Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2
Содержание.
Введение |
|
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников |
|
1.1. Понятие «память» в |
|
1.2. Развитие памяти в старшем
дошкольном возрасте |
|
Выводы по I главе |
|
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психолого-педагогической литературе |
|
2.1. Клинико-психолого- |
|
2.2. Особенности памяти старших
дошкольников с ЗПР |
|
2.3. Развитие памяти старших дошкольников
с ЗПР педагогом-дефектологом |
|
Выводы по II главе |
|
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом |
|
3.1. Организация и база |
|
3.2. Анализ результатов |
|
3.3. Коррекционно-развивающая 3.4. Эффективность коррекционно- |
|
Выводы по III главе |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
Приложение |
2
Введение
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей, отстающих в развитии. Дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии — при выполнении заданий учебного типа.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада, дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
3
Перед педагогами дошкольных
учреждений для детей с задержкой психического
развития стоит теперь задача не только
подготовить своих воспитанников к успешному
обучению в школе и дальнейшей социальной
адаптации, но и максимально использовать
образовательное пространство учреждения
для наиболее полноценного развития дошкольника.
Грамотный подбор методов развития, дающий
возможность прослеживать динамику формирования,
того или иного психологического качества,
ранняя диагностика детей дошкольного
возраста, является основой для более
эффективного развития качеств ребенка,
необходимых для успешного обучения в
школе.
Многие дети старшего дошкольного возраста
в силу индивидуально психо-физиологических
особенностей испытывают трудности с
формированием, такого психического процесса,
как память ребенка.
Память как психологический процесс является
одним из основных познавательных процессов
у ребенка, который определяет степень
психической зрелости, и без которого
не возможна была бы деятельность ребенка.
И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши
ощущения и восприятия, исчезая бесследно
по мере возникновения, оставляли бы человека
вечно в положении новорожденного .
В отечественной литературе существует
немало работ, целью которых является
изучение памяти: концепция Л.С. Выготского
– А.Н. Леонтьева – деятельностная теория
памяти; А.Р. Лурия – зрительная и эйдетическая
память; Г. Эббингауз – закономерности
запоминания и др. Проблемами изучения
памяти детей поступающих в школу занимались
Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и многие другие.
В результате изучения памяти детей старшего
дошкольного возраста, выявлено, что более
продуктивным остается непроизвольное
запоминание, связанное с активной умственной
работой над определенным материалом,
чем произвольное запоминание того же
материала, следовательно, ребенок запо-
4
минает то, на что было обращено
внимание в деятельности, что произвело
на него впечатление, что было ему интересно.
Проблемой развития памяти как показателя
психологической готовности ребенка к
периоду школьного обучения является
то, что без использования специальных
развивающих занятий, в дошкольном учреждении,
по формированию основных видов памяти,
ребенок будет слабо подготовлен к усвоению
школьного учебного материала, в виду
более низкого уровня психологической
готовности к требованиям, которые предъявляются
детям, идущим в первый класс.
В качестве научной гипотезы
было выдвинуто предположение о том, что
использование программы игровых занятий
по развитию памяти, с детьми старшего
дошкольного возраста, будет способствовать
повышению уровня развития памяти.
Методы и методики
исследования: в работе были использованы
коррекционно-развивающие занятия, в виде
игровых упражнений по формированию психического
процесса память у детей старшего дошкольного
возраста , консультативно-
«Запоминание 10 слов» разработанный
А.Р. Лурия .
Цель исследования:
изучить особенности развития памяти
у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
и провести
5
коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Объект исследования: память у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: дефектологическая коррекция памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: педагогическая коррекция развития памяти у детей с задержкой психического развития возможна при реализации специальной
коррекционной программы.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические
рекомендации по коррекции
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
- диагностика определения уровня развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- педагогический эксперимент, применяемый с целью проверки влияния коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
6
- педагогическое наблюдение за памятью детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- математические методы обработки полученных данных.
Практическая значимость: разработана коррекционная программа педагога - дефектолога, которая может быть использована в работе педагога – дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура дипломной работы: логика исследования и изложение её результатов определила структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трёх глав, основных результатов и выводов, списка используемой литературы и приложения.
База исследования: дошкольная группа для детей с задержкой психического развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 комбинированного вида поселка Первомайский.
7
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников.
1.1 Память и её разновидности
Важнейшая,определяющая характеристика психической жизни личности– это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы вечно в положении новорожденного.
Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Известный психолог А.Р.Лурия утверждает, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли.
По мнению известного психолога С.Л.Рубинштейна, без памяти мы могли бы существовать мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом .
Таким образом – память это понятие многозначное и значение памяти очень велико для нормального функционирования личности. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретением знаний, формирования умений и навыков. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня развития она достигла у человека. Как утверждает Р.С. Немов, у человека выделяют 3 вида памяти:
Произвольная – связанная с волевым контролем запоминания.
Логическая – связанная с употреблением логики.
9
Опосредствованная – связанная с использованием различных средств запоминания.
Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых сейчас находится.
Виды памяти
Р.С. Немов приводит несколько оснований для классификации человеческой памяти:
I. Деление памяти по времени сохранения материала:
мгновенная;
кратковременная;
оперативная;
долговременная;
генетическая.
II. Деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:
двигательная;
образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная);
эмоциональная;
словесно-логическая.
III. Деление памяти по характеру участи воли в процессах запоминания:
непроизвольная;
произвольная.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды памяти.
Мгновенная память по определению Р.С. Немова, это память – образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации.
10
Ее длительность0,1- 0,5 секунд. Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия.Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью,однако после непродолжительного времени впечатления исчезают. Длительность удержания мнемических следов составляет примерно 20 секунд(без повторений). Из мгновенной в кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.
Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей, которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи.