Развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:49, лекция

Краткое описание

Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства.

Файлы: 1 файл

Ю.К.Пугач _Развитие памяти_.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

    «Весной и летом они бродят одиночками или парами». — Видим волков на зеленом фоне предыдущей «картинки» — не отпускаем ее, а напротив, достраиваем. Следующее предложение связывается уже с желтым цветом осени: «Осенью живут целой семьей». А последнее предложение в этом смысловом куске — «Зимой они часто ходят большими стаями» — требует белого фона.

    Не имеет  значения, как вы поступите. У кого-то хватит объема внимания, чтобы представить  изображение в трех частях: вверху зеленая часть, ниже желтая и еще  ниже белая. У кого-то в воображении  возникает переливающаяся «картинка» (быстрое чередование трех картинок). В любом случае цель будет достигнута, если вы подержите образ 5—20 секунд. Пусть вас не пугает и тот вариант, что изображение окажется недостаточно отчетливым: размытым или серым, будто в сумерках. Посканируйте его (сканировать — значит скользить) 5—20 секунд, и этого будет достаточно для формирования ЕИ. По мере тренировок нужно стремиться, чтобы изображение становилось все более отчетливым. Дальше будем пробегать глазами сразу несколько предложений и лепить из них обобщенный образ. Выделим следующий смысловой кусок и сформируем из него ЕИ: «Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает в деревни и загрызает скот». — Предположим, возникла следующая «картинка»: посредине волк; слева — летний зеленый лес и ряд диких животных (от оленя до мышонка и бабочки); справа — зимняя белая деревня и ряд домашних животных... Снова подержим образ 5 — 20 секунд...

    «Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для  ловли волков делают также ловушки  и капканы». «Картинка», предположим, возникла такая: посредине волк, попавший в капкан, слева — облава с  красными флажками, с шумом и треском, справа — охотники с грохочущими ружьями... Держим и этот образ 5 — 20 секунд, а затем сканируем (просматриваем в воображении быстрым скользящим взглядом) все ЕИ по порядку:

    внешний вид;

    где живет (образ жизни);

    питание;

    борьба  с волками.

    Теперь  достаточно произнести про себя название логического куска, как тут же оживает стоящий за ним образ. Можно пересказывать! 

    ЧЕМ ВЫГОДЕН ПРИЕМ ОБРАЗНОГО ГРУППИРОВАНИЯ

    Довольно  часто случается так, что ученик, даже хорошо выучив урок, вдруг затрудняется воспроизвести его в нужный момент. Происходит это от недостатка уверенности. А полная уверенность в своих знаниях может быть лишь тогда, когда человек видит весь объем материала и может мгновенно проверить себя, просканировать его. Если при запоминании текста человек не пользовался приемом образного группирования, то мгновенный просмотр (сканирование) невозможен, потому что в поле внимания попадают лишь отдельные элементы информации — общим числом не более семи. Чтобы убедиться в своих знаниях, придется прибегнуть к подробному пересказу, что отнимает немало времени и не всегда возможно. Отсюда неудачи многих учеников при ответе у доски: цепочка образов внезапно блокируется, поскольку в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, вызванный волнением, неуверенностью. А по закону, открытому физиологом И. П. Павловым, два крупных очага возбуждения не могут существовать одновременно — между ними происходит борьба. Итог этой борьбы может быть не в пользу ученика; тогда мы говорим: от волнения рта раскрыть не мог!

    Прием образного группирования меняет ситуацию. Для сканирования данного текста требуется увидеть всего 4 «картинки», что не составляет никакого труда. Чтобы прочно закрепить в памяти их названия, можно прибегнуть к приему «мнемическая фраза» — составить предложение из первых слов названий. Причем не важно, если получившееся предложение не будет иметь здравого смысла: оно все равно запомнится лучше, чем не связанные по смыслу слова. Для нашего примера фраза может быть такой: внешний образ питается борьбой! Пока ученик идет от задней парты к доске, он легко просканирует весь текст и будет отвечать уверенно. Вы легко можете убедиться в этом...

    Если  человек поставил себе задачу запомнить  информацию с большой точностью, он, как правило, вчитывается в  каждое слово, в каждую подробность, — и напрягается! Запоминание превращается в тяжелую работу, вызывающую быстрое утомление и отрицательные эмоции. Прием же образного группирования позволяет работать легко, без напряжения, с удовольствием, превращая работу в своего рода игру. А чем меньше напряжение в работе, тем продуктивнее запоминание. Через несколько дней тренировок вы убедитесь, что запоминаете значительно лучше, сил тратите намного меньше и даже получаете удовольствие от работы. 

