Развитие памяти у дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 273.01 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

Литература

 

  1. Андрущенко, Т.Ю. Кризис развития ребёнка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – М.: Академия. 2003. – 96 с.
  2. Борякова,Н.Ю.,Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа  в  детском  саду  для  детей  с ЗПР /Н.Ю.Борякова, М.А.Касицына – М.:Сфера,2008.-78с.
  3. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
  4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Васильева.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.- 208с.
  5. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: психолого-педагогические основы / Н.И. Вьюнова, К.М., Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003. – 256 с.
  6. Голикова, Н. Формирование мотивационной готовности к школе / Н. Голикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 42–50.
  7. Долгова, В.И. Психологическая  подготовка  в  вузе: проблемы  и  подходы  к  её  решению/ В.И. Долгова. Сборник научных статей. Челябинск.: Издательство,2002. – 159 с.
  8. Калинина, Р.Р. Тренинг развития дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р.Р. Калинина. – Спб.: Речь,2002. – 160 с.
  9. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – Спб.: Питер, 2004 – 480 с.
  10. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе / О.Б. Конева. – Челябинск: ЮУРГУ, 2000. – 32 с.
  11. Куражева, Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-

 

51

  1. Семицветик» / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева. – Спб.: Речь, 2004. – 96 с.
  2. Лубовский  В.И.  Специальная  психология /  В.И.Лубовский – М.: Издательский  центр  «Академия», 2007. – 136 с.
  3. Марченко, Г.Н.  Диагностика  в  детском  саду  /  Г.Н. Марченко // Методическое  пособие. Ростов н/Дону.: 2004. – 50 с.
  4. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова. – М.: Академический проект, 2001. – 160 с.
  5. Недоспасова, В.А. Растём играя / В.А. Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002. – 94 с.
  6. Нежнова, Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшешкольному возрасту / Т.А. Нежнова // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – С. 560–563.
  7. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
  8. Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 95–100.
  9. Ращикулина, Е.Н. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры / Е.Н. Ращикулина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 78–80.
  10. Рябышева, Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Е.В. Рябышева. – Челябинск: Управление по делам образования, 2002. – 116 с.
  11. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – Спб.: Речь, 2001. – 350 с.
  12. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М: Владос, 2003. – 368 с.
  13. Смирнова, Е.О., Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 91–103.
  14. Сорокин  В.М.  Специальная  психология /В.М. Сорокин – СПб.:2003. – 216 с.

52

  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
  2. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  3. Цукерман, Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток / Г.А. Цукерман // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – С. 448–450.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53

Приложение №1

Социальная характеристика контрольной  группы

таблица№1.

Код имени испытуемого

Семья

Образование

жилищные условия

материальное положение

Полная / неполная

Кол-во детей

мама

папа

Таня А.

Полная

2

Ср/спец.

Ср/спец.

Частный дом

Удовл.

Оля Б.

Полная

2

Ср/спец.

Ср/спец.

Частный дом

Удовл.

Стёпа Б.

Полная

2

Ср/спец.

Ср/спец.

общежитие

Удовл.

Веста В.

Полная

2

Ср/спец.

Ср/спец.

Снимают жильё

Удовл.

Паша К.

Полная

1

Ср/спец.

Ср/спец.

3-х комн.

Удовл.

Никита К.

Полная

1

высшее

Ср/спец.

4-х комн.

Удовл.

Софья М.

Полная

1

высшее

Ср/спец.

2-х комн.

Удовл.

Ирина Н.

Полная

5

Ср/спец.

высшее

2-х комн.

Неудовл.

Женя П.

Полная

2

Ср/спец.

Ср/спец.

3-х комн.

Удовл.

Максим Р.

Полная

1

высшее

высшее

3-х комн.

Удовл.

Жанна О.

полная

     2

высшее

высшее

общежитие

     Удовл.

Саша Б.

полная

    2

высшее

высшее

3-х комн.

   Удовл.


 

54

Социальная характеристика экспериментальная группы

таблица №2.

Код имени испытуемого

Семья

Образование

жилищные условия

материальное положение

Полная / неполная

Кол-во детей

мама

папа

Дима Б.

Полная

2

Ср/спец

Ср/спец.

2-х комн.

Удовл.

Дима Г.

неполная

1

 

8 кл.

С родителями

Удовл.

Вероника Б.

неполная

2

Ср/спец.

Ср/спец.

съёмная

.

Максим Б.

Полная

2

Высшее

Высшее

3-х комн.

хорошее.

Андрей К.

Неполная

2

Среднее

 

2-х комн. съёмная

хорошее

Стёпа С.

Полная

2

Ср/спец

Ср/спец

Частный дом

Удовл.

Максим К.

Полная

2

среднее

Ср/спец.

2-х комн.

Удовл.

Даниил К.

Полная

3

Ср/спец

Ср/спец

Частный дом

хорошее.

Даша С.

Полная

3

Ср/спец

Ср/спец.

С родителями

Удовл

Саша Д.

Полная

1

Ср/спец

техническое

общежитие

Удовл.

 Алёша Х.

неполная

1

Ср/спец

 

С бабушкой

Удовл.

Даниил Ф.

полная

3

Ср/спец

среднее

3-х ком.

Удовл


55

 

Приложение2.

 

Методика «Узнай  фигуру»      

       

          

 

 

56

Методика «Запомни рисунки»

 

 

Протокол  исследования  памяти (экспериментальная  группа)

Таблица№3

 

Имя 

ребёнка

 

                       баллы

 

                            уровни 

 

10

 

8-9

 

4-7

 

2-3

 

0-1

очень

высокий

высокий

средний

низкий

очень

низкий

Вероника Б.

     

2

       

Н.

 

Саша Д.

     

3

       

Н.

 

Алёша Х.

     

2

       

Н.

 

Андрей К.

     

3

       

Н.

 

Даниил К.

     

3

       

Н.

 

Даша С.

     

3

       

Н.

 

Дима Б.

     

3

       

Н.

 

Максим К.

   

4

       

С.

   

Стёпа С.

     

2

       

Н.

 

Данил Ф.

   

5

       

С.

   

Дима К.

     

3

       

Н.

 

Максим Б.

     

3

       

Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58

 

 

Протокол  исследования  памяти  (контрольная группа)

таблица№4

 

Имя 

ребёнка

 

                       баллы

 

                            уровни 

 

10

 

8-9

 

4-7

 

2-3

 

0-1

очень

высокий

высокий

средний

низкий

очень

низкий

Таня  А.

   

4

       

С.

   

Оля Б.

   

5

       

С.

   

Стёпа Б.

 

8

       

В.

     

Веста В.

 

9

       

В.

     

Паша К.

   

6

       

С.

   

Никита К.

 

8

       

В.

     

Софья М.

 

9

       

В.

     

Ирина Н.

 

8

       

В.

     

Женя П.

   

7

       

С.

   

Максим Р.

 

8

       

В.

     

Саша Б.

 

9

       

В.

     

Лена Б.

 

9

       

В.

     

 

Информация о работе Развитие памяти у дошкольников с ЗПР