Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:17, курсовая работа
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память и способы ее развития.
Закономерности 
памяти. 
► Память — форма 
психического отражения, заключающаяся 
в закреплении, сохранении и последующем 
воспроизведении прошлого опыта, делающая 
возможным его повторное 
связывает прошлое 
субъекта с его настоящим и 
будущим и является важнейшей 
познавательной функцией, лежащей в 
основе развития и обучения. 
Память — 
основа психической деятельности. Без 
нее невозможно понять основы поведения, 
мышления, сознания, подсознания. Поэтому 
и необходимо больше 
знать о нашей 
памяти. Ее отсутствие называется амнезией. 
Основными процессами памяти являются: 
♦ заучивание; 
♦ сохранение; 
♦ воспроизведение; 
♦ узнавание; 
♦ забывание. 
 
 
Выделяют также 
такие виды памяти: 
1. Непроизвольная 
память (информация запоминается 
сама собой — без специального 
заучивания, в ходе выполнения 
деятельности, работы над информацией). 
Сильно развита в детстве, у 
взрослых ослабевает. 
2. Произвольная 
память (информация запоминается 
целенаправленно с помощью 
  
Эффективность 
произвольной памяти зависит от ряда 
условий; к ним относятся: 
1. Цели запоминания 
(насколько прочно, как надолго 
человек хочет запомнить). Если 
цель — выучить, чтобы сдать 
экзамен, то вскоре после него 
многое забудется. Если цель 
— выучить надолго, для 
Механическое 
дословное многократное повторение. 
Работает механическая память, тратится 
много сил, времени, а результаты 
низкие. Механическая память основана 
на повторении материала без его 
осмысливания. 
♦ Логический пересказ, 
который включает: логическое осмысление 
материала, систематизацию, выделение 
главных логических компонентов 
информации, пересказ своими словами. 
Работает логическая память (смысловая). 
Она основана на установлении в запоминаемом 
материале смысловых связей. Эффективность 
логической памяти в 20 раз выше, чем 
механической. 
♦ Образные приемы 
запоминания (перевод информации в 
образы, графики, схемы, картинки). В 
этом случае задействуется образная 
память. Она бывает разных типов: зрительная, 
слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, 
осязательная, обонятельная, эмоциональная. 
♦ Мнемотехнические 
приемы запоминания (для облегчения 
запоминания). 
Выделяют также 
память кратковременную, долговременную, 
оперативную, промежуточную. Любая 
информация сначала попадает в кратковременную 
память, которая обеспечивает запоминание 
однократно предъявленной информации 
на короткое время (5-7 мин), после чего 
информация может забыться полностью 
либо перейти в долговременную память, 
но при условии 1-2-кратного повторения. 
 
  
Рис. 3.20. Этапы 
логического запоминания 
 
 
Кратковременная 
память (КП) ограничена по объему, при 
однократном предъявлении и КП помещается 
и среднем 7 ± 2 единицы информации. 
Это магическая формула памяти человека, 
т. е. в среднем с одного раза человек 
может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, 
чисел, фигур, картинок и т. и, Главное 
— добиться, чтобы эти «элементы» 
были более информационно насыщены 
за счет группировки, объединения цифр, 
слои а единый целостный «образ». 
Объем кратковременной памяти у 
каждого человека индивидуален. По 
нему можно прогнозировать успешность 
обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 
+ 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости. 
 
 
Долговременная 
намять (ДП) обеспечивает длительное сохранение 
информации. 
Она бывает двух 
типов: 
1. ДП с сознательным 
доступом (т. е. человек может 
по своей воле извлечь, 
2. ДП закрытая 
(человек в естественных 
 
 
Оперативная память 
проявляется в ходе выполнения и 
обслуживания определенной деятельности, 
что происходит благодаря сохранению 
информации, поступающей как из КП, 
так и из ДП, необходимой для 
выполнения действий. 
 
 
Промежуточная 
память обеспечивает сохранение информации 
в течение нескольких часов. Она 
накапливается в течение дня, 
а время ночного сна отводится 
организмом для очищения промежуточной 
памяти, категоризации информации, 
полученной за прошедший день, и 
перевода ее в долговременную память. 
После сна промежуточная память 
опять готова к приему новой информации. 
У человека, который спит менее 3 часов 
в сутки, промежуточная память не успевает 
очищаться, в результате нарушается выполнение 
мыслительных, вычислительных операций, 
снижаются внимание, кратковременная 
память, появляются ошибки в речи, в действиях. 
 
 
Долговременной 
памяти с сознательным доступом свойственна 
закономерность забывания: забывается 
все ненужное, второстепенное, а 
также определенный процент и 
нужной информации. Чтобы уменьшить 
забывание, необходимо выполнить ряд 
операций. Во-первых, понять, осмыслить 
информацию (механически выученная, 
но не понятая до конца, она забывается 
быстро и почти полностью — 
кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, 
повторять информацию (первое повторение 
нужно через 40 мин после заучивания, 
так как через час в памяти 
остается только 50% механически заученной 
информации). Нужно чаще повторять 
в первые дни после заучивания, 
потому что тогда потери от забывания 
максимальны. Лучше действовать 
так: в первый день — 2-3 повторения, 
во второй — 1-2, с третьего по седьмой 
— по одному повторению, после этого 
одно повторение с интервалом в 7-10 дней. 
Помните, что 30 повторений в течение 
месяца эффективнее, чем 100 повторений 
за день. Поэтому систематическая, без 
перегрузки учеба, заучивание маленькими 
порциями в течение семестра с 
периодическими повторениями через 10 
дней намного эффективнее, чем концентрированное 
заучивание большого объема информации 
в сжатые сроки сессии, вызывающее 
умственную и психическую перегрузку 
и приводящее к почти полному 
забыванию информации через неделю 
после сессии. 
 