    ИТОГИ

    Прием образного  группирования укрепляет ЕИ, уменьшает их количество, резко увеличивая объем памяти.

    2. Одновременно  с образным группированием осуществляется  умственная операция группирования  элементов информации в логические  центры, что существенно улучшает  понимание материала.

    3. Прием требует тренировки, но зато придает уверенность в знаниях и превращает работу в удовольствие. 

    ГЛАВА 3 

    ИСПОЛЬЗУЕМ  РЕЗЕРВЫ

    Резервами памяти являются наши ощущения. Природа  наградила нас способностью помнить  не только то, что мы видим (пусть  даже в воображении), но и то, что слышали, обоняли, ощущали кожей...

    Какие же ощущения имеются в нашем распоряжении и как мы можем использовать их для укрепления памяти?

    Мы располагаем  пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Добавим к ним  еще и эмоциональные ощущения и двигательные (моторные).

    Свыше 90 % всей информации человек получает через зрительный канал.

    Но остаются и другие ощущения, которые могут  принять участие в работе. Слуховые ощущения можно использовать не только тогда, когда в тексте о них идет речь. Можно просто представлять звучание того или иного предмета, шум, сопровождающий то или иное явление. Такая побочная, но хорошо запоминающаяся информация поможет извлечению из ДВХ основной информации, поскольку прочно с ней связана и служит хорошей зацепкой для памяти.

    Осязание  также дает много информации, которая  «приклеивается» к основной и  запоминается лучше ее. Поэтому при  вспоминании может служить хорошей  зацепкой. Так, мы хорошо помним предметы на ощупь: теплое и холодное, твердое  и мягкое, колючее и пушистое, гладкое и шершавое, скользкое и липкое...

    Вкусовые  и обонятельные ощущения помнятся обычно слабее, но для некоторых людей  являются очень важными.

    Прочно  сидят в памяти и эмоциональные  ощущения: радость, веселье, восторг, грусть, печаль, тоска, злоба... — и тоже могут служить зацепками.

    То же можно сказать и о двигательных ощущениях. Это моторная память, память наших мышц на движение, например: походка, почерк, жесты, мимика и проч.

    Некоторые ученые считают, что у двух-, трехлетних детей феноменальная память. И правда, вызывает изумление их способность запоминать сказки. У них не было тренировок, не было опыта интеллектуальной работы, но попробуйте второй раз прочитать ему сказку, пропуская какие-то детали. Ребенок возмущается и требует читать «как раньше».

    Чтобы понять, откуда такие способности, понаблюдайте за ребенком во время чтения: за его  мимикой, жестами, эмоциями. Загляните  ему в глаза и вы увидите, что  во время чтения его нет рядом  с вами — он... в сказке! Он вошел  в нее и живет там полной жизнью, испытывая совершенно реальные ощущения. Это и не удивительно, так как язык — это вторая сигнальная система и вызывает у нас те же ощущения, что и в реальной жизни. Но чем старше мы становимся, тем меньше прислушиваемся к своим ощущениям: привыкаем работать на других уровнях. Чем старше — тем дальше от Природы! И это далеко не всегда оправданно. 

    ВХОЖДЕНИЕ В ТЕКСТ

    Предположим, что нам требуется запомнить  очень подробно несколько небольших  сообщений. Как говорилось выше, при  такой установке человек начинает внимательно вчитываться в

    каждую  подробность. Это приводит к тому, что количество ЕИ резко возрастает, регистр оперативной памяти переполняется  и вместо точного запоминания  всех деталей в голове возникает  хаос, из которого трудно выудить необходимое.

    Чтобы облегчить  задачу, мы воспользуемся приемом  образного группирования. Но если текст  насыщен мелкими деталями, которые  необходимо запомнить, то ЕИ окажется слишком громоздкой, неудобной для  хранения. Можно помочь делу приемом  «вхождение в текст», который предполагает активизацию ощущений при запоминании.

    Рассмотрим  его на примерах. Вначале пробегите  глазами два предлагаемых для  запоминания сообщения, а потом  внимательно прочтите комментарий  к выполнению приема.

    1.Казахстанские  геологи подтвердили прогноз ученых Алма-Аты, по которому неподалеку от космодрома Байконур расположен крупный нефтегазоносный бассейн. По мнению специалистов, нефть месторождения оказалась легкой, то есть пригодной для производства автомобильного и авиационного топлива.

    2.В последнее  время богатые люди из Германии  все чаще стали посещать Могилевскую  область, а точнее, ее лесные  угодья. Они приезжают, чтобы поохотиться  на дичь, которая здесь еще  не перевелась. Эта забава стоит  каждому пару тысяч марок. После  охоты они увозят с собой только рога и клыки, оставляя все остальное. А областная казна пополняется валютой.

