Методы развития памяти у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:33, реферат

Краткое описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Благодаря, памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида.
Проблема памяти относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Виды памяти…………..………………………………………………...4
Основные процессы ……………………………………………………6
Особенности памяти……………………………………………………7
Методы развития памяти ……………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......16

Файлы: 1 файл

психология реф.docx

— 32.80 Кб (Скачать)

  Индивидуальные особенности  памяти проявляются и в способах  заучивания материала. Различия  обнаруживаются в том, с помощью  каких анализаторов проводится  запоминание и воспроизведение  материала.

  Различие в способах  заучивания лежит в основе  деления на типы памяти Типы  памяти зависят от врожденных  особенностей высшей нервной  деятельности, развивающихся в процессе  деятельности.

  Зрительный тип памяти  характеризуется тем, что человеку  для запоминания необходимо видеть  текст, подлежащий усвоению;

  Слуховой тип памяти  проявляется в том, что человеку  требуется для запоминания слышать  заучиваемый материал. Даже при  самостоятельном заучивании люди  со слуховым типом памяти читают  вслух или пересказывают прочитанное.

  Двигательный тип  памяти выражается в том, что  для запоминания человеку необходимо  использовать двигательный анализатор, люди с таким типом памяти  произносят слова шепотом, или  записывают их, хотя бы пальцем  в воздухе. Быстрее и прочнее  они запоминают при записи, зарисовке,  трудовых действиях.

  Чистые типы памяти  чрезвычайно редки. Более распространенными являются промежуточные типы: зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и двигательно-слуховой.

 

Методы развития памяти.

  Память развивается  в течение всей жизни человека. Ее становление и формирование  связаны с развитием нервной системы, зависят от условий возрастов, воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.

  Память изменяется, и  количественно (увеличиваются быстрота  и объем запоминания), и качественно  (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).

  Произвольное запоминание  характеризуется наличием сознательной  цели запомнить материал. Для  этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В  процессе заучивания используются  специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

  Механическое запоминание  основано на закреплении внешних  связей путем многократного повторения.

 Осмысленное запоминание  основано на установлении смысловых  связей с уже известным материалом  и между частями данного материала.  Отдельные части анализируются  и обобщаются. Более быстрым и  более прочным является осмысленное  запоминание.

 Однако иногда одного  осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное,  и механическое запоминание, т.  е. многократно повторить материал  после того, как он понят. Нельзя  полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

  На успешность запоминания  влияет цель, которая стоит перед  человеком: надо ли запоминать  материал близко к тексту или  «своими словами», в той же  последовательности или нет? В  зависимости от цели по-разному  организуется и заучивание:

 • при направленности  сознания на точность воспроизведения  необходимо мысленно повторять  отдельные фразы и слова,

 • при направленности  на последовательность воспроизведения  необходимо устанавливать смысловые  связи, осмысливать логику материала.

  Имеет значение и  направленность сознания на прочность  запоминания: если у человека  нет намерения прочно усвоить,  запомнить надолго, материал заучивается  только по мере необходимости  и сразу забывается. Для предупреждения  этого следует систематически  проверять прежние знания, приучая  человека без специального повторения  воспроизводить их в процессе  изучения нового материала.

  Для успешного запоминания  давно изученного материала необходимо  пользоваться приемами осмысленного  запоминания. Этими приемами являются: производство группировки материала,  деление на части, определение связи между частями, выделение смысловых опорных пунктов, оглавление частей текста, составление план своего будущего ответа.

  Важно уметь организовать  процесс заучивания при первом  чтении ориентируются в содержании, при повторном обращают внимание  на его полноту и точность  перечитывают более трудные места,  мысленно выделяют опорные пункты, мысленно проверяют себя.

  Необходимо постоянно  устанавливать связи нового материала  с ранее известным. Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особенно если их составляют сами обучаемые. Полезно также приучать человека при заучивании стремиться воспроизвести материал. Повторное чтение всегда дает меньший эффект, чем активное воспроизведение. К тому же воспроизведение является средством самоконтроля.

  Иначе следует организовать  заучивание формул, дат, названий, иностранных слов и т. д.  При заучивании иностранного  слова требуется не только  понять его значение и запомнить,  какому слову русского языка  оно соответствует, но и запомнить  его как сочетание звуков и  букв, расположенных в определенной  последовательности, Запомнить слово - значит не только усвоить его значение, но и сохранить в памяти его звуковой и зрительный образ, т. е. запомнить, как оно произносится и пишется.

