Развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:49, лекция

Краткое описание

Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства.

Файлы: 1 файл

Ю.К.Пугач _Развитие памяти_.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

    «Эта  забава стоит каждому пару тысяч  марок. После охоты они увозят с собой только рога и клыки, оставляя все остальное. А областная казна пополняется валютой». — Видим сцену у самолета: богатые немцы с рогами и клыками (в руках), толстые кошельки, казначей с довольным видом считающий марки...

    Подержим  «картинку» 5 — 20 секунд, запомним ключевой образ (например, охотник над умирающим оленем) и возьмем с собой (запишем) ключевое слово — дичь! 

    КЛЮЧЕВЫЕ  СЛОВА

    У многих людей складывается впечатление, что  запоминание — это тяжелая, неприятная работа. Очень трудно переубедить себя в том, что это не так, но сделать это необходимо. И никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь. Убедить себя можно только тренировкой.

    Сейчас  вы будете запоминать еще 6 сообщений. Напомним, что необходимо делать: читать сообщение, группируя материал в ЕИ, активизируя при этом свои ощущения (вхождение в текст). После этого запишите ключевое слово. Когда проработаете все сообщения, отложите их на несколько часов. А потом, пользуясь только списком ключевых слов, постарайтесь вспомнить их как можно подробнее, хотя и не дословно...

    3.На старейшем  в России Тульском оружейном  заводе разработано не имеющее  аналогов оружие — трехствольный  пистолет. Он стреляет пулями, дробью  и сигнальными ракетами. Пистолет  предназначен для геологов, егерей, охотников. Оружие имеет съемный приклад-мачете, с помощью которого можно прокладывать тропы в зарослях, заготавливать дрова, рыть ямы.

    4.В Сибири  и на Дальнем Востоке растет  кедр — дерево сюрпризов. Дело  в том, что в кедровой посуде  долго не скисает молоко. В  шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи пуще огня боятся эфира, выделяемого этим деревом. Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79 % жира.

    5.По склонам  Забайкальских гор растет низкий, ничем не примечательный кустарник  — багульник: голые веточки  с маленькими продолговатыми  листьями. Но есть у багульника  одна интересная особенность.  Если даже в самый сильный  мороз наломать его веток, принести их домой и опустить в теплую воду, то багульник опушится листочками, а через неделю на столе зацветет яркий букет — символ нетленной жизни.

    6. Исполинский  кит-полосатик — самое крупное  животное морей. Нередки экземпляры  длиной в 30 метров. Новорожденный  китенок весит до двух тонн. Этот «малыш» так быстро развивается, что через пять дней после рождения удваивает свой вес. Длина его тела в это время равна трети длины матери, то есть составляет более десяти метров. Через полчаса после рождения китенок вполне осваивается в водной среде и начинает свободно плавать. 

    7.Не многие  знают, что студенистые нежные  медузы один из самых древних  представителей земных океанов.  Из-за непрочности их «телосложения»  сохранилось очень мало отпечатков  этих животных. Но вот недавно во время поисков знаменитых алмазных трубок в Сибири открыли около 30 новых уникальных отпечатков. Медузы были погребены в слое известкового ила на дне тропического моря, затоплявшего когда-то Центральную Сибирь.

    8.Диковинной  формы плод дерева манго обнаружили в Кении. Он представляет собой «скульптурный слепок человеческой головы с четко обозначенным носом, ртом, подбородком, щеками и разрезом глаз». Золотистый тропический фрукт, который приобрели у местного жителя оптовые торговцы, так поразил их воображение, что они решили принести его журналистам. У здания местного корпункта несколько дней вилась очередь — местные крестьяне спешили воочию увидеть чудо природы, пока его не съели.

    ИТОГИ

    1. Некоторые  ученые считают, что у двух-, трехлетних детей — феноменальная память. А ведь ребенок запоминает сказки только с помощью своих ощущений. Следовательно, это немалый резерв памяти, который стоит использовать.

    Нельзя  читать текст механически! Нужно  «входить» в него: представить  себя не только режиссером и оператором фильма, который «снимается» по тексту, но и героем его, испытывающим совершенно реальные ощущения.

