Методы развития памяти у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:33, реферат

Краткое описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Благодаря, памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида.
Проблема памяти относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Виды памяти…………..………………………………………………...4
Основные процессы ……………………………………………………6
Особенности памяти……………………………………………………7
Методы развития памяти ……………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......16

Файлы: 1 файл

психология реф.docx

— 32.80 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Сибирский федеральный университет

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра «                      »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Психология и педагогика

Методы развития памяти у  человека

 

 

 

 

 

 

 

        Руководитель              ________          

       (подпись,  дата)                             (ФИО)

 

      Студент     ЗСБВ10            ________                Кадралеева Юлия Рашидовна

         (код  группы)     (подпись,  дата)                         (ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. Виды памяти…………..………………………………………………...4
  2. Основные процессы ……………………………………………………6
  3. Особенности памяти……………………………………………………7
  4. Методы развития памяти ……………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

 Благодаря, памяти  мы имеем возможность постоянно  расширять круг своих знаний  и пользоваться ими по мере  надобности.  Память является  основным условием успешного  обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается  в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека  огромна, без нее была бы  невозможна никакая деятельность. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.

  Память развивается  в течении всей жизни человека, ее становление и формирование  связаны как с развитием нервной  системы, так и условиями воспитания  и обучения, а так же деятельности  индивида.

  Проблема памяти относятся  к числу наиболее изученных  вопросов специальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды памяти.

Память - это отражение  непосредственного и прошлого опыта  человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения  ранее пережитых им чувств мыслей и образов прежде воспринятых, предметов  и явлений.

  В основе памяти  лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то же известным, образовать ассоциацию.

 С физиологической  точки зрения ассоциация представляет  собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциации простые и сложные.

К простым относят три  вида ассоциации:

 - по смежности,

- по сходству,

- контрасту.

  Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита, при назывании буквы вспоминается следующая за ней.

  Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, на уроке географии, знакомя учащихся с названиями портов Австралии, учительница говорит, что одно из них похоже на женское имя Аделаида, и таким образов устанавливает ассоциацию по сходству, обеспечивающую запоминание.

 Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.

  Кроме этих видов,  существуют сложные ассоциации - ассоциации по смыслу, в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

 Для образования временной  связи требуется повторное совпадение  двух раздражителей во времени,  для образования ассоциации требуется  повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

 Более важным условием  для образования ассоциации является  деловое подкрепление, т. е. включение  того, что требуется запомнить,  в действия учащихся, применение  ими знаний в самом процессе  усвоения.

Существует три основных вида памяти:

    • зрительная;
    • слуховая;
    • моторная.

 Зрительная память  хранит ту информацию, которую  мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное.  Слуховая память отвечает за  все звуковые ощущения, когда-либо  испытанные нашим организмом. С  этими двумя вроде все понятно,  а с моторной будет посложнее.

Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться  на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе.

 

 

 

 

Основные процессы памяти.

  Основными процессами  памяти являются запоминание,  сохранение, узнавание и воспроизведение.

 Запоминание - процесс,  направленный на сохранение в  памяти полученных впечатлений,  предпосылка сохранения.

 Сохранение - процесс  активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения  им.

 Воспроизведение и  узнавание - процессы восстановления  прежде воспринятого. Различие между  ними заключается в том, что  узнавание имеет место при  повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит  в отсутствие объекта.

  В зависимости от  содержания запоминаемого, от  того, что запоминается, память делят на четыре вида:

  1. Двигательная память, или память на движения - это запоминание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память является основой выработки двигательных навыков и привычных движений. Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благодаря тому, что складывается и упрочивается динамический стереотип.
  2. Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе или покраснеть при одном воспоминании о поступке, вызвавшем раньше чувство стыда.

  Особое значение имеет  эта память для артиста, но  в той или иной мере она  развита у каждого человека, и  подлинное сочувствие другому  человеку, переживаемому им чувству  возможно только благодаря эмоциональной  памяти.

