Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:02, доклад
Само развитие средств-стимулов для запоминания подчиняется следующей логике: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелка на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т. п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. “Можно предположить, — замечает А. Н. Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю”. На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами младших курсов, А. Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, представленную рисунке.
Развитие памяти
Обратимся к вопросу о развитии памяти, то есть к обсуждению тех типичных изменений памяти человека, которые происходят по мере совершенствования памяти человека.
Существенный вклад в понимание процесса филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и обосновал гипотезу о том, что различные виды памяти, имеющиеся у современного человека, являются также разными ступенями исторического развития памяти людей. Это соответственно двигательная, эмоциональная, аффективная, образная и логическая память.
Само развитие средств-стимулов
для запоминания подчиняется
следующей логике: сначала они
выступают как внешние (например,
завязывание узелка на память, использование
для запоминания различных
Эта кривая, которую иногда условно называют параллелограммом развития памяти (по ее внешнему сходству с соответствующей геометрической фигурой), показывает, что с дошкольного и до младшего школьного возраста быстрее улучшается непосредственное, чем опосредствованное запоминание. Затем динамика развития непосредственного и опосредствованного запоминания (начиная с младшего школьного го и до подросткового возраста) становится примерно одинаковой (обе кривые в это время идут почти параллельно друг другу). За пределами подросткового возраста картина в динамическом развитии непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется вновь: теперь быстрее у детей начинает развиваться опосредствованное, а не непосредственное запоминание.
С возрастом обе кривые
обнаруживают тенденцию к сближению,
так как опосредствованное
Если гипотетически продолжить
вправо изображенные на рис.8 кривые, то
можно предположить, что в скором
времени они, наверное, пересекутся
друг с другом, и опосредствованное
запоминание по своей продуктивности
должно будет превзойти
В настоящее время разработано
и в практике используется немалое
количество разнообразных систем и
методов влияния на память человека
с целью ее улучшения. Одни из этих
методов основаны на регуляции внимания,
другие предполагают совершенствование
восприятия запоминаемого материала,
третьи базируются на активном воображении,
четвертые — на развитии у человека
способности осмысливать и
Можно предположить, что с возрастом у взрослых людей должно происходить качественное изменение их памяти, и из низшей психической функции она окончательно должна будет превратиться в высшую психическую функцию.
В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.
Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.
В настоящее время разработано
и в практике используется немалое
количество разнообразных систем и
методов влияния на память человека
с целью ее улучшения. Одни из этих
методов основаны на регулировании
внимания, другие предполагают совершенствование
восприятия запоминаемого материала,
третьи базируются на активном воображении,
четвертые — на развитии у человека
способности осмысливать и