    Запоминая сообщения, нужно «войти» в текст, сформировать ЕИ, подержать ее 5—20 секунд, а после этого «взять» с  собой только ключевое слово. 

    ГЛАВА 4 

    ЗАПОМИНАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

    С необходимостью запоминать те или иные последовательности мы сталкиваемся довольно часто.

    Например, нужно запомнить множество дел, которые следует сделать на протяжении дня, или вопросы, которые следует  задать кому-то; или документы, которые необходимо взять, или пункты плана своего выступления и многое другое.

    Существуют  следующие способы запоминания  последовательностей:

    • способ карманов,
    • матричное запоминание,
    • запоминание по цепочке,
    • прием ассоциаций,
    • табличное запоминание.

    В основе любого из них лежит ассоциация — то есть образное связывание. Покажем некоторые способы на примерах. 

    СПОСОБ  КАРМАНОВ

    Это самый  простой способ. Он хорош для рассеянных людей, постоянно забывающих, что  им, например, надо купить в магазине. Предположим, вам нужно купить восемь продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье.

    Совсем  необязательно иметь 8 карманов, можно  обойтись и меньшим числом. Сначала  рассортируйте продукты по отделам  магазина: например, хлеб, печенье, сахар и чай — скорее всего продаются в одном отделе. Отдадим этим продуктам внутренние карманы пиджака: в левый положим булку хлеба и печенье — постарайтесь явственно представить, как вы запихиваете их в карман — хлеб не хочет влезать, печенье крошится — тем лучше запомнится. В правый карман положим чай и сахар: пакеты рвутся, содержимое смешивается — неприятные впечатления, но трудно забываемые.

    В наружные карманы пиджака будем класть молочные продукты. Пофантазируйте, включив  ощущения: осязание, обоняние, вкус... эмоции, когда, например, творог выдавливается из пакета прямо в карман...

    Достаточно  несколько раз попробовать на практике этот прием, чтобы избавиться от страха забывания. Записки с перечнем продуктов больше не понадобятся. Ну, а если в вашей одежде нет карманов, то можно воспользоваться и другими способами. О них — в следующем параграфе. 

    МАТРИЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

    Представим  ситуацию: вы хотите ехать отдыхать, а времени на сборы почти не остается. Вы едете домой и по дороге обдумываете, что с собою  взять. Надо ничего не упустить, но и не тратить время на суету. В этой ситуации технология запоминания будет следующей:

    Представьте вашу комнату, в которой будут  происходить сборы, и расположение мебели в ней. Составьте цепочку  мебели, разбитую на «картинки». Например, слева от двери — диван, кресло и стул — это одна «картинка»; охватите ее всю взглядом. Далее стол, еще один стул, ковер на полу — другая «картинка». Если понадобится, то можно составить еще несколько «картинок» в другой комнате. Эту цепочку нужно посканировать, чтобы закрепить в КВХ. Она и будет служить матрицей. Теперь в матрицу можно укладывать вещи.

    На диван  кладем одежду: свитер, тенниска, штаны, шорты, носки (и чтобы вещи были хорошо видны друг из-под друга). Это один блок. Рядом другой: майка, трусы, плавки и проч. Нужно стараться делать так, чтобы на диване было не более 4—5 блоков, по 4—5 предметов в каждом блоке. Таким образом, мы превратили диван в ЕИ, в которой имеется 15—20 предметов. Эту ЕИ теперь просканируйте и переходите к креслу. На него можно положить предметы для развлечения: бадминтон, шахматы, мяч, надувной матрас, приемник и проч., но соблюдая правило: 4—5 предметов в блоке и не более 4—5 блоков. Впрочем, количество блоков и предметов нужно установить экспериментально, поскольку это зависит от ваших индивидуальных особенностей. Сканируется и эта ЕИ, теперь можно переходить к стулу. Положим на него продукты: хлеб, консервы, макароны, напиток...

    Когда закончите  процесс наполнения матрицы, не забудьте пару раз просканировать ее. Вот теперь можно собираться без суеты и спешки! Следует заметить, что, несмотря на свою простоту, прием требует некоторой тренировки. Но привычка пользоваться им постоянно не только укрепит вашу память, но благотворно скажется на вашем характере.

