Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:33, реферат
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Благодаря, памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида.
Проблема памяти относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Виды памяти…………..………………………………………………...4
Основные процессы ……………………………………………………6
Особенности памяти……………………………………………………7
Методы развития памяти ……………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......16
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Сибирский федеральный университет
Институт управления бизнес-процессами и экономики
Кафедра « »
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Психология и педагогика
Методы развития памяти у человека
Руководитель ________
(подпись,
дата)
Студент ЗСБВ10 ________ Кадралеева Юлия Рашидовна
(код группы) (подпись, дата) (ФИО)
Красноярск 2012г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......16
ВВЕДЕНИЕ
Впечатления, которые человек
получает об окружающем мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при необходимости и
Благодаря, памяти
мы имеем возможность
Память развивается
в течении всей жизни человека,
ее становление и формирование
связаны как с развитием
Проблема памяти относятся
к числу наиболее изученных
вопросов специальной
Виды памяти.
Память - это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств мыслей и образов прежде воспринятых, предметов и явлений.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то же известным, образовать ассоциацию.
С физиологической
точки зрения ассоциация
К простым относят три вида ассоциации:
- по смежности,
- по сходству,
- контрасту.
Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита, при назывании буквы вспоминается следующая за ней.
Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, на уроке географии, знакомя учащихся с названиями портов Австралии, учительница говорит, что одно из них похоже на женское имя Аделаида, и таким образов устанавливает ассоциацию по сходству, обеспечивающую запоминание.
Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - ассоциации по смыслу, в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.
Для образования временной
связи требуется повторное
Более важным условием
для образования ассоциации
Существует три основных вида памяти:
Зрительная память
хранит ту информацию, которую
мы получили путем наблюдений,
то есть запомнили увиденное.
Слуховая память отвечает за
все звуковые ощущения, когда-либо
испытанные нашим организмом. С
этими двумя вроде все понятно,
Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе.
Основные процессы памяти.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание - процесс,
направленный на сохранение в
памяти полученных впечатлений,
Сохранение - процесс
активной переработки,
Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида:
Особое значение имеет
эта память для артиста, но
в той или иной мере она
развита у каждого человека, и
подлинное сочувствие другому
человеку, переживаемому им чувству
возможно только благодаря
В процессе воспитания
воздействие на эмоциональную
память человека имеет
Будет ли запоминание дословным или измененным, определяется, прежде всего, задачей стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.
Особенности памяти.
В результате жизни,
деятельности, особенностей нервной
системы у человека
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно.
Во-вторых, индивидуальные
различия обнаруживаются в
Качества памяти
Обычно говорят о хорошей и плохой памяти. Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой - в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному:
1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием. Люди с такими особенностями памяти запоминают материал быстро, после однократного прослушивания или чтения материал прочно сохраняется длительное время и легко (при этом полно и безошибочно) воспроизводится в требуемый момент.
2. Медленное запоминание
сочетается с медленным
3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием. Люди, отличающиеся такими качествами памяти, запоминают материал на лету после прослушивания или однократного чтения, например в конце урока, они могут тут же воспроизвести материал полно и безошибочно. Но через короткое время, даже через 2 дня, воспроизводят его схематично, с ошибками, многое забывают. Это происходит потому, что, удовлетворившись быстрым запоминанием, такие люди не тратят время на его повторение, дома устные задания не готовят, так как считают, что уже знают. Вследствие быстрого забывания память оказывается непродуктивной. При таком сочетании качеств памяти необходимо заучивать повторно, хотя материал может быть воспроизведен и без этого. Дополнительные повторения приводят к более длительному и прочному сохранению.
4. Наиболее низкой
С особенностями личности,
с особенностями деятельности
человека связано
Преимущественное развитие
образной или словесной памяти
находится в связи с
Развитие памяти зависит
также от профессиональной