  В процессе воспитания  воздействие на эмоциональную  память человека имеет существенное  значение, так как самое сильное  воздействие — это воздействие на чувства; сохранение в памяти пережитых чувств является предпосылкой для воспитания человека.

  1. Словесная, или смысловая, память - это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме. Запоминание может происходить в точно той же словесной форме, например при запоминании формул, дословных формулировок, или же мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, т е они воспроизводятся своими словами. Так обычно запоминается прочитанный текст.

 Будет ли запоминание  дословным или измененным, определяется, прежде всего, задачей стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.

  1. Образная память, или память на представления, способствует запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обстановки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов. Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов. Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти. Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процессе любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.

 

Особенности памяти.

  В результате жизни,  деятельности, особенностей нервной  системы у человека складываются  индивидуальные и типологические  особенности памяти.

  Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно.

  Во-вторых, индивидуальные  различия обнаруживаются в качествах  памяти.

 Качества памяти характеризуются  скоростью запоминания, прочностью  сохранения и легкостью воспроизведения. Если хорошая память проявляется в быстром запоминании и медленном забывании, то плохая память, напротив, отличается медленным запоминанием и быстрым забыванием.

 Обычно говорят о  хорошей и плохой памяти. Но  память может быть хорошей  в одном отношении и плохой - в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному:

1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием. Люди с такими особенностями памяти запоминают материал быстро, после однократного прослушивания или чтения материал прочно сохраняется длительное время и легко (при этом полно и безошибочно) воспроизводится в требуемый момент.

2. Медленное запоминание  сочетается с медленным забыванием  Людям с такими качествами  памяти необходимо тратить много  времени на заучивание: несколько  раз прочесть, составить план, вычертить  чертеж, выписать термины, составить  таблицу, рассказать себе. Но после  того как они запомнили, материал  хранится прочно и точно воспроизводится на протяжении длительного времени.

3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием. Люди, отличающиеся такими качествами памяти, запоминают материал на лету после прослушивания или однократного чтения, например в конце урока, они могут тут же воспроизвести материал полно и безошибочно. Но через короткое время, даже через 2 дня, воспроизводят его схематично, с ошибками, многое забывают. Это происходит потому, что, удовлетворившись быстрым запоминанием, такие люди не тратят время на его повторение, дома устные задания не готовят, так как считают, что уже знают. Вследствие быстрого забывания память оказывается непродуктивной. При таком сочетании качеств памяти необходимо заучивать повторно, хотя материал может быть воспроизведен и без этого. Дополнительные повторения приводят к более длительному и прочному сохранению.

4. Наиболее низкой продуктивностью  отличается память, характеризующаяся  медленным запоминанием и быстрым  забыванием. При такой памяти  люди тратят много времени  на заучивание и все же не  достигают нужных результатов,  они воспроизводят неполно и  неточно, быстро забывают. Это  характерно для  тех учащихся, которые имеют пробелы в знаниях в результате длительных пропусков по болезни или по другим причинам, так как отсутствие систематических знаний мешает установлению нужных ассоциаций.

  С особенностями личности, с особенностями деятельности  человека связано преимущественное  формирование одного из видов  памяти. Так, у артистов достигает  высокого развития эмоциональная память, у композиторов - слуховая, у художников сильно развита зрительная память, у философов - словесно-логическая.

  Преимущественное развитие  образной или словесной памяти  находится в связи с соотношением  первой и второй сигнальных  систем, с типологическими особенностями  высшей нервной деятельности. Художественный  тип отличается преимущественным  развитием образной памяти, мыслительный  тип - преобладанием словесной  памяти.

  Развитие памяти зависит  также от профессиональной деятельности  человека, так как в деятельности  психика не только проявляется,  но и формируется: композитор  или пианист лучше всего запоминает  мелодии, художник- цвет предметов,  математик - числа и формулы,  спортсмен - движения.

Информация о работе Методы развития памяти у человека