Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:46, реферат
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
* Словарь 3
* Введение 4
* Анализ проблемы развития произвольной памяти 5
o 1. Память и её определения 5
+ 1.1. Основные характеристики памяти 5
+ 1.2. Классификация памяти 7
+ 1.3. Основные процессы памяти 9
o 2. Развитие памяти дошкольника 10
+ 2.1. Концепции развития памяти 10
+ 2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте 11
+ 2.3. Развитие непроизвольной памяти 12
o 3. Этапы овладение произвольными формами памяти 14
+ 3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания 14
+ 3.2. Формирование произвольной памяти 16
o 4. Становление произвольной памяти 18
+ 4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания 18
+ 4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве 19
+ 4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств 20
o 5. Краткие выводы по теоретической части 22
* Исследование развития памяти дошкольников 23
o Постановка проблемы и гипотеза исследования 23
+ Цели и задачи исследования 23
o Методика проведения исследования развития памяти 24
+ Описание методического материала 24
+ Описание процедуры исследования 24
+ Особенности организации исследования 25
o Результаты исследования 25
+ Обработка первичных экспериментальных данных 25
+ Обработка результатов исследования развития образной памяти 26
o Выводы и заключения 28
+ Анализ результатов 28
+ Заключение 28
o 6. Приложение 29
* Литература 30
o Список дополнительной литературы 30
o Интернет-ресурсы 34
* Предметный указатель 32
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
30
Словарь
Двигательная или кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Мнемические - это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемоника - это искусство запоминания.
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.
Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
Эмоциональная память - память на переживания.
Введение
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.
Память была определена как объект исследования, а память детей дошкольного возраста - предмет исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.
Анализ проблемы развития произвольной памяти
1. Память и её определения
1. Определение памяти и её основные черты
2. Непроизвольная и произвольная память
3. Двигательная,
эмоциональная, образная и
Память трудно свести к одному понятию. Память это
4. психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Немов Р.С., Кн. 1, с. 150
5. способность
вспоминать отдельные
6. совокупность
процессов и функций, которые
расширяют познавательные
7. сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.
8. психологический
процесс, выполняющий функции
запоминания, сохранения и
1.1. Основные характеристики памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памя-ти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: длитель-ность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 161
9. Объём памяти
способность одновременно
10. Быстрота запоминания отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
11. Точность запоминания
точность проявляется в
12. Длительность
запоминания способность в
13. Готовность
к воспроизведению способность
быстро воспроизводить в
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
14. в скорости запоминания;
15. в прочности сохранения;
16. в легкости
воспроизведения, в точности и
объеме запоминания. Гамезо М.
Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память. Немов Р.С., Кн. 1, с. 194
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
17. интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;
18. от отношения личности к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь;
19. от эмоционального настроя в конкретном случае;
20. от физического состояния;
21. от волевого
усилия и многих других
1.2. Классификация памяти
Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
22. по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
23. по характеру
психической активности, преобладающей
в деятельности - на двигательную,
эмоциональную, образную и
24. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную;
25. по сути
предмета и способа
По характеру участия воли (целевой деятельности):
26. непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;
27. произвольная
память подразумевает случаи, когда
присутствует конкретная
По характеру психической деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Ясперс Карл, с. 218-219 Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. Макселон Юзеф, с. 126
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Крылов А.А., Маничева С.А., с. 89
- Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
- Слуховая память ? это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
- Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159