Развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:49, лекция

Краткое описание

Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства.

Файлы: 1 файл

Ю.К.Пугач _Развитие памяти_.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

    Выход заключается  в следующем. Во-первых, принимаясь за работу, нельзя давать себе установку  на длительное многочасовое запоминание. Опытным путем установлено, что  наиболее оптимальной является установка на 30—40 минут работы, после чего необходим отдых (10—15 минут) или смена деятельности. То есть рабочее время должно распадаться на несколько таких временных отрезков.

    Во-вторых, и эти 30—40 минут не могут быть заполнены непрерывным монотонным заучиванием, так как в этом случае возникает монотония, приводящая к быстрому утомлению. Отрезок в 30—40 минут должен распадаться на отдельные циклы, в которых будут чередоваться периоды напряжения и расслабления. (Образцом в этом смысле является ритм работы сердца: в этом ритме сердечная мышца половину времени расслаблена.) Из каких же циклов может состоять ритм работы мозга?

    Посмотрим внимательно на второй шаг алгоритма, в котором происходит основная деятельность по запоминанию. В него входят такие операции, как вхождение в текст, группирование и группирование 2-го уровня. Мы входим в текст, группируем элементы информации в ЕИ, после чего должны подержать ее на внутреннем экране 5—20 секунд. Затем все начинается сначала. Вот это и есть один цикл! Следовательно, установка внутри отрезка в 30—40 минут должна быть на одну ЕИ. Это может быть абзац или целая страница — не имеет значения.

    Какие операции второго шага алгоритма являются трудными, какие — легкими? Вхождение  в текст и группирование это не отдых, но и не большое усилие, скорее это игра фантазии. Удерживание ЕИ в течение 5—20 секунд можно считать, действительно, отдыхом. А вот последующее группирование 2-го уровня требует сосредоточения и напряжения сил: ведь нужно выбрать ключевой образ в ЕИ и включить его в общую картинку.

    Таким образом, один цикл работы распадается на следующие  операции: вхождение и группирование  — удерживание на внутреннем экране — группирование 2-го уровня. То есть: легкая работа — отдых — трудная... легкая — отдых — трудная...

    Замечено, что в таком режиме работы производительность труда наиболее высокая; отсутствует  монотонность в работе, а значит, и быстрое утомление. Работа в  таком режиме служит прекрасным средством  самоконтроля, благодаря которому тотчас отсекаются цепочки непроизвольных ассоциаций; выбор скорости чтения определяется уровнем сложности конкретного логического куска.

    И еще  один фактор в пользу алгоритма запоминания  и оптимального режима работы. В  процессе работы с текстом у читателя может происходить подмена установки. Пусть даже он наметил правильную тактику запоминания. Но затем он сталкивается с психологическим барьером, преодолеть который не может, потому что не замечает его. Что же это за психологический барьер?

    Представьте, что перед человеком стоит задача вскопать гектар земли. В его распоряжении имеется неисправный трактор и вполне исправная лопата. Разумеется, ни один человек не возьмется за лопату: он станет искать возможность починить трактор! Совсем иная картина возникает, если труд не физический, а интеллектуальный. Очень многие люди воспримут ремонт трактора, как дополнительную работу, которая только отнимает время: пока, мол, ремонт, я уж вон сколько вскопаю. И берутся за лопату! В этом как раз и заключается психологический барьер: выполнение приемов запоминания (удержание ЕИ, группирование 2-го уровня) многими рассматривается как дополнительная работа, не имеющая прямого отношения к запоминанию.

    И тогда  происходит вот что: дойдя до конца  первого логического куска, такой  читатель не испытывает желания закрепить ЕИ. «Материал легкий, зачем же я стану отнимать драгоценное время на рассматривание картинок», — думает он и переходит к следующему логическому куску. Поскольку он мысленно отмечает границы всех ЕИ, то у него полная иллюзия того, что он работает по алгоритму запоминания. На самом же деле, не закрепив ЕИ, он оставил в оперативной памяти россыпь мелких элементов информации, которая тут же дополняется элементами следующего логического куска. В результате регистр оперативной памяти переполнился, запоминание прекратилось. У читателя же в конце работы возникает недоумение: почему не сработали приемы запоминания? А приемов-то и не было! 

    Но если работу в оптимальном режиме довести  до уровня автоматизма, то подмена установки  будет исключена, а высокая производительность труда гарантирована, потому что этот режим есть прекрасное средство самоконтроля.

