Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:17, курсовая работа
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память и способы ее развития.
Закономерности
памяти.
► Память — форма
психического отражения, заключающаяся
в закреплении, сохранении и последующем
воспроизведении прошлого опыта, делающая
возможным его повторное
связывает прошлое
субъекта с его настоящим и
будущим и является важнейшей
познавательной функцией, лежащей в
основе развития и обучения.
Память —
основа психической деятельности. Без
нее невозможно понять основы поведения,
мышления, сознания, подсознания. Поэтому
и необходимо больше
знать о нашей
памяти. Ее отсутствие называется амнезией.
Основными процессами памяти являются:
♦ заучивание;
♦ сохранение;
♦ воспроизведение;
♦ узнавание;
♦ забывание.
Выделяют также
такие виды памяти:
1. Непроизвольная
память (информация запоминается
сама собой — без специального
заучивания, в ходе выполнения
деятельности, работы над информацией).
Сильно развита в детстве, у
взрослых ослабевает.
2. Произвольная
память (информация запоминается
целенаправленно с помощью
Эффективность
произвольной памяти зависит от ряда
условий; к ним относятся:
1. Цели запоминания
(насколько прочно, как надолго
человек хочет запомнить). Если
цель — выучить, чтобы сдать
экзамен, то вскоре после него
многое забудется. Если цель
— выучить надолго, для
Механическое
дословное многократное повторение.
Работает механическая память, тратится
много сил, времени, а результаты
низкие. Механическая память основана
на повторении материала без его
осмысливания.
♦ Логический пересказ,
который включает: логическое осмысление
материала, систематизацию, выделение
главных логических компонентов
информации, пересказ своими словами.
Работает логическая память (смысловая).
Она основана на установлении в запоминаемом
материале смысловых связей. Эффективность
логической памяти в 20 раз выше, чем
механической.
♦ Образные приемы
запоминания (перевод информации в
образы, графики, схемы, картинки). В
этом случае задействуется образная
память. Она бывает разных типов: зрительная,
слуховая, моторно-двигательная, вкусовая,
осязательная, обонятельная, эмоциональная.
♦ Мнемотехнические
приемы запоминания (для облегчения
запоминания).
Выделяют также
память кратковременную, долговременную,
оперативную, промежуточную. Любая
информация сначала попадает в кратковременную
память, которая обеспечивает запоминание
однократно предъявленной информации
на короткое время (5-7 мин), после чего
информация может забыться полностью
либо перейти в долговременную память,
но при условии 1-2-кратного повторения.
Рис. 3.20. Этапы
логического запоминания
Кратковременная
память (КП) ограничена по объему, при
однократном предъявлении и КП помещается
и среднем 7 ± 2 единицы информации.
Это магическая формула памяти человека,
т. е. в среднем с одного раза человек
может запомнить от 5 до 9 слои, цифр,
чисел, фигур, картинок и т. и, Главное
— добиться, чтобы эти «элементы»
были более информационно насыщены
за счет группировки, объединения цифр,
слои а единый целостный «образ».
Объем кратковременной памяти у
каждого человека индивидуален. По
нему можно прогнозировать успешность
обучения, прибегая к формуле: ОКП/2
+ 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.
Долговременная
намять (ДП) обеспечивает длительное сохранение
информации.
Она бывает двух
типов:
1. ДП с сознательным
доступом (т. е. человек может
по своей воле извлечь,
2. ДП закрытая
(человек в естественных
Оперативная память
проявляется в ходе выполнения и
обслуживания определенной деятельности,
что происходит благодаря сохранению
информации, поступающей как из КП,
так и из ДП, необходимой для
выполнения действий.
Промежуточная
память обеспечивает сохранение информации
в течение нескольких часов. Она
накапливается в течение дня,
а время ночного сна отводится
организмом для очищения промежуточной
памяти, категоризации информации,
полученной за прошедший день, и
перевода ее в долговременную память.
После сна промежуточная память
опять готова к приему новой информации.
У человека, который спит менее 3 часов
в сутки, промежуточная память не успевает
очищаться, в результате нарушается выполнение
мыслительных, вычислительных операций,
снижаются внимание, кратковременная
память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Долговременной
памяти с сознательным доступом свойственна
закономерность забывания: забывается
все ненужное, второстепенное, а
также определенный процент и
нужной информации. Чтобы уменьшить
забывание, необходимо выполнить ряд
операций. Во-первых, понять, осмыслить
информацию (механически выученная,
но не понятая до конца, она забывается
быстро и почти полностью —
кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых,
повторять информацию (первое повторение
нужно через 40 мин после заучивания,
так как через час в памяти
остается только 50% механически заученной
информации). Нужно чаще повторять
в первые дни после заучивания,
потому что тогда потери от забывания
максимальны. Лучше действовать
так: в первый день — 2-3 повторения,
во второй — 1-2, с третьего по седьмой
— по одному повторению, после этого
одно повторение с интервалом в 7-10 дней.
