Развитие памяти дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:46, реферат

Краткое описание

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

Оглавление

* Словарь 3
* Введение 4
* Анализ проблемы развития произвольной памяти 5
o 1. Память и её определения 5
+ 1.1. Основные характеристики памяти 5
+ 1.2. Классификация памяти 7
+ 1.3. Основные процессы памяти 9
o 2. Развитие памяти дошкольника 10
+ 2.1. Концепции развития памяти 10
+ 2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте 11
+ 2.3. Развитие непроизвольной памяти 12
o 3. Этапы овладение произвольными формами памяти 14
+ 3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания 14
+ 3.2. Формирование произвольной памяти 16
o 4. Становление произвольной памяти 18
+ 4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания 18
+ 4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве 19
+ 4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств 20
o 5. Краткие выводы по теоретической части 22
* Исследование развития памяти дошкольников 23
o Постановка проблемы и гипотеза исследования 23
+ Цели и задачи исследования 23
o Методика проведения исследования развития памяти 24
+ Описание методического материала 24
+ Описание процедуры исследования 24
+ Особенности организации исследования 25
o Результаты исследования 25
+ Обработка первичных экспериментальных данных 25
+ Обработка результатов исследования развития образной памяти 26
o Выводы и заключения 28
+ Анализ результатов 28
+ Заключение 28
o 6. Приложение 29
* Литература 30
o Список дополнительной литературы 30
o Интернет-ресурсы 34
* Предметный указатель 32

Файлы: 1 файл

память.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Словарь 3
  • Введение 4
  • Анализ проблемы развития произвольной памяти 5
    • 1. Память и её определения 5
      • 1.1. Основные характеристики памяти 5
      • 1.2. Классификация памяти 7
      • 1.3. Основные процессы памяти 9
    • 2. Развитие памяти дошкольника 10
      • 2.1. Концепции развития памяти 10
      • 2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте 11
      • 2.3. Развитие непроизвольной памяти 12
    • 3. Этапы овладение произвольными формами памяти 14
      • 3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания 14
      • 3.2. Формирование произвольной памяти 16
    • 4. Становление произвольной памяти 18
      • 4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания 18
      • 4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве 19
      • 4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств 20
    • 5. Краткие выводы по теоретической части 22
  • Исследование развития памяти дошкольников 23
    • Постановка проблемы и гипотеза исследования 23
      • Цели и задачи исследования 23
    • Методика проведения исследования развития памяти 24
      • Описание методического материала 24
      • Описание процедуры исследования 24
      • Особенности организации исследования 25
    • Результаты исследования 25
      • Обработка первичных экспериментальных данных 25
      • Обработка результатов исследования развития образной памяти 26
    • Выводы и заключения 28
      • Анализ результатов 28
      • Заключение 28
    • 6. Приложение 29
  • Литература 30
    • Список дополнительной литературы 30
    • Интернет-ресурсы 34
  • Предметный указатель 32

30

Словарь

Двигательная или кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Мнемические - это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Мнемоника - это искусство запоминания.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.

Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения

Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

Эмоциональная память - память на переживания.

Введение

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.

Память была определена как объект исследования, а память детей дошкольного возраста - предмет исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.

Анализ  проблемы развития произвольной памяти

1. Память  и её определения

1. Определение  памяти и её основные черты 

2. Непроизвольная  и произвольная память

3. Двигательная, эмоциональная, образная и логическая  память 

Память трудно свести к одному понятию. Память это

4. психическое  свойство человека, способность  к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Немов Р.С., Кн. 1, с. 150

5. способность  вспоминать отдельные переживания  из прошлого, осознавая не только  само переживание, а его место  в истории нашей жизни, его  размещение во времени и пространстве. Макселон Юзеф, с. 124

6. совокупность  процессов и функций, которые  расширяют познавательные возможности  человека; память охватывает все  впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Немов Р.С., Кн. 1, с. 184

7. сложная структура  нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.

8. психологический  процесс, выполняющий функции  запоминания, сохранения и воспроизведения  материала.

1.1. Основные характеристики  памяти

Запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памя-ти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: длитель-ность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 161

9. Объём памяти  способность одновременно сохранять  значительный объём информации. Средний объём памяти 7 элементов  (единиц) информации.

10. Быстрота запоминания  отличается у разных людей,  её можно увеличить с помощью  специальной тренировки памяти.

11. Точность запоминания  точность проявляется в припоминании  фактов и событий, с которыми  сталкивался человек, а также  в припоминании содержания информации.

12. Длительность  запоминания способность в течение  долгого времени сохранять пережитый опыт.

13. Готовность  к воспроизведению способность  быстро воспроизводить в сознании  человека информацию.

Память также  нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей  разные функции памяти развиты неодинаково.

Разница может  быть количественной, например:

14. в скорости  запоминания;

15. в прочности  сохранения;

16. в легкости  воспроизведения, в точности и  объеме запоминания. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 160

Например, некоторые  люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может  быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память. Немов Р.С., Кн. 1, с. 194

Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:

17. интересы и  склонности личности: то, чем человек  больше интересуется, запоминается  без труда;

18. от отношения  личности к той или иной  деятельности: жизненно важно или  можно пренебречь;

19. от эмоционального настроя в конкретном случае;

20. от физического  состояния;

21. от волевого  усилия и многих других факторов. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159

1.2. Классификация памяти

Деление памяти на виды зависит  от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

22. по характеру  целей деятельности - на непроизвольную  и произвольную;

23. по характеру  психической активности, преобладающей  в деятельности - на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

24. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную;

25. по сути  предмета и способа запоминания.  Макселон Юзеф, с. 125

По  характеру участия  воли (целевой деятельности):

26. непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;

27. произвольная  память подразумевает случаи, когда  присутствует конкретная задача, и для запоминания используются  волевые усилия.

По  характеру психической  деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Ясперс Карл, с. 218-219 Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. Макселон Юзеф, с. 126

Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Крылов А.А., Маничева С.А., с. 89

- Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

- Слуховая память ? это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

- Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159

Информация о работе Развитие памяти дошкольников