  
Рис. 3.21. Кривая 
забывания Эббингауза 
 
 
Забывание в 
значительной мере зависит от характера 
деятельности, непосредственно предшествующей 
запоминанию и следующей за ним. 
Отрицательное влияние первой получило 
название проактивного торможения, а 
второй — ретроактивного торможения. 
Оно особенно ярко проявляется в 
тех случаях, когда вслед за заучиванием 
выполняется сходная с ним 
деятельность или если она требует 
значительных усилий. 
 
 
Формы воспроизведения: 
♦ узнавание 
— проявление памяти, которое возникает 
при повторном восприятии объекта; 
♦ воспоминание, 
которое осуществляется при отсутствии 
восприятия объекта; 
♦ припоминание, 
представляющее собой наиболее активную 
форму воспроизведения, во многом зависящую 
от ясности поставленных задач, от степени 
логической упорядоченности запоминаемой 
и хранимой в ДП информации; 
♦ реминисценция 
— отсроченное воспроизведение 
ранее воспринятого, казавшегося 
забытым; 
♦ эйдетизм — 
зрительная память, долго сохраняющая 
яркий образ со всеми деталями 
воспринятого. 
  
Чтобы облегчить 
запоминание, можно прибегнуть к 
мнемотехническим приемам. 
Среди них: 
1. Образование 
смысловых фраз из начальных 
букв запоминаемой информации («Каждый 
охотник желает знать, где 
2. Ритмизация 
— перевод информации в стихи, 
песни, в строки, связанные определенным 
ритмом или рифмой. 
3. Запоминание 
длинных терминов с помощью 
созвучных слов (например, для иностранных 
терминов ищут похожие по 
4. Нахождение 
ярких, необычных образов, 
5. Метод визуализации: 
образно, в разных деталях 
6. Метод Цицерона. 
Представьте, что обходите 
7. При запоминании 
цифр, чисел можно использовать 
такие приемы: 
 
 
♦ выявить арифметическую 
зависимость между группами цифр 
в числе: например, в номере телефона 
358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые 
числа: например, в числе 859314 выделить 
85 — год рождения брата, 314 — первые 
цифры числа «пи» и т. д.; 
♦ «метод зацепок» 
— замена цифр образами: например, 0 
— круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 
3 — люстра, 4 — стул, 5 — звезда, 
6 — жук, 7 — неделя, 8 — паук и 
т. д. Можно заменять цифры буквами 
и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 
последними согласными буквами в 
названии этих цифр: 1 — один — Н, 
2 — два — В, 3 — три — 
Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными 
согласными в их названии: 4 — Ч, 5 
— П, 6 — Ш, 7 — С, 9 — Д. 
♦ Замена словами: 
0 - Л (иЛ), 1 - Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 - Р (аРия), 4 
- Ч (оЧи), 5 - П (Па), 6 - Ш (уШи), 7 - С (уСы), 8 - 
М (яМа), 9 - Д(яД), 10 - НиЛ, 11 - НеоН, 12 - НиВа, 
13 - НоРа, 14 - НоЧь, 15 - аНаПа, 16 - 
НиШа, 17 - НоС, 18 - 
НеМой, 19 - АНоД, 20 - ВоЛ, 21 - ВиНо, 22 - Ви-Ва, 
23 - ВаР, 35 - РеПа... 44 - ЧаЧа... 56 - ПаШа... 67 - 
иШиаС... 78 -СоМ... 84 - МяЧ... 93 - ДаР... 99 - ДуШа, 
100 - На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам 
надо запомнить номер телефона 9486138, 
то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 — НоРа, 
8 — яМа. Легко запоминается образ 
«на даче мышь сделала нору и яму», 
— этот номер вы уже не перепутаете. 
8. Метод тренировки зрительной памяти 
— метод Айвазовского. Посмотрите 
на предмет, или пейзаж, или на человека 
в течение 3 с, стараясь запомнить 
детали, а потом закройте глаза 
и представьте мысленно этот предмет 
в деталях; задавайте себе вопросы 
о подробностях этого образа, затем 
откройте глаза на 1 с, дополните 
образ, закройте глаза и постарайтесь 
добиться максимально яркого изображения 
предмета. Так повторите несколько 
раз. 
 
 
Продуктивность 
памяти. На процессы памяти пытаются воздействовать 
также фармакологическими и физическими 
способами. 
 
  
Рис. 3.22. Продуктивность 
памяти 
 
 
Многие ученые 
считают, что поиски в области 
управления памятью должны быть направлены 
на создание биологически активных соединений 
— веществ, влияющих на изменение 
белков клетки (от протоплазмы до сомы), 
на процессы обучения (как, например, кофеин, 
биогенные амины), кратковременную 
или долговременную память (вещества, 
тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие 
на обмен белков, и др.), создание 
и формирование энграмм. 
Сейчас изучение 
фармакологических средств, влияющих 
на память, идет стремительными темпами. 
Установлено, что ее стимуляторами 
могут служить давным-давно