Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования.
- раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
- разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1.Понятие о воображении.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3. Механизм творческого воображения.
1.4. Особенности воображения у детей.
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

В возрасте 5-6 лет в  процесс воображения  включается так называемое "ступенчатое  планирование", которое  приводит детей к  возможности направленного  творчества (пошаговые  действия, последовательное нанизывание событий).

Воспитывая  детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах  с воспитателями  и родителями с  окружающей жизнью, ребёнок затем  отражает воспринятое  в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки  накопленного опыта  формируется воображение.

Необходимо  помнить, что воображение  дошкольника развивается  в деятельности: в  игре, в рисовании, в занятиях по родному  языку. Поэтому организация  этих видов деятельности, педагогическое руководство  ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную  роль в развитии воображения  имеет художественное воспитание детей.

Слушая  сказки и художественные рассказы, присутствуя  на спектаклях, рассматривая доступные его  пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается  представлять себе изображённые события, у него развивается  воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника  станет залогом успешной учебы в школе. 
 
 

Список  литературы

Приложения

Приложение  № 1. Констатирующий эксперимент

Таблица № 1.

Результаты  проведения методики Е. Торренса  
"Неполные фигуры"

 
И. Ф. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа  
1. Юля К. Колесо (-) портфель (-) дом (-) 4  
2. Илюша  Л. Колобок (-) телевизор (-) елка (-) 4  
3. Кристина  М. подсолнух (-) подъемн. Кран. (+) Косынка (-) 3  
4. Дима С. будильник (-) телевизор (-) человек (-) 4  
5. Сережа  Л. Шарик (-) машина лег. (+) Колокольчик (+) 2  
6. Ира П. будильник (-) дом (-) конверт (-) 4  
7 Влад Г. Мяч (-) телевизор (-) пилотка (-) 4  
8. Оля С. солнце (-) змей (+) елка (-) 3  
9. Слава  К. Шар (-) дом (-) пирамидка (-) 4  
10. Илюша  Ф. гриб (-) окно (-) дом (-) 4  
11. Данил  М. ромашка (-) часы (-) человек (+) 3  
12. Алена  С. человек (+) дом (-) елка (-) 3  
13. Дима П. солнце (-) телевизор (-) дом (-) 4  
14. Вадик  К. Яблоко (-) телевизор на тумб. (+) Елка (-) 3  
15. Саша З. Солнце (-) картофель (-) дом (-) 4  
           

(+) - оригинальное изображение

Получено 7 оригинальных изображений.

 

Бланк № 1 (Для методики Е. Торренса)

Приложение  № 2. Формирующий  эксперимент

Таблица № 2.

Результаты  проведения методики "Три  краски"

 
И. Ф. ребенка Названия картин Количество названий  
1. Юля К. Лес, жаркий день 2  
2. Илюша  Л. Полка, пляж 2  
3. Кристина  М. Бумага цветная 1  
4. Дима С. Торт, разные конфеты 2  
5. Сережа  Л. Водопад, летний день 2  
6. Ира П. Разноцветные ленты 1  
7 Влад Г. Лес, жаркий день, пляж 3  
8. Оля С. Канавы, пасмурный  день 2  
9. Слава  К. Луна, ночь, ракета в  небе 3  
10. Илюша  Ф. Самолет в небе 1  
11. Данил  М. Парк, листопад, осень 3  
12. Алена  С. Поле цветов 1  
13. Дима П. Трактор в поле 1  
14. Вадик  К. Лес, занавес, овраг, закат 4  
15. Саша З. Разноцветные мелки 1  
Всего:   29  
       

Таблица № 3.

Результаты  проведения модифицированного  
теста Роршаха.

 
Ф. и. ребенка Название картины Количество  
названий
 
1. Юля К. Фонтан, башня 2  
2. Илюша  Л. Букет, дерево, мороженное 3  
3. Кристина  М. Цветок, жук 2  
4. Дима С. Барышня 1  
5. Сережа  Л. Бабочка, салют 2  
6. Ира П. Птица, рыба 2  
7 Влад Г. Божья коровка, жук 3  
8. Оля С. Заяц, медведь 2  
9. Слава  К. Филин, лягушка 2  
10. Илюша  Ф. Куст 1  
11. Данил  М. Факел 1  
12. Алена  С. Ракета, голубь 2  
13. Дима П. Паук 1  
14. Вадик  К. Павлин 1  
15. Саша З. Перо, цыпленок, корабль, самолет 4  
Всего   28  
       

 

Таблица № 4.

Упражнение "Волшебники"

Уровни  развития

 
Уровни Количество детей %  
Высокий 4 27%  
Средний 9 60%  
Низкий 2 13%  
       

Приложение  № 3. Контрольный  эксперимент

Таблица № 5.

Результаты  проведения методики Е. Торренса  
"Неполные фигуры"

 
И. Ф. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа  
1. Юля К. Утенок (+) Книга (-) Ваза с цвет. (+) 2  
2. Илюша  Л. Новог. игрушка (-) Портфель (-) Треугольник (-) 4  
3. Кристина  М. Самовар (+) Окно (-) Гиря (+) 2  
4. Дима С. Бабушка (+) Скворечник (-) Гриб (+) 2  
5. Сережа  Л. Часы (-) Сумка (-) Зонт (+) 3  
6. Ира П. Петух (+) Кастрюля (-) Колпак (-) 3  
7 Влад Г. Царевна (+) Торт (-) Флажок (-) 3  
8. Оля С. Снеговик (-) Телевизор (-) Стрела (+) 3  
9. Слава  К. Аквариум (-) Картина (-) Компас (+) 3  
10. Илюша  Ф. Чайник (-) Клетка с попуг. (+) Ракета (+) 2  
11. Данил  М. Ежик (+) Робот (-) Карандаш (+) 2  
12. Алена  С. Барабан (-) Машина (+) Пчела (+) 2  
13. Дима П. Цветок (+) Стол с вазой (+) Конфета (+) 1  
14. Вадик  К. Телефон (+) Дом (-) Дом (-) 3  
15. Саша З. Звезда (+) Салфетка (-) Буратино (+) 2  
           

Информация о работе Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста