Развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:49, лекция

Краткое описание

Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства.

Файлы: 1 файл

Ю.К.Пугач _Развитие памяти_.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

    Ю.К.Пугач   РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СИСТЕМА ПРИЕМОВ 

    ГЛАВА 1 

    АППАРАТ ПАМЯТИ 
Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства.

    Однако  это не соответствует действительности. Аппарат памяти включает:

    - образную  память;

    - логическую  память;

    - технологию  работы;

    - язык (речь);

    - интеллект,  который включает знания и  умственные операции.

    По мнению многих ученых, память — не столько  устройство, сколько процесс, в котором  задействованы различные «инструменты». К ним относятся:

    -образы, возникающие в нашем воображении  (на так называемом внутреннем экране) и построенные на базе ощущений: зрительных, слуховых, тактильных (прикосновения), обонятельных и проч.;

    - мышление, то есть умение выполнять умственные  операции с элементами информации;

    технология  работы, в которую входят как знание процессов, происходящих в мозгу в процессе познания, так и умение использовать знание этих процессов для борьбы с невнимательностью, утомлением, ленью;

    -обязательным  инструментом памяти является  хорошо развитая речь — то  есть умение свободно высказывать  свои мысли, используя все богатство языка;

    -интеллект,  под которым мы будем понимать  имеющуюся сумму знаний и сумму  умственных операций, которыми вы  овладели. Чем эти суммы больше, тем мощнее будет работать  механизм памяти.

    Система развития интеллекта «Мольто» охватывает весь аппарат памяти. Поэтому, тренируя образную память (а данное пособие посвящено именно образной памяти), старайтесь следовать нашим рекомендациям, которые рассчитаны на дальнейший выход на уровень логического запоминания.

    Приступив к тренировкам, постарайтесь обуздать свои чувства и не ждать мгновенных результатов. При этом следуйте таким правилам:

    - излишне  не напрягайтесь, работайте легко,  с удовольствием;

    делайте несколько подходов (тренировок)в  день — минут по 20 на один подход;

    используйте «бесполезное» время: поездки в транспорте, стояние в очереди и т. д.;

    - тренируйтесь  в выполнении не более 2—3-хприемов  одновременно. Переходите к следующим  приемам только тогда, когда  почувствуете уверенность в выполнении  предыдущих. 

    МЕХАНИЗМ  ПАМЯТИ 

Долговременное  хранилище     ДВХ

    5 суток — ∞

Кратковременное хранилище     КВХ

    1 мин. — 5 суток

Оперативная память     5—20 сек.

    Если  схематически изобразить механизм памяти, он будет выглядеть следующим  образом:

    информация, в виде биотоков, попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. Реакции, которые при этом происходят, очень сложны и недостаточно изучены. Однако известно, что след, не будучи подкрепленным, растворяется без остатка в течение 5—20 секунд. Этому явлению на нашей схеме соответствует регистр оперативной памяти. Если информацию подкрепить, то есть повторить несколько раз, то след закрепляется на более длительный срок — переходит в регистр кратковременного хранения(КВХ). Информация в нем может храниться от1 минуты до нескольких суток в зависимости от характера информации и ваших индивидуальных особенностей. Считается, что период ее полураспада — 5 суток. Если в течение этого периода не подкрепить ее снова, она растворяется. Систематическое повторение переводит информацию в долговременное хранилище(ДВХ), где она может храниться достаточно долго. По мнению некоторых ученых, она хранится там вечно, а случаи забывания прочно усвоенной информации свидетельствуют о трудности ее извлечения из ДВХ. Преодолеть эти трудности можно с помощью логического запоминания и припоминания, но об этом речь пойдет в следующей книге.

    Основные  трудности запоминания связаны  с неприятной особенностью регистра оперативной памяти, которая заключается  в том, что в этом регистре может  обрабатываться одновременно только 7±2 единицы информации (ЕИ). Поэтому люди с нетренированной памятью стремятся запомнить учебный материал небольшими порциями. Преодоление барьера в 7 единиц — основная задача тренировки на первом этапе.

    Итак, информация, поступая извне, проходит все регистры, прежде чем поступить в ДВХ. При этом объем ДВХ практически не ограничен, а объем регистров, где информация проходит обработку, ограничен семью единицами информации. Для преодоления этого барьера и увеличения объема памяти имеются различные способы. В основе любого из них лежит элемент связывания, которое может происходить как на образном уровне, так и на логическом. Наибольший эффект запоминания можно получить тогда, когда задействованы оба уровня. Связывание на обоих уровнях бывает внутренним и внешним.

    О внутреннем способе связывания мы можем говорить, когда отдельные элементы информации связываются (соотносятся) только друг с другом и поступают в следующий регистр единым блоком. Продемонстрируем внутреннее связывание на цифрах. Предположим, требуется запомнить телефон: 29-47-65.

    Чтобы избежать многократного повторения(зубрежки), отметим в номере телефона два  ряда последовательностей: четная —  повышающаяся(2-4-6) и нечетная — понижающаяся (9-7-5).Найденные взаимосвязи помогают быстро перевести информацию в следующий регистр.

    Внешнее связывание имеет место, когда новая  информация сопоставляется с той, которая  уже хранится в ДВХ. Например, в  телефоне31-94-53 мы выделим число 1945 —  год окончания 2-й мировой войны. А также обратим внимание на то, что по краям стоят цифры 3. Эта нехитрая операция значительно облегчает перевод информации в следующий регистр. Наибольший эффект достигается тогда, когда удается задействовать оба способа одновременно, хотя пример с цифрами далеко не самый эффективный.

    Мы привели  весьма простые примеры связывания на цифровом материале, однако главная задача данного пособия — научить вас работать с текстовым материалом. А потому необходимо вначале разобраться, что представляет собой понятие Единица Информации (ЕИ). 

    ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ

    Это понятие весьма относительно. Например, если предложить вам запомнить с одного прочтения 20 не связанных по смыслу слов, то в связи с известной особенностью регистра оперативной памяти вы запомните в среднем 7 слов. В данном случае единицей информации является слово. Из предложенных к запоминанию 20 словосочетаний вы также запомните 7. То же самое произойдет с 20-ю короткими предложениями. Но количество слов, запоминаемых в двух последних случаях, будет с каждым разом возрастать — меняется единица информации. Во втором случае ею стало словосочетание, в третьем - предложение.

    Известно, что объем памяти не зависит от количества единиц воспринимаемой информации. Он зависит от уровня ее перекодирования  — то есть величины ЕИ. Это означает, что человек может запоминать много и быстро, если владеет технологией укрепления ЕИ — технологией перекодирования!

    Отметим, что увеличение (укрепление) ЕИ до уровня предложения происходит легко и  естественно. Однако дальнейшее перекодирование  требует навыков работы с образной и логической памятью. 

    ИТОГИ

    Информация  только тогда закрепится  в долговременном хранилище, когда она пройдет  предварительную обработку в  регистрах оперативной памяти и  кратковременного хранилища.

    Существенной  особенностью обрабатывающих регистров  является возможность обрабатывать одновременно только 7±2 ЕИ. Практика показывает, что полезнее ориентироваться на 5-7 ЕИ.

    Объем памяти не зависит от количества ЕИ, а зависит  от уровня перекодирования. Человек, владеющий  технологией перекодирования, может  запоминать много и быстро.

    ЕИ может  укрупняться как на образном, так  и на логическом уровне с помощью  внутреннего или внешнего связывания.

    Перекодирование до уровня предложения осуществляется легко и естественно. Однако дальнейшее повышение уровня перекодирования  требует навыков работы. А навыки не даются без систематической тренировки! 