    В данном случае матрицей для запоминания послужила мебель в вашей комнате. Но матрицы могут быть любые... Например, улица, по которой вы часто ходите, которую хорошо знаете. Скажем, вам необходимо в течение дня поговорить с каким-то количеством людей и решить с ними весьма важные вопросы. Расставьте в своем воображении этих людей по улице: одного у подъезда (если нужно решить с ним вопрос с кирпичами — дайте ему в руки пару кирпичей), Другого у телефонной будки (нужно потребовать с него долг — суньте ему в руки пачку денег), третьего на трамвайной остановке (с ним нужно переговорить о газетной статье — пусть читает газету) и тому подобное.

    Матрицей  может служить любой пейзаж, любая  местность — лишь бы вы их хорошо себе представляли. Необходимо иметь  в своем распоряжении несколько матриц, которые можно использовать по очереди. Вчера вы использовали одну, сегодня — другую, завтра — третью... А вчерашняя матрица тем временем будет потихоньку освобождаться от ненужной уже информации и через пару дней сможет послужить снова.

    ПРИЕМ АССОЦИАЦИЙ

    Самым мощным приемом для запоминания последовательностей  является, на наш взгляд, прием ассоциаций. Во-первых, он позволяет работать с  очень длинными последовательностями; во-вторых, он дает возможность запомнить  ключевые слова к разнообразной информации; в-третьих, с его помощью можно запомнить длинные цифровые ряды или телефоны.

    Чтобы пользоваться приемом ассоциаций, нужно проделать  некоторую предварительную работу. Вначале необходимо выучить ассоциативный  ряд. Полный ряд включает в себя 101 слово. Для начала приведем первые 30 слов: 

1.Ока 11.окорок 21.лук
2.юла 12.кол 22.лилия
3.тир  13.кот 23.латы
4.чайник 14.куча 24.луч
5.пар 15.копье 25.лупа
6.шар 16.каша 26.леший
7.усы 17.коса 27.лось
8.ива 18.ковер 28.лев
9.йод 19.кеды 29.ладья
10.окно 20.луна 30.трон
 

    Каждое  слово ассоциативного ряда нужно  представлять себе в виде конкретного  образа и знать его номер. Запомнить  ряд вместе с номерами несложно, если проанализировать его с точки  зрения цифро-буквенного кода, на основе которого он составлен: 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Н К Л Т Ч П Ш С В Д
 

    Букве К  в цифро-буквенном коде соответствует 1, поэтому в первом слове ряда должна быть согласная К—Ока. У вас  должен сложиться какой-то конкретный образ, в котором на центральном  месте находится река. Образ «тир» лучше представлять не как здание, а как стенку, на которой располагаются мишени. (Буква Р в цифро-буквенный ряд не входит и не учитывается. А все остальные буквы ряда, кроме К и Л, соответствуют букве, с которой начинается цифра: тир три, чайник — четыре, пар — пять и т. д.). Образ «усы» — это какой-нибудь Мюнхгаузен с длиннющими усами. Образ «йод» — склянки с йодом, некоторые из них разбиты — виден цвет, чувствуется запах (включаются ощущения). В таком духе следует проработать весь ряд и заучить его.

    Двузначные  числа обозначаются словами, которые  содержат буквы, соответствующие каждой цифре. Например, 21 — лук, цифре 2 соответствует  Л, цифре 1 К.

    После проработки ряда попробуем его в деле. Требуется  запомнить в строгой последовательности 30 не связанных по смыслу слов:

    газета, нитки, кувшин, паук, книга, гитара, стул, самолет, подшипник, цемент, крыжовник, невеста, кальсоны, знамя, зубы, игрушка, автомобиль, сундук, картина, платье, телефон, лошадь, капуста, ботва, айсберг, площадь, поезд, яблоко, армия, черника.

    Ассоциация  — значит связь. Следовательно, вы должны теперь связывать в образ (в одну картинку) слова ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. Не забывайте  при этом, что помимо зрительных образов нужно пользоваться и  ощущениями.

    Итак, первое слово ассоциативного ряда связываем  со словом «газета». По реке плывут газеты. Представьте явственно эту картинку, а для включения ощущений можно  выловить пару газет из реки. Достаточно подержать образ 5 секунд, чтобы он закрепился.

Информация о работе Развитие памяти