.

1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.

1.3. Механизм творческого воображения.

1.4. Особенности воображения у детей.

1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.

Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

2.1. Констатирующий эксперимент.

2.2. Формирующие эксперименты.

2.3. Контрольный эксперимент.

Заключение.

Список  литературы.

Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение 

Актуальность  темы.

Социально-экономические  преобразования в  обществе диктуют  необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные  проблемы. В связи  с этим перед дошкольными  учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь  требует совершенствования  учебно-воспитательного  процесса с учетом психологических  закономерностей  всей системы познавательных процессов.

Проблема  развития творческого  воображения детей  актуальна тем, что  этот психический  процесс является неотъемлемым компонентом  любой формы деятельности ребенка, его поведения  в целом. В последние  годы на страницах  психологической  и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о  роли воображения  в умственном развитии ребенка, об определении  сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое  воображение детей  представляет огромный потенциал для  реализации резервов комплексного подхода  в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Объект  исследования.

Объектом  исследования является развитие воображения  у детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования.

Особенности развития творческого  воображения у  детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.

Цель  работы.

Изучить особенности и  возможности развития и активизации  творческого воображения  детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной  деятельностью.

Задачи  исследования.

- раскрыть особенности  воображения у  детей дошкольного  возраста и его  связь с интересами  и эмоциями;

- определить особенности  изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

- разработать комплексную  методику диагностики  и развития творческого  воображения детей  дошкольного возраста;

- определить возможные  пути развития  творческого воображения  у детей дошкольного  возраста в процессе  изодеятельности;

- провести экспериментальную  проверку отработанных  форм, методов и  средств для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста;

- разработать рекомендации  по развитию творческого  воображения у  детей.

Гипотеза  исследования. 

Развитие  творческого воображения  происходит в процессе изодеятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности являются художественно-дидактические упражнения.

Методы  исследования.

теоретический анализ проблемы;

формирующий эксперимент (в форме  развивающих игр  и упражнений с  детьми старшей труппы);

констатирующий  и контрольный  эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и  фиксацию результатов, достигнутых после  проведения развивающих  занятий;

методы  качественного и  количественного  анализа эмпирических данных.

Практическая  значимость.

Практическая  значимость результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей развития воображения детей, связанных с особенностями оперирования различными средствами, подобран комплекс развивающих игр и упражнений, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

1.1. Понятие о воображении.

Всякая  деятельность человека, результатом которой  является не воспроизведение  бывших в его опыте  впечатлений и  действий, а создание новых образов  или действий; будет  принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и  воспроизводящий  наш прежний опыт, он есть также орган  комбинирующий, творчески  перерабатывающий и  создающий из элементов  этого прежнего опыта  новые положения  и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек  был бы существом, обращенным только к  прошлому, и умел бы приспособляться  к будущему только постольку, поскольку  он воспроизводит  это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его  существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

         Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

        «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

        Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются  самые разные определения  воображения. Так  Л. С.

Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

         «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

        «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

       «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение  к формам чувственного материала. Природу  воображения составляет синтез, единство логического  и чувственного.

         Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

        Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Виды воображения  и способы создания  творческих образов.

Существуют  несколько классификаций  видов воображения, каждая из которых  имеет в своем  основании какой-либо из существенных признаков  воображения.По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

      Воссоздающее воображение  – это представление  чего-либо нового  для данного человека, опирающееся на  словесное описание  или условное изображение  этого нового (чертеж, схема, нотная  запись и т.п.). Этот вид воображения  широко используется  в разных видах  деятельности человека, в том числе  и в обучении. Ведущую  роль в нем играют  образы памяти. Воссоздающее  воображение играет  важную роль в  процессе коммуникации  и усвоении социального  опыта.

    Творческое воображение  – это создание  новых образов  без опоры на  готовое описание  или условное изображение.  Творческое воображение  заключается в  самостоятельном  создании новых  образов. Почти  вся человеческая  культура является  результатом творческого  воображения людей.  В творческом комбинировании  образов исчезает  ведущая роль памяти, но ее место  приходит эмоционально  окрашенное мышление.

Образы  творческого воображения  создаются посредством  различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении  подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения  характерны определенные процессы, которые  включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

    Типизация как  специфическое обобщение  состоит в создании  сложного, целостного  образа, носящего  синтетический характер. Например, существуют  профессиональные  образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой  подбор и соединение определенных черт предметов  или явлений. Комбинирование это не простое  механическое сочетание  исходных элементов, а объединение  их по конкретной логической схеме. Основой для  комбинирования является опыт человека.

   Следующим существенным  способом создания  творческих образов  является акцентирование, подчеркивание определенных  черт, признаков,  сторон, свойств,  их преувеличение  или преуменьшение.  Классическим примером  является шарж, карикатура.

Информация о работе Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста