Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:33, реферат
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Благодаря, памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида.
Проблема памяти относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Виды памяти…………..………………………………………………...4
Основные процессы ……………………………………………………6
Особенности памяти……………………………………………………7
Методы развития памяти ……………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......16
Индивидуальные особенности
памяти проявляются и в
Различие в способах заучивания лежит в основе деления на типы памяти Типы памяти зависят от врожденных особенностей высшей нервной деятельности, развивающихся в процессе деятельности.
Зрительный тип памяти
характеризуется тем, что
Слуховой тип памяти
проявляется в том, что
Двигательный тип
памяти выражается в том, что
для запоминания человеку
Чистые типы памяти
чрезвычайно редки. Более
Методы развития памяти.
Память развивается в течение всей жизни человека. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы, зависят от условий возрастов, воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.
Память изменяется, и
количественно (увеличиваются
Произвольное запоминание
характеризуется наличием
Механическое запоминание
основано на закреплении
Осмысленное запоминание
основано на установлении
Однако иногда одного
осмысленного запоминания
На успешность запоминания
влияет цель, которая стоит перед
человеком: надо ли запоминать
материал близко к тексту или
«своими словами», в той же
последовательности или нет? В
зависимости от цели по-
• при направленности
сознания на точность
• при направленности
на последовательность
Имеет значение и
направленность сознания на
Для успешного запоминания
давно изученного материала
Важно уметь организовать
процесс заучивания при первом
чтении ориентируются в
Необходимо постоянно
устанавливать связи нового
Иначе следует организовать
заучивание формул, дат, названий,
иностранных слов и т. д.
При заучивании иностранного
слова требуется не только
понять его значение и
Сохранение изученного
зависит от глубины и,
Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2-3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.
С физиологической
точки зрения реминисценция
Прочность сохранения
обеспечивается повторением,
Еще большее значение
для сохранения имеет
Поскольку встречаются люди с разными типами памяти, необходимо при объяснении материала учитывать это: например, вводя новое название или термин, следует, и произнести его вслух, и написать на доске, и предложить обучаемым самим произнести, а затем записать его.
Память зависит от
свойств личности, ее интересов
и склонностей. В памяти
Запоминание становится
успешным также при наличии
запаса знаний, необходимых для
связывания с ними новых
Исходя, из индивидуальных
различий памяти у людей
Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т. е. личности в целом.
Заключение
То, что воспринимается
человеком, не исчезает
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
В результате жизни,
деятельности, особенностей нервной
системы у человека
В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида: двигательная, эмоциональная, смысловая, образная.
Различие в способах заучивания лежит в основе деления на типы памяти Типы памяти зависят от врожденных особенностей высшей нервной деятельности, развивающихся в процессе деятельности.
Произвольное запоминание
характеризуется наличием
Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т. е. личности в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Занков Л. В., Память, М, 1979
2. Запорожец А. В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов М., «Просвещение», 1984.
3. Мальцева К. П., Развитие памяти школьника /Лекция для учителей, М, АПН РСФСР, 1986
4. Немов Р.С., Психология. М., 1998
5. Петровский А. В., Беседы о психологии, М, , 1982
6. Смирнов А. А., Психология запоминания, М,. 1988
7.Сухаребский Л. М., О памяти, М, 1982
8. Интернет ресурсы.