Методики развития памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 20:55, реферат

Краткое описание

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Файлы: 1 файл

Па́мять.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Обычно большинство  людей думает о памяти как об органе, от которого зависит способность  запоминать и забывать. Однако память не является органом, производящим воспоминания.

Память невозможно увидеть, подвергнуть рентгеновскому обследованию или трансплантировать. В мозгy человека нельзя обнаружить место нахождения его памяти, а также установить, находится она в хорошем или плохом состоянии. Это означает, что ученым не удалось обнаружить в мозгу человека особое место, в котором производятся воспоминания.

Поэтому, когда  речь идет о памяти, наиболее точной будет ссылка на запоминательную  деятельность, т.е. на процесс, который  развивается не только в одном  органе или структуре организма. Более того, речь идет о различных структурах головного мозга, одновременно функционирующих во время психологического процесса, результатом которого будет возникновение воспоминаний. Следует упомянуть о том, что этот процесс тоже не является простым. В его осуществлении участвуют несколько связанных между собой сложных подсистем, отвечающих за производство процедуры запоминания, помимо них существуют различные типы воспоминаний и виды памяти.

Процессы памяти

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

  • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Как человек запоминает

Если кто-то пожелает освежить в своей памяти воспоминания о местах, которые посетил, где  побывал во время последней поездки, совершенной во время отпуска, он может собрать необходимую информацию, просмотрев фотографии, которые сделал сам. Каждая фотография содержит полную и конкретную информацию о том или ином моменте. Однако это — недостаточно хороший способ, чтобы понять принцип функционирования памяти. Процесс запоминания не сводится к рассматриванию альбома с объектами для запоминания, как если бы речь шла о фотографиях. Это — скорее активный и направляемый процесс, в ходе которого происходит отбор наиболее важных данных и их хранение в кодированной форме.

Во время запоминания  осуществляются 3 различных операции: получение информации, ее складирование и восстановление. В действительности запоминание нуждается в осуществлении всех 3-х действий, которые обеспечивают деятельность различных зон головного мозга. Можно увидеть, что проблемы памяти в большинстве случаев обусловлены трудностями, которые возникают в фазе восстановления и являются результатом неисправной кодификации. В этих случаях причина расстройств памяти кроется в плохом восприятии или неправильном складировании информации.

Очевидным является тот факт, что восстановление информации — более сложный процесс, чем ее восприятие. В действительности каждый день человек получает большой объем разнообразной информации, и тем не менее в памяти задерживается достаточно ограниченный объем данных. Какой бы полезной ни казалась информация, действительно нужной будет только ее часть. В этом заключается принцип мотивации отбора данных, которые будут находиться в хранилище нашей памяти. Хорошо понимая механизм функционирования процессов, участвующих в деятельности памяти, человек может улучшить ее производительность и составить более полное представление о ее возможностях.

 

Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. 

Методы мнемотехники

  1. Логические закономерности.
  2. Последовательные ассоциации.
  3. Связанные ассоциации.
  4. Фонетические ассоциации.
  5. Автобиографические ассоциации.
  6. Цифро-буквенный код.
  7. ОЧОГ.

Логические  закономерности

При запоминании  последовательности геометрических фигур - круга, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.д. - ученик рассуждает примерно так: движение по кругу - символ вечности, совершенства; прямоугольник напоминает ворота и может быть символом тепла домашнего очага; квадрат - символ устойчивости, надежности; треугольник - символ жесткости, воли, прогресса. Такие ассоциации помогают затем вспомнить исходные фигуры.

При запоминании  телефона 236-44-10 размышления могут быть такими: 2 умножить на 3 - получается 6. Четыре - это четвертая цифра в числе. Десять получается сложением двух четверок с первой цифрой. Этот метод очень подходит мыслительному типу, со слабо развитым воображением.

Недостаток метода - в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции.

Последовательные  ассоциации

На примере  списка слов можно увидеть, как легко  вспомнить не только сами слова, но и их порядок. Суть метода в том, что  запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет - есть творчество. Ученик придумывает рассказ, который сам по себе может быть интересен. Это непроизвольное запоминание, по ходу дела.

Например, надо запомнить следующие слова:

КОМАР, САБЛЯ, КОШКА, СОЛОМА, БРЮКИ, КЛЯКСА, МЕДВЕДЬ, ЧЕРЕШНЯ, ДВОРЕЦ, ПИАНИНО.

«Я вижу, как  КОМАР летит с САБЛЕЙ на боку. Рукоятка сабли сделана в виде КОШАЧЬЕЙ головы. У кошки усы как  СОЛОМА. Из соломы можно сплести  БРЮКИ, на которых КЛЯКСА. Эта клякса похожа на МЕДВЕДЯ. Он, наверное, любит ЧЕРЕШНЮ, и из КОСТОЧЕК сделал себе дворец. Внутри дворца я вижу ПИАНИНО».

