Развитие памяти дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:46, реферат

Краткое описание

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

Оглавление

* Словарь 3
* Введение 4
* Анализ проблемы развития произвольной памяти 5
o 1. Память и её определения 5
+ 1.1. Основные характеристики памяти 5
+ 1.2. Классификация памяти 7
+ 1.3. Основные процессы памяти 9
o 2. Развитие памяти дошкольника 10
+ 2.1. Концепции развития памяти 10
+ 2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте 11
+ 2.3. Развитие непроизвольной памяти 12
o 3. Этапы овладение произвольными формами памяти 14
+ 3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания 14
+ 3.2. Формирование произвольной памяти 16
o 4. Становление произвольной памяти 18
+ 4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания 18
+ 4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве 19
+ 4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств 20
o 5. Краткие выводы по теоретической части 22
* Исследование развития памяти дошкольников 23
o Постановка проблемы и гипотеза исследования 23
+ Цели и задачи исследования 23
o Методика проведения исследования развития памяти 24
+ Описание методического материала 24
+ Описание процедуры исследования 24
+ Особенности организации исследования 25
o Результаты исследования 25
+ Обработка первичных экспериментальных данных 25
+ Обработка результатов исследования развития образной памяти 26
o Выводы и заключения 28
+ Анализ результатов 28
+ Заключение 28
o 6. Приложение 29
* Литература 30
o Список дополнительной литературы 30
o Интернет-ресурсы 34
* Предметный указатель 32

Файлы: 1 файл

память.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Выводы  и заключения

Анализ  результатов

В результате проведенных  экспериментов А  делаем вывод о том, что образная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.

На основании  проведенного тестирования В можно прийти к выводу, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.

Заключение

В апреле 2004 года на базе подготовительной группы МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор. Омска» был проведено исследование, в котором принимало участие десять детей шестилетнего возраста.

В соответствии с поставленными задачами было проведено  исследование по определению уровня развития образной памяти; и  
по изучению зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей образной памяти у детей дошкольников.

Исследование  состояло из определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов.

В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.

На основании  проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов запоминания.

6. Приложение

Таблица 1. Результаты изучения уровня развития произвольной памяти

 
Имя ребенка Возраст Количество  баллов  
Аня 6,5 17  
Дима 6,8 21  
Илья 6,1 15  
Инна 6,9 22  
Лёва 6,3 19  
Матвей 6,9 22  
Маша 6,4 20  
Наташа 6,2 18  
Полина 6,4 21  
Эдгар 6,5 21  
Показатели  по группе 6,5 20  
       

Таблица 2. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении  геометрических фигур

 
Имя ребенка Возраст Круг Треугольник Квадрат Прямоугольник Звезда Крест Резуль-тат  
Аня 6,5 + + +     + 4  
Дима 6,8 + +   +   + 4  
Илья 6,1   + + +     3  
Инна 6,9 + +   + + + 5  
Лёва 6,3 +   + +   + 4  
Матвей 6,9 + + + + + + 6  
Маша 6,4 + + +   +   4  
Наташа 6,2     +   + + 3  
Полина 6,4 +   + + +   4  
Эдгар 6,5 +   +       2  
                   
                   

Таблица 3. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов

 
Имя ребенка Возраст Машина Птица Рыбка Собака Кошка Кровать Резуль-тат  
Аня 6,5 + + + + + + 6  
Дима 6,8 + + + + + + 6  
Илья 6,1 + + + +   + 5  
Инна 6,9 + + + + + + 6  
Лёва 6,3   + + + + + 5  
Матвей 6,9 + + + + + + 6  
Маша 6,4 + + + + + + 6  
Наташа 6,2 + + + + +   5  
Полина 6,4 + + + + + + 6  
Эдгар 6,5 + + + +   + 5  
                   
                   

Пример 1. Протокол изучения уровня развития произвольной памяти

 
Имя ребенка Вопрос N 1 Количество  баллов  
Аня   1  
Дима   2  
Илья   0  
Инна   3  
Лёва   1  
Матвей   3  
Маша   2  
Наташа   1  
Полина   2  
Этгар   1  
       
       

Пример 2. Прототипы используемых изображений в  исследовании

Изображения часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма.

Изображения машины, птицы, рыбки, собаки, кошки и кровати

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, звезда, крест 

Информация о работе Развитие памяти дошкольников