Развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:49, лекция

Краткое описание

Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства.

Файлы: 1 файл

Ю.К.Пугач _Развитие памяти_.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

    Обе гипотезы, на которых мы сосредоточим свое внимание, согласуются с основными положениями теории психоанализа, но они существенно расходятся в положении о том, в какой степени человек способен контролировать работу своего подсознания. Первая гипотеза, которую мы называем динамической, предполагает, что человек вообще не может или лишь в малой степени может контролировать свою подсознательную психическую жизнь. По этой гипотезе деятельность подсознания складывается главным образом из сил двух типов. С одной стороны, требующие удовлетворения сексуальные и агрессивные импульсы стремятся проникнуть в сознание; с другой стороны, им противодействуют силы вытеснения. Подсознательные импульсы и силы вытеснения взаимодействуют подобно тому, как взаимодействуют физические силы. Так, две противоположные силы взаимо-уничтожатся, если они равны по величине; в противном случае большая сила одолеет сопротивление меньшей. Взаимодействие этих сил и определяет поведение человека.

    Вторая  гипотеза, которую мы называем гипотезой  контроля, допускает, что человек способен в некоторой степени контролировать работу своего подсознания: импульсы и другие психические образования хранятся в подавленном состоянии не из-за того, что силы вытеснения неизбежно превалируют над неосознанными импульсами, но благодаря тому, что человек может, основываясь на своем прошлом опыте и оценивая настоящее, бессознательно решить, что переживание-либо выражение тех или иных вытесненных ранее психических образований представляло бы для него опасность. Так, возможно, подсознательно принимается решение о том, что проявление любви к определенному человеку грозит унижением.

    Гипотеза  контроля, кроме того, предполагает, что пациенты, решившие прибегнуть к психотерапии, имеют сильное  подсознательное желание вылечиться, а следовательно, подсознательно (равно как и сознательно) хотят осознать вытесненный психический материал и уяснить его значение, а значит, могут решиться на извлечение ранее подавленного психического материала и осознание его, если это больше не представляется ему опасным.

    ЕИ может  иметь следующий вид:

    

     

    Причем  мысль о том, может ли планирование происходить на подсознательном  уровне, на этапе первого чтения несущественна: пока важно понять две  гипотезы и теорию «цензуры», на которой  они строятся. При вторичном, внимательном чтении выстроится полная логическая цепочка, в которой найдет свое место и первая мысль. Однако на практике почти невозможно сразу определить, какая мысль основная, а какая — ее следствие, поэтому обычно в ЕИ включаются все более или менее крупные мысли. Тем не менее общая картинка ЕИ оказывается небольшой — ее легко удерживать в памяти. Она становится символом общей идеи статьи и служит фундаментом для понимания дальнейшей информации.

Информация о работе Развитие памяти