Развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:02, доклад

Краткое описание

Само развитие средств-стимулов для запоминания подчиняется следующей логике: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелка на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т. п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. “Можно предположить, — замечает А. Н. Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю”. На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами младших курсов, А. Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, представленную рисунке.

Файлы: 1 файл

график.docx

— 85.93 Кб (Скачать)

Развитие  памяти


Обратимся к вопросу о  развитии памяти, то есть к обсуждению тех типичных изменений памяти человека, которые происходят по мере совершенствования  памяти человека.

Существенный вклад в  понимание процесса филогенетического  развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и обосновал гипотезу о том, что различные виды памяти, имеющиеся у современного человека, являются также разными ступенями исторического развития памяти людей. Это соответственно двигательная, эмоциональная, аффективная, образная и логическая память.

Само развитие средств-стимулов для запоминания подчиняется  следующей логике: сначала они  выступают как внешние (например, завязывание узелка на память, использование  для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т. п.), а  затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. “Можно предположить, — замечает А. Н. Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю”. На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами младших курсов, А. Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, представленную рисунке.

Эта кривая, которую иногда условно  называют параллелограммом развития памяти (по ее внешнему сходству с соответствующей геометрической фигурой), показывает, что с дошкольного и до младшего школьного возраста быстрее улучшается непосредственное, чем опосредствованное запоминание. Затем динамика развития непосредственного и опосредствованного запоминания (начиная с младшего школьного го и до подросткового возраста) становится примерно одинаковой (обе кривые в это время идут почти параллельно друг другу). За пределами подросткового возраста картина в динамическом развитии непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется вновь: теперь быстрее у детей начинает развиваться опосредствованное, а не непосредственное запоминание.

С возрастом обе кривые обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь (после подросткового  возраста) более быстрыми темпами, по продуктивности догоняет и обгоняет непосредственное запоминание.

Если гипотетически продолжить вправо изображенные на рис.8 кривые, то можно предположить, что в скором времени они, наверное, пересекутся  друг с другом, и опосредствованное  запоминание по своей продуктивности должно будет превзойти непосредственное запоминание. Из этого предположения  можно сделать вывод о том, что с возрастом у взрослых людей должно происходить качественное изменение их памяти, и из низшей психической функции она окончательно должна будет превратиться в высшую психическую функцию.

В настоящее время разработано  и в практике используется немалое  количество разнообразных систем и  методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование  восприятия запоминаемого материала, третьи базируются на активном воображении, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать  запоминаемый материал, пятые —  на приобретении и использовании  специальных мнемотехнических средств. Выбор всего этого достаточно широк, но его необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей каждого человека. В этой связи  рекомендуется опробовать разные приемы и остановить свой выбор на тех, которые  у вас лучше и легче всего  работают.

Можно предположить, что с  возрастом у взрослых людей должно происходить качественное изменение  их памяти, и из низшей психической  функции она окончательно должна будет превратиться в высшую психическую  функцию.

В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и  прочность запоминания зависят  от многих условий.

Воспитанию положительных  свойств памяти в значительной степени  содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок  на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей  деятельности, умение отказаться от неэффективных  приемов работы и заимствовать у  других людей приемы эффективные  и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

В настоящее время разработано  и в практике используется немалое  количество разнообразных систем и  методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регулировании  внимания, другие предполагают совершенствование  восприятия запоминаемого материала, третьи базируются на активном воображении, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать  запоминаемый материал, пятые на приобретении и использовании специальных  мнемотехнических средств. Выбор, всего  этого достаточно широк и его, осуществлять необходимо с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.


Информация о работе Развитие памяти