    А сейчас проработайте по алгоритму запоминание  текста «Болото», затем сверьте результаты работы с кратким комментарием.

    БОЛОТО

    Издавна фантазия людей населяла болота лешими, кикиморами и другой нечистью. И это понятно: что хорошего в болоте? Гиблое место, бесполезное; топи, трясины, сырой, нездоровый воздух, тучи комаров...

    Такое мнение господствовало, пока не создал человек  мощную технику, помогающую в недолгие сроки осушать обширные территории, добывать в большом количестве торф. С этого времени число и размеры болот стали заметно убывать. На их месте начали возникать сельскохозяйственные угодья, инженерные сооружения.

    Но вот  все чаще стали раздаваться призывы к охране болот. Оказалось, что они играют важную роль в жизни многих птиц, зверей, растений. Здесь можно получать хорошие урожаи трав, ягод и лекарственных растений. Но главное достоинство болот в ином: они служат естественными регуляторами стока поверхностных и грунтовых вод. В ряде случаев осушение болот снижает уровень подземных вод, уменьшает плодородие почв на повышенных участках, способствует сильным паводкам. Правда, на осушенных болотных землях можно собирать обильные урожаи сельскохозяйственных культур. Но всего лишь несколько лет, а затем земли становятся бросовыми, подвергаются эрозии.

    Чаще  всего болота возникают там, где  выходят на поверхность подземные  воды, а также на лесных вырубках и гарях: из-за отсутствия растений, «отсасывающих» грунтовые воды, уровень подземных вод повышается. Много болот в тундре и лесотундре, где слой вечной мерзлоты препятствует просачиванию в землю поверхностных вод; в устьях и на поймах рек, часто затопляемых в паводки.

    Болота  подразделяются на низинные, переходные и верховые. Низинные — вовсе не обязательно расположены в низинах, а верховые — на возвышенностях. Тут главное отличие в том, что питаются болота — низинные, главным образом, грунтовыми водами, верховые — атмосферными осадками.

    Появляются болота обычно в сильно увлажненных понижениях или на месте зарастающих озер и бывают в большинстве низинными. По мере отмирания растений и накопления торфа поверхность болота становится плоской, а затем слабовыпуклой. Растительность сначала представлена преимущественно травами, кустарничками, а затем все более обильными сфагновыми мхами. Нижняя часть дернины, находящаяся в воде, обедненной кислородом, разлагается плохо. Начинает накапливаться торф. Растет торфяная «подушка», все выше поднимается поверхность болота, разнообразнее становится растительный покров: появляются кустарники, деревья, луговые растения. Мощный слой торфа служит как бы губкой, впитывающей воду. Накапливая влагу, болото вдоволь питает ею растения. Теперь оно может существовать, не пользуясь подземными водами, только за счет атмосферных осадков. Так происходит превращение низинного болота, поверхность которого вогнута, словно блюдце, в болото верховое с выпуклой поверхностью.

    Известный советский писатель и природовед М. М. Пришвин назвал болота «кладовой солнца». Богата болотная растительность. А ведь каждое растение — это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, «не разряжаются», формируя торфяные залежи.

    Прежде  торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготавливаются органические удобрения, кормовые смеси и многое другое.

    1-я ЕИ: небольшое болото со всеми  его «прелестями», на краю его  трактор и горы торфа, за  ними — с/х сооружения. Теперь  подержим ЕИ 5—20 секунд, после чего  упрощаем: остается болото (без подробностей) и трактор.

    2-я ЕИ: упрощенная первая картинка, к  трактору подходит колонна людей, несущих в руках птиц, зверей, пучки растений и большой плакат со схемой регулирования поверхностных и грунтовых вод — держим 5—20 секунд. — упрощаем: болото с трактором и колонна людей!

    3-я ЕИ: последняя упрощенная картинка, а рядом лесок с обгоревшей вырубкой, бьющий из-под земли ключ, выступающий из-под земли лед и речушка. — Это все символы причин возникновения болот. — 5—20 секунд. — упрощаем: болото с трактором, колонна, лесок.

    4-я ЕИ: упрощенная предыдущая картинка, по другую сторону болота (относительно трактора) озеро, похожее на блюдце (вогнутое), отмирающие растения — и озеро (уже болото) становится плоским, накапливание торфа — и болото становится выпуклым, над ним идет дождь. — 5—20 секунд. — упрощаем: болото с трактором, колонна, лесок, озеро.

    5-я ЕИ: упрощенная предыдущая картинка, на краю болота стоит М. М.  Пришвин, рядом печь, рядом заводик,  из которого выползают ленты  транспортеров, а на них: смола,  лекарства, удобрения, кормовые  смеси. — 5—20 секунд. — упрощаем: болото с трактором, колонна, лесок, озеро. М. М. Пришвин.

    Заметьте: мы не старались вставить в ЕИ каждую мелочь — если приемы вхождения  в текст и группирования выполняются  достаточно хорошо, то мелочи легко  всплывут в памяти при воспроизведении  информации. Главным является другое — умение видеть общую картинку целиком. Поэтому почаще ее сканируем, а в конце работы разворачиваем поочередно каждую ЕИ в полную картинку. То есть приступаем к третьему шагу алгоритма. 

    ЗАУЧИВАНИЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПРАВИЛ, ТЕОРЕМ...

    Рассмотрим третий шаг алгоритма. Он состоит из двух частей. Первая из них — это требование заучить наизусть все, что требует именно I такого заучивания: правила, определения, теоремы и проч. Иногда люди пренебрегают этим требованием, полагая, что внимательного чтения и понимания вполне достаточно. Но это неверно. Иногда на одном определении «висит» значительный кусок текста. И человек, проигнорировавший эту операцию, недоумевает, почему материал не запоминается?

    При заучивании наизусть следует руководствоваться теми же правилами, что и при обычном запоминании, но с небольшими изменениями:

          во-первых, надо постараться избежать механического заучивания — надо представить материал образно, даже если это сухая теорема или правило, насыщенное абстракциями;

    во-вторых, не отказываться от группирования, даже если содержание придется представлять в абстрактных символах;

    и наконец, в-третьих, надо воспользоваться цепочкой опорных слов. В отличие от ключевых, опорные слова несут с собой значительно меньше информации. Опорными будем считать те слова, которые несут основное смысловое содержание. Например, требуется запомнить такое определение: Компоненты природной среды, влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества, называют экологическими факторами. Среди них различают три разные по своей природе группы факторов:

    абиотические  факторы — все компоненты неживой  природы, среди которых наиболее важны свет, температура, влажность  и другие компоненты климата, а также  состав водной, воздушной и почвенной среды;

    биотические факторы — взаимодействия между  различными особями в популяции, между популяциями в природных  сообществах;

    антропогенный фактор — вся разнообразная деятельность человека, которая приводит к изменению  природы как среды обитания всех живых организмов или непосредственно сказывается на их жизни.

    Удобнее начать заучивание с описания групп  факторов, так как в первом абзаце возникает трудность в создании образов, а в последующих абзацах  эти образы раскрываются. Создаем  опорную цепочку, одновременно представляя содержание в образах:

    абиотические  факторы — компоненты природы... свет, температура, влажность... а также  состав... среды. — Представляем какой-либо организм (червяка, например), освещенный ярким солнцем, ползущий по горячему песку (трогаем руками) к луже... Можно включить в образ микроскоп и провести от него три луча: к воде, воздуху, песку — якобы изучается состав водной, воздушной и почвенной среды. Теперь подержим картинку в воображении, а затем, не отпуская ее, произнесем опорную цепочку...

    После того как опорная цепочка закрепилась  в памяти, добавим к ней пропущенные  слова...

    Здесь важно  соблюдать равновесие между образами и словами. Фразы следует проговаривать  выразительно, даже артистически, одновременно удерживая в воображении картинку. Если из вашего внимания выпадает либо то (слова), либо другое (картинка), запоминание резко ухудшится.

    Для следующего абзаца цепочка совсем проста: биотические  факторы — взаимодействия между... особями... популяциями...

    И далее: антропогенный фактор — деятельность человека... к изменению природы как среды... или... сказывается...

    После этого  можно вернуться к первому  абзацу: компоненты... среды, влияющие на состояние и свойства организма, популяции...

    Теперь  можно закрепить все вместе.

    Вторая  часть третьего шага алгоритма называется «доводка». На этой стадии необходимо убедиться, что материал хорошо помнится. Это важный психологический момент. Часто ради экономии времени мы пренебрегаем этой операцией, что может привести к чувству неуверенности в тот момент, когда требуется воспроизвести знания. Эта неуверенность — причина того, что в коре головного мозга возникает еще один сильный очаг возбуждения (очаг волнения), который может подавить возбуждение нужной структуры. Такое явление каждый наблюдал довольно часто: ученик выходит к доске... и не может вымолвить ни слова! Чтобы этого не случилось, необходимо «довести» материал.

Информация о работе Развитие памяти