    Итак, вхождение  в текст — это активизация  ощущений. Прием проводится совместно  с приемом образного группирования. Начинаем читать текст: «Казахстанские геологи подтвердили

    прогноз ученых Алма-Аты...» — и сразу  формируем ЕИ. В воображении появляется карта, скажем, бывшего СССР, где-то на юге расположен Казахстан (не страшно, если границы размыты — достаточно самого общего представления), по которому бредут геологи. Ставим мысленно точку, где расположена Алма-Ата (если не знаем точно, ставим в любом месте), где сидят ученые и показывают руками (прогнозируют), где надо искать. Этот зрительный образ дополняется другими ощущениями: коротко, всего на мгновение представим себя на месте геологов (походка под тяжестью рюкзаков, запах пота, пыль, дымок сигарет, влажная обувь...). Представим себя и на месте ученых: уютное помещение, запах одеколона, галстуки, очки...

    «...по которому неподалеку от космодрома Байконур расположен крупный нефтегазоносный бассейн». — Не отпускаем предыдущие образы, а на их базе формируем дальше ЕИ: рядом с геологами видим взлетающую ракету, с другой стороны — нефтяное озеро... И одновременно ощущаем запахи газа, гари (от взлетающей ракеты), ощущаем нефть на руках (просто что-то жирное, маслянистое), слышим рев ракеты, испытываем чувство усталости и восторга одновременно... и проч.

    «По мнению специалистов, нефть месторождения  оказалась легкой, то есть пригодной  для производства автомобильного и  авиационного топлива». Можем представить неподалеку от геологов здание, где сидят специалисты-химики (колбы, запахи...) и откуда по трубам течет топливо (запах, а может быть, и вкус) к стоящим рядом автомобилю и самолету (снова запахи, звук переливающегося бензина, шум двигателей, эмоции...).

    Ощущения, которые мы вызывали у себя, мимолетны, неявны, но... Их много, и они, словно крючками — маленькими, но многочисленными  — впиваются в информацию, как  бы привлекают ее к зрительному образу.

    В результате происходит следующее: с помощью группирования мы собрали разбегающиеся элементы информации в единую «картинку» и скрепили ее многочисленными ощущениями. После этой двойной операции уже нет необходимости волноваться за сохранность информации — достаточно позаботиться только о ключе к ней. Ключом к информации послужит любой образ из ЕИ — наиболее яркий. Хотя лучше, конечно, брать в качестве ключевого тот образ, на котором лежит основная смысловая нагрузка, в данном случае — нефть.

    В следующих  главах Вы можете научиться запоминать 10—15 сообщений со всеми подробностями и в том же порядке, как читали их, — без всяких записей. Ну а пока запишем ключевое слово: нефть.

    После нескольких дней тренировок вы убедитесь, что о  дальнейшей сохранности информации можно не беспокоиться. Главное, надо помнить ключевое слово (образ). При припоминании активно начнут работать те многочисленные крючки-зацепки, которые мы разбросали по тексту в виде ощущений. А за ними припомнится и общая «картинка». Останется только оживить ее, озвучить текст.

    Следует знать, однако, что ЕИ, сформированные только на образах, не могут храниться  вечно — для этого нужно  выйти на уровень логического  запоминания. Однако если приемы выполнялись  правильно, то хранение их в течение 5—7 суток, даже без повторения, обеспечено. Образное группирование помогает запомнить общий смысл высказывания, а ключевой образ, благодаря вхождению в текст, как ежик, прокатившись по сообщению, нанижет на свои иголки все мелкие детали и выведет на общую «картинку». Поэтому, взяв с собою только ключевое слово, перейдем к следующему сообщению.

    «В последнее  время богатые люди из Германии все  чаще стали посещать Могилевскую  область, а точнее, ее лесные угодья».

    Формируем ЕИ: карта — Германия — Беларусь _ Минск — Могилев — самолет  — леса... И одновременно: звук, вибрация, ощущение скорости и комфорта в самолете; одеколон, сигарета, довольный иностранец; ощущение движения...

    «Они  приезжают, чтобы поохотиться на дичь, которая здесь еще не перевелась». — Мы как будто снимаем фильм: от общего плана (Германия— Беларусь — самолет) камера наезжает на лес, план укрупняется... и дальше множество ощущений: движение зверья, хруст сучьев, выстрелы, глаза умирающего оленя, кровь, хохот довольных охотников...

Информация о работе Развитие памяти