Помните, что 30 повторений в течение
месяца эффективнее, чем 100 повторений
за день. Поэтому систематическая, без
перегрузки учеба, заучивание маленькими
порциями в течение семестра с
периодическими повторениями через 10
дней намного эффективнее, чем концентрированное
заучивание большого объема информации
в сжатые сроки сессии, вызывающее
умственную и психическую перегрузку
и приводящее к почти полному
забыванию информации через неделю
после сессии.
Рис. 3.21. Кривая
забывания Эббингауза
Забывание в
значительной мере зависит от характера
деятельности, непосредственно предшествующей
запоминанию и следующей за ним.
Отрицательное влияние первой получило
название проактивного торможения, а
второй — ретроактивного торможения.
Оно особенно ярко проявляется в
тех случаях, когда вслед за заучиванием
выполняется сходная с ним
деятельность или если она требует
значительных усилий.
Формы воспроизведения:
♦ узнавание
— проявление памяти, которое возникает
при повторном восприятии объекта;
♦ воспоминание,
которое осуществляется при отсутствии
восприятия объекта;
♦ припоминание,
представляющее собой наиболее активную
форму воспроизведения, во многом зависящую
от ясности поставленных задач, от степени
логической упорядоченности запоминаемой
и хранимой в ДП информации;
♦ реминисценция
— отсроченное воспроизведение
ранее воспринятого, казавшегося
забытым;
♦ эйдетизм —
зрительная память, долго сохраняющая
яркий образ со всеми деталями
воспринятого.
Чтобы облегчить
запоминание, можно прибегнуть к
мнемотехническим приемам.
Среди них:
1. Образование
смысловых фраз из начальных
букв запоминаемой информации («Каждый
охотник желает знать, где
2. Ритмизация
— перевод информации в стихи,
песни, в строки, связанные определенным
ритмом или рифмой.
3. Запоминание
длинных терминов с помощью
созвучных слов (например, для иностранных
терминов ищут похожие по
4. Нахождение
ярких, необычных образов,
5. Метод визуализации:
образно, в разных деталях
6. Метод Цицерона.
Представьте, что обходите
7. При запоминании
цифр, чисел можно использовать
такие приемы:
♦ выявить арифметическую
зависимость между группами цифр
в числе: например, в номере телефона
358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые
числа: например, в числе 859314 выделить
85 — год рождения брата, 314 — первые
цифры числа «пи» и т. д.;
♦ «метод зацепок»
— замена цифр образами: например, 0
— круг, 1 — карандаш, 2 — очки,
3 — люстра, 4 — стул, 5 — звезда,
6 — жук, 7 — неделя, 8 — паук и
т. д. Можно заменять цифры буквами
и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8
последними согласными буквами в
названии этих цифр: 1 — один — Н,
2 — два — В, 3 — три —
Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными
согласными в их названии: 4 — Ч, 5
— П, 6 — Ш, 7 — С, 9 — Д.
♦ Замена словами:
0 - Л (иЛ), 1 - Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 - Р (аРия), 4
- Ч (оЧи), 5 - П (Па), 6 - Ш (уШи), 7 - С (уСы), 8 -
М (яМа), 9 - Д(яД), 10 - НиЛ, 11 - НеоН, 12 - НиВа,
13 - НоРа, 14 - НоЧь, 15 - аНаПа, 16 -
НиШа, 17 - НоС, 18 -
НеМой, 19 - АНоД, 20 - ВоЛ, 21 - ВиНо, 22 - Ви-Ва,
23 - ВаР, 35 - РеПа... 44 - ЧаЧа... 56 - ПаШа... 67 -
иШиаС... 78 -СоМ... 84 - МяЧ... 93 - ДаР... 99 - ДуШа,
100 - На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам
надо запомнить номер телефона 9486138,
то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 — НоРа,
8 — яМа. Легко запоминается образ
«на даче мышь сделала нору и яму»,
— этот номер вы уже не перепутаете.
8. Метод тренировки зрительной памяти
— метод Айвазовского. Посмотрите
на предмет, или пейзаж, или на человека
в течение 3 с, стараясь запомнить
детали, а потом закройте глаза
и представьте мысленно этот предмет
в деталях; задавайте себе вопросы
о подробностях этого образа, затем
откройте глаза на 1 с, дополните
образ, закройте глаза и постарайтесь
добиться максимально яркого изображения
предмета. Так повторите несколько
раз.
Продуктивность
памяти. На процессы памяти пытаются воздействовать
также фармакологическими и физическими
способами.
Рис. 3.22. Продуктивность
памяти
Многие ученые
считают, что поиски в области
управления памятью должны быть направлены
на создание биологически активных соединений
— веществ, влияющих на изменение
белков клетки (от протоплазмы до сомы),
на процессы обучения (как, например, кофеин,
биогенные амины), кратковременную
или долговременную память (вещества,
тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие
на обмен белков, и др.), создание
и формирование энграмм.
Сейчас изучение
фармакологических средств, влияющих
на память, идет стремительными темпами.
Установлено, что ее стимуляторами
могут служить давным-давно