Значение памяти в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Значение памяти в развитии личности(исходная).doc

— 436.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

 

                                               Введение

 

Актуальность исследования. Невозможно представить свою жизнь без памяти. Люди не смогли бы припомнить радостные мгновения прошлого, почувствовать вину или угрызения совести за плохие поступки. Жизнь бы существенно усложнилась. Каждый человек был бы незнакомцем, а повседневные занятия – приготовление пищи, езда на велосипеде, одевание – чем-то новым и неизведанным, и даже язык тех, кто рядом – иностранным языком.

Память – это кладовая ума, хранилище приобретенных знаний. По мнению Цицерона, память – это «сокровищница и опекунша всего в мире». А с точки зрения психолога, память – это любое проявление того факта, что учение не пропало даром: это наша способность хранить и воспроизводить информацию (Дубровина ,2004).

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». (Барьер ,2007).

Изучением памяти занимались такие исследователи, как Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Ф. Шуман, которые выявили роль ассоциативных и смысловых  связей в запоминании.

Исследования А. Бине, К. Бюлера отчетливо вскрыли роль осмысливания в запоминании; А.Г. Комм особым экспериментальным приемом выявил зависимость воспроизведения от смыслового содержания.

В отечественной психологии проблемой памяти занимались П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, исследования которых убедительно показали преобладание эффективности произвольного запоминания над непроизвольным. (Выгодский ,2007).

 Особую роль память  играет в дошкольном возрасте, так как именно этот момент  жизни человека характеризуется  интенсивным развитием способности  к запоминанию и воспроизведению. В этом возрасте ребенок активно  использует непроизвольную память, начинает развиваться произвольность запоминания.

Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.

Задачи исследования:

1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.

2. Изучение психологических  особенностей памяти и ее видов.

4. Исследование  особенностей  проявления феномена памяти в  школьном возрасте.

Объект исследования – память.

Предмет исследования – роль памяти в жизни человека.

Исследование проводилось на базе школы №25.

Мы в своей работе используем память как высшую психическую функцию. Исходя из целей и задач исследования курсовой работы, можно сформулировать следующую гипотезу.

Методики:

  1. Методика «Память на тексты» - определение общей продуктивности памяти на осмысленный материал; - определение степени забывания;
  2. Методика «Формы воспроизведения»;

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Память как высшая психическая функция

 

1.1. Память как  психическое явление

 

То, что ощущается и воспринимается человеком, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а в последствии и воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия. (Барьер ,2007).

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

С точки зрения И.В. Дубровиной, память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что раньше воспринималось человеком, переживалось или делалось. Иными словами памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что раньше было воспринято. (Барьер ,2007).

С точки зрения физиологии в основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действий раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), то есть в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Образование и сохранения временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. (Клацки ,1978).

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее происхождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации. (Гальперин ,2001).

Другая теория, молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация. Ученые предполагают, что когда-нибудь «молекулы памяти» можно будет синтезировать в лабораториях и таким образом пересаживать знания в голову человека. (Гальперин ,2001).

Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Одним из основных процессов является запоминание. Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. (Клацки ,1978).

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Следовательно, первоначально запоминание совершается именно так – непреднамеренно в процессе деятельности.

С точки зрения физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей. (Векер ,2005).

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель – запомнить материал. (Барьер ,2007).

Запоминание делят на механическое и смысловое. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей и ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, то есть найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового – понимание. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных примеров для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит. (Лурия ,2006).

- от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное  запоминание, основанное на сознательно  поставленной цели – запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;

- от установки – запомнить  надолго или запомнить на короткий  срок.

Многочисленные исследования показывают, что лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с  интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

От успешности запоминания информации во многом зависят достижения в образовательном процессе ребенка. Запоминание бывает непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить и протекает без волевых усилий, как бы само собой. Но чаще всего человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определенные усилия, использует специальные приемы. Усвоение знаний, приобретение умений и навыков – опирается преимущественно на произвольное запоминание.

Еще одним немаловажным процессом памяти является воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). (Годфруа ,1992).

Воспроизведение – это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. (Петровский ,2004).

В свою очередь узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). (Веккер ,2001).

Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов – стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).

В тех же случаях, когда человек не очень четко усвоил информацию или давно не повторял ее, ему сложно произвольно воспроизводить ее. Здесь прибегают к припоминанию.

Припоминание – это наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. (Давыдов ,2004).

В зависимости от того, на сколько человек использует ту или иную информацию она либо сохраняется в памяти или забывается. Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспоминание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен». (Барьер ,2007).

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное напряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но когда, например, человек пишет письмо, и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ощущение незавершенного действия называют эффектом Зейгарник. (Давыдов ,2004).

Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за последующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не началось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что в настоящее время исследователями достаточно полно раскрыта многогранная структура данного психического явления, выявили основные процессы памяти – запоминание, сохранения, воспроизведение, забывание. Более подробное изучение перечисленных процессов привело к выделению различных видов памяти, которые рассмотрены нами ниже.                       

Информация о работе Значение памяти в развитии личности