Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:46, реферат
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
* Словарь 3
* Введение 4
* Анализ проблемы развития произвольной памяти 5
o 1. Память и её определения 5
+ 1.1. Основные характеристики памяти 5
+ 1.2. Классификация памяти 7
+ 1.3. Основные процессы памяти 9
o 2. Развитие памяти дошкольника 10
+ 2.1. Концепции развития памяти 10
+ 2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте 11
+ 2.3. Развитие непроизвольной памяти 12
o 3. Этапы овладение произвольными формами памяти 14
+ 3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания 14
+ 3.2. Формирование произвольной памяти 16
o 4. Становление произвольной памяти 18
+ 4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания 18
+ 4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве 19
+ 4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств 20
o 5. Краткие выводы по теоретической части 22
* Исследование развития памяти дошкольников 23
o Постановка проблемы и гипотеза исследования 23
+ Цели и задачи исследования 23
o Методика проведения исследования развития памяти 24
+ Описание методического материала 24
+ Описание процедуры исследования 24
+ Особенности организации исследования 25
o Результаты исследования 25
+ Обработка первичных экспериментальных данных 25
+ Обработка результатов исследования развития образной памяти 26
o Выводы и заключения 28
+ Анализ результатов 28
+ Заключение 28
o 6. Приложение 29
* Литература 30
o Список дополнительной литературы 30
o Интернет-ресурсы 34
* Предметный указатель 32
Выводы и заключения
Анализ результатов
В результате проведенных экспериментов А делаем вывод о том, что образная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.
На основании проведенного тестирования В можно прийти к выводу, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.
Заключение
В апреле 2004 года на базе подготовительной группы МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор. Омска» был проведено исследование, в котором принимало участие десять детей шестилетнего возраста.
В соответствии
с поставленными задачами было проведено
исследование по определению уровня
развития образной памяти; и
по изучению зависимости объема произвольной
памяти от содержания запоминаемого материала
и раскрытию индивидуальных особенностей
образной памяти у детей дошкольников.
Исследование состояло из определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов.
В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.
На основании проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов запоминания.
6. Приложение
Таблица 1. Результаты изучения уровня развития произвольной памяти
Имя ребенка | Возраст | Количество баллов | |
Аня | 6,5 | 17 | |
Дима | 6,8 | 21 | |
Илья | 6,1 | 15 | |
Инна | 6,9 | 22 | |
Лёва | 6,3 | 19 | |
Матвей | 6,9 | 22 | |
Маша | 6,4 | 20 | |
Наташа | 6,2 | 18 | |
Полина | 6,4 | 21 | |
Эдгар | 6,5 | 21 | |
Показатели по группе | 6,5 | 20 | |
Таблица 2. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур
Имя ребенка | Возраст | Круг | Треугольник | Квадрат | Прямоугольник | Звезда | Крест | Резуль-тат | |
Аня | 6,5 | + | + | + | + | 4 | |||
Дима | 6,8 | + | + | + | + | 4 | |||
Илья | 6,1 | + | + | + | 3 | ||||
Инна | 6,9 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Лёва | 6,3 | + | + | + | + | 4 | |||
Матвей | 6,9 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Маша | 6,4 | + | + | + | + | 4 | |||
Наташа | 6,2 | + | + | + | 3 | ||||
Полина | 6,4 | + | + | + | + | 4 | |||
Эдгар | 6,5 | + | + | 2 | |||||
Таблица 3. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов
Имя ребенка | Возраст | Машина | Птица | Рыбка | Собака | Кошка | Кровать | Резуль-тат | |
Аня | 6,5 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Дима | 6,8 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Илья | 6,1 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Инна | 6,9 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Лёва | 6,3 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Матвей | 6,9 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Маша | 6,4 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Наташа | 6,2 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Полина | 6,4 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Эдгар | 6,5 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Пример 1. Протокол изучения уровня развития произвольной памяти
Имя ребенка | Вопрос N 1 | Количество баллов | |
Аня | 1 | ||
Дима | 2 | ||
Илья | 0 | ||
Инна | 3 | ||
Лёва | 1 | ||
Матвей | 3 | ||
Маша | 2 | ||
Наташа | 1 | ||
Полина | 2 | ||
Этгар | 1 | ||
Пример 2. Прототипы используемых изображений в исследовании
Изображения часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма.
Изображения машины, птицы, рыбки, собаки, кошки и кровати
Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, звезда, крест