    ГЛАВА 2 

    ПРИЕМ ОБРАЗНОГО ГРУППИРОВАНИЯ

    Рассмотрим  этот прием на примере запоминания  текста для учеников 3-го класса. Для  того чтобы лучше разобраться  в действии, поставьте себя на место третьеклассника. В таком случае перед вами стоит задача: запомнить текст с одного прочтения и пересказать как можно ближе к тексту, хотя, конечно, запоминать дословно нет необходимости. 

    ВОЛК

    Волк  очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая. Глаза косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. Зимой они часто ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы. 

    Несмотря  на легкость текста, безусловно, чувствуется  некоторое напряжение... Это и  понятно: если вы читали с установкой запомнить подробно, то вчитывались  в каждое слово. При таком характере  чтения в качестве ЕИ чаще выступает  слово. Отбросим второстепенные слова, но все равно имеем около 60 ЕИ. Во всяком случае именно столько имеет их третьеклассник, образная память которого развита недостаточно. А так как регистр оперативной памяти может обрабатывать одновременно только 7 ЕИ, то очевидно, что задача перед ребенком стоит непростая.

    Чтобы облегчить  ее, нужно укрупнить ЕИ до уровня предложения. Для этого требуется  увидеть содержание предложения  целиком, в одной «картинке». «Волк  очень похож на большую собаку». — Видим в воображении, на внутреннем экране, волка и собаку — одинаковых по размеру, похожих. «Шерсть у него длинная, жесткая». — Видим длинную, жесткую шерсть (трогаем ее руками, чтобы включить побольше ощущений). И так далее...

    Если  каждому предложению соответствует  своя «картинка», то запоминание происходит на уровне предложений. В этом тексте 15 предложений — следовательно, 15 ЕИ. Их количество сократилось в 4 раза, но от заучивания (то есть многократного повторения) мы не избавились, так как 15 ЕИ не могут одновременно обрабатываться в регистре оперативной памяти. Следовательно, необходимо выходить на более высокий уровень перекодирования — на уровень смыслового куска.

    Отметим, что выделение смысловых кусков при образном запоминании не представляет труда даже для младших школьников. Необходимо только научить их следовать простому правилу: каждое последующее предложение накладывается на предыдущее до тех пор, пока характер «картинки» не изменится.

    Поясним это правило. Не только дети, но и  зачастую взрослые, когда читают текст, видят на внутреннем экране мелькание образов. Сначала они увидят волка с собакой. Затем этот образ исчезает и появляется стоящая дыбом, длинная шерсть. И этот образ пропадает, когда речь идет о глазах... Таким образом, если человек не контролирует свое воображение, то чтение (и запоминание) происходит на уровне предложений, а то и слов. Правило же требует, чтобы мы контролировали работу воображения — то есть не отпускали возникающие образы и складывали из них общую «картинку» — общую ЕИ.

    Итак, «Волк  очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая». — На внутреннем экране — волк с собакой, и у волка длинная, жесткая (трогаем руками) шерсть. «Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз». — Накладываем эти образы на предыдущую «картинку», волк с собакой... шерсть... сверкающие глаза... хвост... Полученную «картинку» представляем целиком и держим ее в воображении 5—20 секунд, чтобы она закрепилась в КВХ. Теперь мы можем быть уверены, что ЕИ сформировалась. 

    Заметим, что младший школьник, которому трудно выделять смысловые куски, попытается включить в ЕИ и следующее предложение. Но он тотчас почувствует неудобство: изменяется характер «картинки». Это будет для него сигналом к тому, что следует остановиться и закончить формирование ЕИ.

    Теперь  будем формировать следующую ЕИ. «Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях». — Прежде всего не допустим мелькания «кадров» (отдельно лес... овраг... степь), иначе сползем на уровень слов. Увидим содержание предложения в одной «картинке», в одном образе. И пусть вас не смущает, что изображение может оказаться неполным. В воображении может происходить что угодно: размеры изменяются, пространство искривляется, предметы и явления предстают в фантастическом виде.

Информация о работе Развитие памяти