Связанные ассоциации

При этом методе используются слова, которые запоминались ранее. Это дает экономию времени  и сил. Например, надо запомнить слова: мяч, стол, костер и т.д. Ученик использует слова, которые запоминал ранее: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА… С этими словами он связывает новые, и получается: КОМАР сидит на МЯЧЕ, в СТОЛ воткнута САБЛЯ, а у КОСТРА КОШКА измазана сажей. Для использования этого метода надо всегда иметь в запасе готовые слова-ассоциации. Недостаток метода - он ограничивает импровизацию творческим натурам, ведь заранее спланированные ассоциации связывают нашу фантазию по рукам и ногам.

Фонетические  ассоциации

Этот метод  хорошо применять при запоминании иностранных слов и телефонов. Суть метода - в удачном подборе созвучных ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово musculus (мускулус) - МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУПЬ и перевода МЫШОНОК.

carota (карота) - МОРКОВЬ.  Созвучное ему слово КАРЕТА.

Можно придумать  не одно, а несколько созвучных  слов. Например: caseus (касеус) - СЫР, созвучные  слова КАЩЕй УСатый.

Таким способом можно запоминать слова любого языка, любой сложности. Конечно, не ко всем словам можно подобрать идеальные созвучия. Но, несмотря на этот недостаток, ученик, овладевший методом, может  запомнить до 100 иностранных слов в день без зубрежки. Описание этого метода появилось в научной литературе в 70-х годах, однако и по сегодняшний день филологи не редко не знают о нем.

Самым большим  недостатком этого метода является возможные ошибки в произношении. Но при определенной практике и при  хорошем преподавателе эти недостатки исчезают.

Этот метод хорошо зарекомендовал себя при запоминании иностранных фамилий, которые, нередко, сложно воспринимаются на слух.

Метод фонетических ассоциаций можно использовать и  при запоминании телефонов. Но для  большей эффективности стоит комбинировать методы - в жизни всегда все перемешано. Вот пример запоминания телефона методами фонетических и последовательных ассоциаций. Последовательные ассоциации в данном примере помогают связать подобные созвучия к цифрам в единый сюжет.

Например, надо запомнить телефон 976-45-21. К каждой цифре можно подобрать слово, похожее по звучанию.

9 (ДЕВЯТЬ) - ДЕВУШКА 

7 (СЕМЬ) - СЕМЬЯ 

6 (ШЕСТЬ) –ШЕРСТЬ

4 (ЧЕТЫРЕ) –ЧЕРЕПАХА

5 (ПЯТЬ) - ПЯТИТЬСЯ

2 (ДВА) -ДВОР

1 (ОДИН) - ОДИНОКО

Теперь из созвучных  слов надо придумать рассказ.

«ДЕВУШКА была из хорошей СЕМЬИ. Она любила гулять в ШЕРСТЯНОМ свитере, с ЧЕРЕПАХОЙ, которая ПЯТИЛАСЬ по ДВОРУ и чувствовала себя ОДИНОКО».

Автобиографические  ассоциации

В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с  реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово puddle (падл) - ЛУЖА. Созвучное слово ПАДаЛ. «Вспоминаю, как в детстве падал в лужу».

Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода.

Цифро-буквенный  код

Это самый распространенный и самый неэффективный метод. Он описан во всех солидных книгах по развитию памяти. Суть его в следующем: надо перекодировать цифры в буквы, буквы  в слова, слова в предложения, предложения в рассказ. Например, 1 - это "а"; 2 - это "е"; 3 - "и". Теперь из этих букв придумываем слова, в которых они являются начальными: арбуз, ёж, игра. Теперь, чтобы запомнить номер телефона, начинающийся с цифр 231… , достаточно представить картинку, как ёжик играет арбузом…

Сложность перекодировки, удерживание слов ко всем цифрам (единицам, десяткам, сотням) в голове уже нуждается  в хорошой памяти, усидчивости, воле. Есть много модификаций этого  метода. Если на усвоение, например, метода трансформации уходит одно-два занятия, то на этот требуется не менее десяти. Дети с порога отвергают такие методы. Лишь немногие взрослые выбирают этот метод и осваивают его.

ОЧОГ

Метод ОЧОГ называется по начальным буквам слов: ориентировка, чтение, обзор, главное. Зарубежные психологи, проводя эксперимент, предлагали студентам запомнить текст с помощью метода ОЧОГ, используя следующую последовательность: первоначальная ориентировка в тексте, с целью понимания основной мысли; затем внимательное повторное чтение, с выделением повторных деталей; затем обзор текста, с углубленным пониманием (правильно ли разделен текст на главные и второстепенные мысли); и, наконец, мысленный пересказ текста, с выделением главной мысли.

 

Информация о работе Методики развития памяти