Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования.
- раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
- разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1.Понятие о воображении.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3. Механизм творческого воображения.
1.4. Особенности воображения у детей.
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

Вывод: Полученные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений  выполнено мало. Наиболее часто встречаются  в созданных детьми изображениях образы:

Круг - солнце, шарик;

Квадрат - телевизор, портфель, дом;

Треугольник - елка, дом, человек.

2.2. Формирующие эксперименты

Далее с детьми проводили  формирующий эксперимент, цель которого была развитие творческого  воображения в  процессе изодеятельности. Для этого использовались следующие методики:

1) упражнение "Три  краски"

2) модифицированный  тест Роршаха

3) упражнение "Волшебники" (Сакович Н.А. "Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста")

Упражнение "Три  краски".

Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения  у детей.

Оборудование: краски и бумага.

Ход занятия: Ребенку  предлагали взять  три краски, по его  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить  ими весь лист. Потом  ответить на вопросы:

На  что похож рисунок?

Какое название вы дали бы своей картине?

Обработка результатов (см. приложение №2):

1 человек - 4 названия 7%

3 человека - по 3 названия 20%

5 человек - по 2 названия 33%

6 человек - по 1 названию 40%

Модифицированный  тест Роршаха.

Цель: развить у детей  творческое воображение; научить находить сходство изображения  неясных очертаний  с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами  различной конфигурации.

Ход занятия: Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия  выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти  сходства чернильного  пятна с каким-либо объектом, другие указывают  на сходство с одним  объектом, третьи могут  установить сходство с несколькими  объектами. Нужно  учить детей выделять целое, часть из пятна.

Обработка результатов (см. приложение №2):

Саша  Зима - 4 названия.

Илюша Л. и Влад Г. - по 3 названия.

Уровни  развития.

Высокий Средний Низкий  
20% 47% 33%  

Упражнение "Волшебники"

Цель: развитие воображения  на базе чувств и  эмоций.

Оборудование: краски, бумага, фигурки  волшебников.

Ход занятия: Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив  одного в доброго, а другого в  злого "волшебника".

Обработка результатов (см. приложение №2): дети попытались передать свои чувства  переживания добра  и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах  достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.

Вывод: в результате формирующего эксперимента была сделана  попытка развития воображения через  фантазию ("Три  краски"), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции ("Волшебники") посредством изодеятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Контрольный эксперимент. 

Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить уровень  развития творческого  воображения детей  с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

Тест  креативности.

Цель: определить, насколько  сильно изменился  уровень развития творческого воображения  у детей после  проведения формирующих  экспериментов.

Оборудование: бланк №1 (см. приложение №1)

Ход занятия: Детям снова  предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте.

Обработка результатов (см. приложение №3): Оригинальных изображений 24.

Контрольный эксперимент.

Вывод: Таким образом, проведенное  диагностическое  задание и его  анализ показали, что  после проведенных  различных упражнений обнаружены более  высокие показатели - оригинальных изображений 24, а, следовательно, уровень  развития творческого  воображения у  детей повысился.

Заключение.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые  определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными  направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

Развитие  продуктивного творческого  воображения, которое  характе-ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Развитие  качеств мышления, которые формируют  креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Детский возраст имеет  богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее  использовать их в  младшем школьном детстве.

Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое  и интеллектуальное  развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие  ребенка.

3. Самостоятельное  решение ребенком  задач, требующих  максимального напряжения, когда ребенок  добирается до "потолка"  своих возможностей.

4. Предоставление ребенку  свободу в выборе  деятельности, чередовании  дел, продолжительности  занятий одним  делом и т.д.

5. Умная доброжелательная  помощь (а не подсказка)  взрослых.

6. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение  взрослыми стремления  ребенка к творчеству.

Но  создания благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка  с высокоразвитыми  творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Необходимым условием развития творческого  воображения детей  является включение  субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная  деятельность может  быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными  путями для его  развития на занятиях рисования могут  быть: применение художественно-дидактических  упражнений; рисование  на темы; выразительные  средства живописи.

Исходя  из результатов проведенной  экспериментальной  работы видно, что  наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился  уровень творческого  воображения. Дети очень  охотно включились в  игровые ситуации, у них повысился  интерес к рисованию.

Процесс изобразительной  деятельности создает  у детей лично  значимый для каждого  ребенка мотив  деятельности, а это  в свою очередь  обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более  высокий, так как  ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого  воображения.

К сожалению, традиционная существующая в нашей  стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое  развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в  основном стихийно и  в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

Введение  в программу дошкольного  воспитания специальных  занятий, направленных на развитие творческого  воображения и  мышления детей.

На  специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

Управление  взрослыми детской  предметной и сюжетно-ролевой  игрой с целью  развития в ней  воображения детей.

Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

Работа  с родителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Итак, воображение - это  способность человека создавать новые  образы путем преобразования предшествующего  опыта. С помощью  воображения человек  может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные  открытия и создавать  произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано  силе воображения  человека. Другими  словами, именно воображение  во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять  важное для себя решение, человек всегда вначале  представляет это  в своем воображении. Именно благодаря  тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении  увидеть конечный результат, представить  будущее, он может  подготовиться к  нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Преобразование  действительности при  помощи воображения  происходит посредством  нескольких основных способов: агглютинации, акцентуирования, схематизации и типизации.

Наиболее  интенсивно воображение  развивается в  дошкольном и школьном возрасте. Если воображение  преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В курсовой работе сделан анализ развития воображения  старших дошкольников. Работа состояла из трех этапов:

а) теоретическое описание понятия "воображение" и его значения в человеческой жизни;

б) апробация специальной  программы, направленной на развитие воображения  старших дошкольников;

Раскрыта  сущность понятия "воображение", описаны его функции, виды и психологические  механизмы. На базе конкретного  ДУ апробирована программа  по развитию воображения  старших дошкольников. Проведен анализ полученных результатов, предложены определенные рекомендации по дальнейшему развитию воображения детей  для педагогического  состава ДУ.

Проведенное исследование показало, что в своих  вымыслах дошкольники  весьма изобретательны, их воображение носит  не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель  предлагает дошкольникам сюжет игры, они  не механически его  воспроизводят, а  творчески развивают  и дополняют предложенную тему. Однако в своем  поведении старший  дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько  снижается.

Уровень развития воображения  детей в таком  возрасте может существенно  различаться, о чем  свидетельствует  анализ результатов  проведенной программы. Кроме того, воображение  каждого ребенка  имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.

Информация о работе Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста