Способы развития памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, реферат

Краткое описание

Память играет большую роль в жизни человека, принимая непосредственное участие во многих процессах его жизнедеятельности. Самой важной функцией памяти является запоминание необходимой информации. Благодаря наличию памяти у человека он способен запоминать события и предметы, а также приобретать знания и опыт. Если бы у человека не было бы памяти, его восприятие мира основывалось бы исключительно на том, что существует “здесь и сейчас”, что значительно огранивало бы его возможности.

Файлы: 1 файл

Способы развития памяти.docx

— 160.92 Кб (Скачать)

    Память  играет большую роль в жизни человека, принимая непосредственное участие  во многих процессах его жизнедеятельности. Самой важной функцией памяти является запоминание необходимой информации. Благодаря наличию памяти у человека он способен запоминать события и  предметы, а также приобретать  знания и опыт. Если бы у человека не было бы памяти, его восприятие мира основывалось бы исключительно на том, что существует “здесь и сейчас”, что значительно огранивало бы его  возможности.

    Исключительно вследствие наличия памяти человек  не только воспринимает события, но и  делает о них соответствующие  выводы. Если однажды взять, и отнять у всех людей память, то наше высокообразованное общество превратилось бы в слепое стадо, не имеющее ничего общего с  людьми. Не будь у человека памяти, то каждое из его пережитых ощущений не оставляло бы никакого следа в  его сознании, и могло бы переживаться в десятый, сотый и даже тысячный раз, будто бы оно переживается впервые. Например, когда человек впервые  увидит кактус и прикоснется к  его колючкам, он тут же из-за ощущаемой  боли одернет руку назад и его  память запомнит данную информацию в  виде равенства “прикосновение к  кактусу = неприятные ощущения”. И человек  больше никогда (только если он не мазохист) не прикоснется к колючкам кактуса  подобным образом. А что было бы, если бы не существовало памяти? У человека бы просто рук не хватило.

    Память  способствует достижению профессионального  положения в обществе, ибо для  его достижения нужны знания и  навыки, сохраняемые памятью человека независимо от того, носят навыки теоретический  либо практический характер. Наша профессиональная деятельность, так или иначе, состоит  из разнообразных процессов, имеющих  определенный порядок выполнения. Для  того, чтобы в полной мере постичь сущность этих процессов и делать работу правильно, нам нужна память. Важна память и для развития социальной сферы жизни человека. Могли бы мы строить отношения с другими людьми, не будь у нас памяти? Конечно же, нет! После расставания с человеком мы бы сразу забывали о том, как он выглядит, не говоря уже о том, чтобы вспомнить его имя.

    Полагаю, вышеприведенные аргументы в  достаточной мере характеризуют  истинную роль памяти человека в его  жизни. Успешность человека, каким делом  бы он не занимался, также напрямую зависит от памяти. Но тогда, если каждый человек обладает памятью, почему не все люди успешны в одинаковой мере? Все дело в том, что уровень  человеческой памяти не является постоянным показателем и изменяется с течением времени. Человек может от рождения обладать феноменальным уровнем  памяти, но вести такой образ жизни, что к тридцати годам с трудом будет вспоминать, как зовут его  родителей. В то же время многие из тех людей, которые ранее не могли  похвастать высоким уровнем развития памяти, благодаря каждодневным тренировкам  и бережливым отношением к собственной памяти теперь способны запоминать огромные массивы информации, не считая это пределом своих возможностей.

    Прежде  чем приступать к рассмотрению приемов  развития человеческой памяти, целесообразно  определить действия, которые должен совершать человек для того, чтобы  попрощаться с надеждами иметь хорошую память. Данное рассмотрение будет носить характер “от противного”, что подразумевает необходимость избегания данных действий.

    1. Курите. Самое замечательное средство  уничтожения памяти – курение.  Выкуривание 3-5 сигарет в день  сокращает возможность памяти  к запоминанию информации на 35-40%. Особенно негативно курение сказывается  на долговременной памяти.

    2. Пейте больше алкоголя. Алкоголь  пагубно влияет на долгосрочную  память, что способствует потере  мозгом способности хранить воспоминания. Помимо этого, употребление алкоголя  негативно сказывается на способности  человека воспринимать новую  информацию.

    3. Подвергайте свою нервную систему постоянным стрессам. Стрессовые ситуации порождают всплески гормонов, содержащих кортизол – вещество, препятствующее восприятию новой информации и блокирующее свободный доступ к существующим воспоминаниям. Помимо этого, высокий уровень кортизола затрудняет мышление, что и объясняет неспособность запоминания информации человеком во время стрессовой ситуации.

    4.  Употребляйте в пищу больше  сладкого. Не секрет, что все сладости  состоят преимущественно из углеводов.  Когда углеводы в чрезмерном  количестве поступают в организм  человека, то в нем происходит  выброс инсулина. Таким образом,  организм пытается справиться  с повышением уровня сахара  в крови, вызванного употреблением  сладкого. А инсулин, в свою  очередь, является особым ферментом,  находящимся в клетках головного  мозга и заставляющим память  человека работать.

    5. Спите как можно меньше. Во  время сна происходит упорядочивание  накопленного за день опыта,  что способствует лучшей работе  памяти. Помимо этого, сон восстанавливает  жизненные силы и препятствует  сонливости – основной причине  расконцентрации внимания.

    Итак, после того как мы определились с  факторами, которых необходимо стараться  избегать, перейдем к рассмотрению путей развития памяти человека.

    Развитие  памяти. Кто бы из нас не хотел  обладать феноменальной памятью, которая  позволяла хранить большое количество информации? Только представьте себе, какие великолепные возможности  открылись бы вам тогда. Тем не менее, память не способна хранить всю  информацию. Она является одной из функций, выполняемых нашим мозгом и, если память перегружается информацией, она проявляет свою способность  отфильтровывать не нужную (а иногда просто устаревшую и неактуальную) информацию. Потому, говоря о развитии памяти, в первую очередь необходимо вести речь о способности правильного  фильтрования информации, чтобы уметь  сохранить не любую, а актуальную информацию. 

    Многие  из нас ошибочно полагают, что чем  больше они знают, тем больших  успехов в жизни могут добиться, но это не совсем так. Самый наглядный  пример – изучение курса квантовой  физики учителем по пению. Данная информация не относится к сфере компетенции  человека и может быть изучена  при двух условиях:

    1. Для общего развития. И даже  в этом случае следует оценить  необходимость хранения в памяти  подобного рода информации.

    2. Человек планирует в будущем  связать свою жизнь с областью  квантовой физики.

    Поэтому, прежде чем перейти к вопросу  развития памяти следует принять  как факт одно правило: “Прежде чем  заполнять свою память какой-либо информацией  проанализируйте данную информацию на предмет ее полезности и актуальности”. Не следует забивать свою голову решением вопроса “Как сделать СССР самым  развитым государством”, если самого государства уже нет.

    Очень многие люди с целью развития собственной  памяти исследуют миллионы разнообразной  литературы в поисках универсального метода, способного помочь именно им. Некоторые  на основании прочитанного пытаются придумать новые методы развития памяти. Однако на самом деле все  гораздо проще – лучшие методы развития памяти давно найдены и  знакомы практически каждому  человеку. Все что необходимо сделать, это вспомнить их и применить  на практике.

    Развитие  памяти – не единоразовый, а постоянный и целенаправленный процесс, а потому подходить к нему необходимо со всей ответственностью, запасшись терпением. Безусловно, нет никакой вероятности того, что прекрасно подошедший одному человеку метод развития памяти также подойдет другому человеку.

    Рассмотрим  основные методы развития памяти, применяемые  миллионами людей во всем мире:

    1. Последовательные  ассоциации. Смысл метода заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию ассоциаций. Благодаря данному методу можно вспомнить не только сами слова, но и порядок их расположения в тексте. Особенность этого вида запоминания заключается в его непроизвольности, когда человек затрачивает значительно меньшее количество усилий, чем если бы он заучивал слова целенаправленно. При применении данного метода, помимо памяти, активно задействуется воображение человека, так как ему предоставляется для запоминания несколько слов, и он должен составить из них предложение.

    Например, надо запомнить следующие слова:

    КОМАР, САБЛЯ, КОШКА, СОЛОМА, БРЮКИ, КЛЯКСА, МЕДВЕДЬ, черешня, дворец, пианино. Вот один из вариантов ассоциации:

    - Я вижу, как КОМАР летит с  САБЛЕЙ на боку. Рукоятка сабли  сделана в виде КОШАЧЬЕЙ головы. У кошки усы как СОЛОМА. Из  соломы можно сплести БРЮКИ,  на которых КЛЯКСА. Эта клякса  похожа на МЕДВЕДЯ. Он, наверное, любит ЧЕРЕШНЮ и из КОСТОЧЕК сделал себе дворец. Внутри дворца я вижу ПИАНИНО

    2. Фонетические ассоциации. Очень часто данный метод применяется для запоминания иностранных слов и цифр. Заключается во вспоминании похожих ассоциаций к иностранному слову. Вследствие применения данного метода человек способен запоминать до 100 иностранных слов в день, не пытаясь “вызубрить” их наизусть. Особенно замечательно данный метод применим для запоминания иностранных фамилий, которые часто трудно запомнить. Недостатком метода являются возможные ошибки в произношении слов, однако при выполнении метода под контролем опытного преподавателя данный недостаток нивелируется.