  Сохранение изученного  зависит от глубины и, понимания.  Хорошо осмысленный материал  запоминается лучше. Сохранение  зависит также от установки  личности. Значимый для личности  материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание  сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

  Иногда при сохранении  наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2-3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.

 С физиологической  точки зрения реминисценция объясняется  тем, что сразу после заучивания  по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.

  Прочность сохранения  обеспечивается повторением, которое  служит подкреплением и предохраняет  от забывания, т. е от угасания  временных связей в коре головного  мозга Повторение должно разнообразиться,  проводиться в разных формах, в процессе повторения факты  должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему.  При однообразии повторений снижается  интерес к заучиванию и отсутствует  мыслительная активность, а поэтому  и не создается условий для  прочного сохранения.

  Еще большее значение  для сохранения имеет применение  знаний. Когда знания применяются  на практике, реализуются, они  запоминаются непроизвольно. Следует  учить человека специальным способам  воспроизведения: припоминанию смысловых  ассоциаций, припоминанию основных  мыслей и т. д.

  Поскольку встречаются люди с разными типами памяти, необходимо при объяснении материала учитывать это: например, вводя новое название или термин, следует, и произнести его вслух, и написать на доске, и предложить обучаемым самим произнести, а затем записать его.

  Память зависит от  свойств личности, ее интересов  и склонностей. В памяти удерживается  то, что соответствует интересам  человека, и забывается то, что  не имеет для него существенного  значения, что ему безразлично.

  Запоминание становится  успешным также при наличии  запаса знаний, необходимых для  связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает  возможности усвоить последующий  материал. Не только знания зависят  от памяти, но и память зависит  от имеющихся знаний.

  Исходя, из индивидуальных  различий памяти у людей целесообразно  пользоваться разными приемами, компенсирующими слабые стороны памяти,  развивать самоконтроль.

  Развитие памяти происходит  в процессе обучения. Оно является  результатом запаса знаний, развития  отвлеченного мышления, развития  воли и самосознания, т. е. личности  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  То, что воспринимается  человеком, не исчезает бесследно:  в коре больших полушарий мозга  сохраняются следы от процесса  возбуждения. Эти следы создают  возможность повторного возникновения  возбуждения и тогда, когда  раздражитель, его вызвавший, отсутствует.  Благодаря этому человек может  запомнить и сохранить, впоследствии  воспроизвести образ предмета  в отсутствие его или воспроизвести  усвоенные ранее знания. Память  выступает самостоятельным психическим  процессом, связанным с восприятием,  когда предмет воспроизводится  в отсутствие его.

  Основными процессами  памяти являются запоминание,  сохранение, узнавание и воспроизведение.

  В результате жизни,  деятельности, особенностей нервной  системы у человека складываются  индивидуальные и типологические  особенности памяти. С особенностями  личности, с особенностями деятельности  человека связано преимущественное  формирование одного из видов  памяти.

 В зависимости от  содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида: двигательная, эмоциональная, смысловая, образная.

 Различие в способах  заучивания лежит в основе  деления на типы памяти Типы  памяти зависят от врожденных  особенностей высшей нервной  деятельности, развивающихся в процессе  деятельности.

 Произвольное запоминание  характеризуется наличием сознательной  цели запомнить материал. Для  этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В  процессе заучивания используются  специальные приемы, способствующие  запоминанию: выделение основных  мыслей, составление плана, повторение  и т. д.

 Развитие памяти происходит  в процессе обучения. Оно является  результатом запаса знаний, развития  отвлеченного мышления, развития  воли и самосознания, т. е. личности  в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Занков Л. В., Память, М, 1979

2. Запорожец А. В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов М., «Просвещение», 1984.

3. Мальцева К. П., Развитие памяти школьника /Лекция для учителей, М, АПН РСФСР, 1986

4. Немов Р.С., Психология. М., 1998

5. Петровский А. В., Беседы о психологии, М, , 1982

6. Смирнов А. А., Психология запоминания, М,. 1988

7.Сухаребский Л. М., О памяти, М, 1982

8. Интернет ресурсы.

 


Информация о работе Методы развития памяти у человека