Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования.
- раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
- разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
Введение
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1.Понятие о воображении.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3. Механизм творческого воображения.
1.4. Особенности воображения у детей.
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.
В возрасте 5-6 лет в процесс воображения включается так называемое "ступенчатое планирование", которое приводит детей к возможности направленного творчества (пошаговые действия, последовательное нанизывание событий).
Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.
Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.
Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
И,
наконец, хорошо развитое
воображение дошкольника
станет залогом успешной
учебы в школе.
Список литературы
Приложения
Приложение № 1. Констатирующий эксперимент
Таблица № 1.
Результаты
проведения методики
Е. Торренса
"Неполные фигуры"
И. Ф. ребенка | Круг | Квадрат | Треугольник | Группа | |
1. Юля К. | Колесо (-) | портфель (-) | дом (-) | 4 | |
2. Илюша Л. | Колобок (-) | телевизор (-) | елка (-) | 4 | |
3. Кристина М. | подсолнух (-) | подъемн. Кран. (+) | Косынка (-) | 3 | |
4. Дима С. | будильник (-) | телевизор (-) | человек (-) | 4 | |
5. Сережа Л. | Шарик (-) | машина лег. (+) | Колокольчик (+) | 2 | |
6. Ира П. | будильник (-) | дом (-) | конверт (-) | 4 | |
7 Влад Г. | Мяч (-) | телевизор (-) | пилотка (-) | 4 | |
8. Оля С. | солнце (-) | змей (+) | елка (-) | 3 | |
9. Слава К. | Шар (-) | дом (-) | пирамидка (-) | 4 | |
10. Илюша Ф. | гриб (-) | окно (-) | дом (-) | 4 | |
11. Данил М. | ромашка (-) | часы (-) | человек (+) | 3 | |
12. Алена С. | человек (+) | дом (-) | елка (-) | 3 | |
13. Дима П. | солнце (-) | телевизор (-) | дом (-) | 4 | |
14. Вадик К. | Яблоко (-) | телевизор на тумб. (+) | Елка (-) | 3 | |
15. Саша З. | Солнце (-) | картофель (-) | дом (-) | 4 | |
(+) - оригинальное изображение
Получено 7 оригинальных изображений.
Бланк № 1 (Для методики Е. Торренса)
Приложение № 2. Формирующий эксперимент
Таблица № 2.
Результаты проведения методики "Три краски"
И. Ф. ребенка | Названия картин | Количество названий | |
1. Юля К. | Лес, жаркий день | 2 | |
2. Илюша Л. | Полка, пляж | 2 | |
3. Кристина М. | Бумага цветная | 1 | |
4. Дима С. | Торт, разные конфеты | 2 | |
5. Сережа Л. | Водопад, летний день | 2 | |
6. Ира П. | Разноцветные ленты | 1 | |
7 Влад Г. | Лес, жаркий день, пляж | 3 | |
8. Оля С. | Канавы, пасмурный день | 2 | |
9. Слава К. | Луна, ночь, ракета в небе | 3 | |
10. Илюша Ф. | Самолет в небе | 1 | |
11. Данил М. | Парк, листопад, осень | 3 | |
12. Алена С. | Поле цветов | 1 | |
13. Дима П. | Трактор в поле | 1 | |
14. Вадик К. | Лес, занавес, овраг, закат | 4 | |
15. Саша З. | Разноцветные мелки | 1 | |
Всего: | 29 | ||
Таблица № 3.
Результаты
проведения модифицированного
теста Роршаха.
Ф. и. ребенка | Название картины | Количество названий |
|
1. Юля К. | Фонтан, башня | 2 | |
2. Илюша Л. | Букет, дерево, мороженное | 3 | |
3. Кристина М. | Цветок, жук | 2 | |
4. Дима С. | Барышня | 1 | |
5. Сережа Л. | Бабочка, салют | 2 | |
6. Ира П. | Птица, рыба | 2 | |
7 Влад Г. | Божья коровка, жук | 3 | |
8. Оля С. | Заяц, медведь | 2 | |
9. Слава К. | Филин, лягушка | 2 | |
10. Илюша Ф. | Куст | 1 | |
11. Данил М. | Факел | 1 | |
12. Алена С. | Ракета, голубь | 2 | |
13. Дима П. | Паук | 1 | |
14. Вадик К. | Павлин | 1 | |
15. Саша З. | Перо, цыпленок, корабль, самолет | 4 | |
Всего | 28 | ||
Таблица № 4.
Упражнение "Волшебники"
Уровни развития
Уровни | Количество детей | % | |
Высокий | 4 | 27% | |
Средний | 9 | 60% | |
Низкий | 2 | 13% | |
Приложение № 3. Контрольный эксперимент
Таблица № 5.
Результаты
проведения методики
Е. Торренса
"Неполные фигуры"
И. Ф. ребенка | Круг | Квадрат | Треугольник | Группа | |
1. Юля К. | Утенок (+) | Книга (-) | Ваза с цвет. (+) | 2 | |
2. Илюша Л. | Новог. игрушка (-) | Портфель (-) | Треугольник (-) | 4 | |
3. Кристина М. | Самовар (+) | Окно (-) | Гиря (+) | 2 | |
4. Дима С. | Бабушка (+) | Скворечник (-) | Гриб (+) | 2 | |
5. Сережа Л. | Часы (-) | Сумка (-) | Зонт (+) | 3 | |
6. Ира П. | Петух (+) | Кастрюля (-) | Колпак (-) | 3 | |
7 Влад Г. | Царевна (+) | Торт (-) | Флажок (-) | 3 | |
8. Оля С. | Снеговик (-) | Телевизор (-) | Стрела (+) | 3 | |
9. Слава К. | Аквариум (-) | Картина (-) | Компас (+) | 3 | |
10. Илюша Ф. | Чайник (-) | Клетка с попуг. (+) | Ракета (+) | 2 | |
11. Данил М. | Ежик (+) | Робот (-) | Карандаш (+) | 2 | |
12. Алена С. | Барабан (-) | Машина (+) | Пчела (+) | 2 | |
13. Дима П. | Цветок (+) | Стол с вазой (+) | Конфета (+) | 1 | |
14. Вадик К. | Телефон (+) | Дом (-) | Дом (-) | 3 | |
15. Саша З. | Звезда (+) | Салфетка (-) | Буратино (+) | 2 | |