    Этот  метод хорошо применять при запоминании  иностранных слов и телефонов. Суть метода в удачном подборе созвучных  ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово musculus (мускулус) – МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУЛЫ и перевода МЫШОНОК.

    Carota (карета) – МОРКОВЬ созвучное ему КАРЕТА. Карету погрузили морковью. Чувствую вкус моркови и скрип колес кареты.

    Можно придумать не одно, а несколько  созвучных слов. Например, CASEUS (касеус) – СЫР. Созвучные слова: Кощей Усатый.

    3. Метод логических  закономерностей. Если выполняется запоминание фигур в определенной последовательности, например круг-квадрат-треугольник, человек может провести закономерности “круг – знак совершенства и постояноства; квадрат – знак спокойствия и надежности; треугольник – знак прогресса и энергии”. Эти ассоциации способствуют вспоминанию исходных фигур и их последовательности.

    Если  необходимо запомнить цифры, например номер телефона 156-824, человек рассуждает так: “1 плюс пять равно 6, 8 разделить  на 2 равно четыре”. Данный метод  отлично подходит людям с ярко выраженной мыслительной активностью  и не так сильно выраженным воображением.

    4. Метод “ОЧОГ”. Данный метод на протяжении многих лет успешно применяется при обучении студентов в большинстве европейских стран. Название метода произошло от заглавных букв основных этапов метода: Ориентировка в тексте с целью распознания ключевой его идеи; повторное Чтение с одновременным выделением основных деталей; Обзор текста для более полного понимания правильности его изложения и выделения основной и второстепенной мысли; выделение Главной мысли в процессе пересказа текста. Тем не менее, несмотря на высокую популярность метода, он нередко подвергается критике образовательных школ как метод, не обладающий необходимыми для запоминания текста и развития памяти. Кто прав, а кто – нет, до сих пор так и остается загадкой. Мнения разделились.

    5. Автобиографические  ассоциации. Многим людям очень тяжело дается применение методов развития памяти, требующих глубокого вовлечения в обучающий процесс воображения. Именно для таких людей создан метод “автобиографические ассоциации”, предполагающий работу не с выдуманными, а с реальными жизненными ситуациями. Для применения данного метода используются как жизненные ситуации, произошедшие с самим человеком, так и с его друзьями, родственниками, а также даты исторических событий.

    В отличие от ассоциаций, рождаемых  нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить  английское слово puddle (падл) - ЛУЖА. Созвучное слово ПАДаЛ. Вспоминаю, как в детстве во время игры мяч несколько раз падал в лужу.

    При запоминании телефона 396-27-50 я использую  ассоциации: 39 - начало Второй мировой войны; 62 - год моего рождения; 750 - я вспоминаю, как в 7 лет тоже попал под дождь; тогда я бегал босиком по лужам, представляя, что я машина - 5; из-под ног летели брызги -С.Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода.

    6. Оживление. Метод прекрасно развивает не только память, но и фантазию. Заключается в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют запоминающийся предмет. В случае с необходимостью запомнить информацию, представленную в виде цифр (например, исторические даты), человек использует визуализацию, что способствует расширению существующих границ памяти. Человек представляет, на какие из предметов похожи те или иные цифры. Так, цифру “1” можно представить в виде дерева, цифру “2” – в виде змеи, цифру “4” – в виде цветка (см. рис. 1) и т.д. 

    

 

    Рисунок 1 – Цифра “4” 

    7. Повторение. Многие люди используют  данный прием как основной  метод развития памяти. На первый  взгляд, что еще может быть  проще для запоминания информации, чем ее многократное повторение? Тем не менее, многие путают  наполнение памяти информацией  с ее развитием, потому что,  как мы ранее выясняли, повторением  ненужной информации мы лишь  “захломляем” наши резервы памяти. К слову, многими школами, исследующими вопросы, связанные с развитием памяти, данный метод был разбит “в пух и прах”, так как он не использует воображение человека, а только заставляет его многократно повторять слова с надеждой их отложения в памяти. Что же, единственным способом проверить действенность данной методики является ее практика.

Информация о работе Способы развития памяти