Значение памяти в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Значение памяти в развитии личности(исходная).doc

— 436.00 Кб (Скачать)

И поэтому дети не должны заучивать ничего ложного и неправильного. При сообщении каждого сведения преподаватель должен избегать всего того, что заваливает память, «оставаясь в ней бесполезным камнем, или делается необходимо добычей забвения».

Поскольку человеческая память имеет свои пределы, а период учения очень короток, необходимо помнить, «что труд, употребляемый на приобретение каких-либо знаний, должен соразмеряться с пользою, от них проистекающей». Педагог должен ясно сознавать не только пользу, на и характер пользы всякого сообщаемого им сведения и относительную величину этой пользы и идти верно к цели, т.е. к доставлению действительной и наибольшей пользы ученику.

В заключение следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное, рациональное нравственное и умственное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

 

Глава  2. Исследование особенностей памяти школьников

 

2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента

 

Экспериментальная выборка проходила в школе №25.

В эксперименте принимали участие 48 учащихся 7 классов.

Цель исследования: выявить особенности произвольного осмысленного запоминания и общей продуктивности памяти на осмысленный материал.

Экспериментальная часть включала в себя следующие методы:

  1. Наблюдение;

Методики:

  1. Изучение уровней произвольной памяти – модификация методики П.А. Зинченко – исследование произвольного осмысленного запоминания;
  2. Методика «Память на тексты» - определение общей продуктивности памяти на осмысленный материал; - определение степени забывания;
  3. Методика «Формы воспроизведения»;
  4. Формирующий эксперимент: Коррекция мнемических процессов;
  5. Контрольный эксперимент: выявление уровней развития мнемических процессов;
  6. Математические методы.

Процедуры исследования:

1) Методика изучения произвольной памяти (метод классификации)[]

2) Методика «Память на  тексты»[11]

Ход исследования

1) Методика изучения произвольной  памяти (метод классификации).

Методика представляет собой вариант модификации методики П.А. Зинченко.

Цель – исследование произвольного осмысленного запоминания у школьников в учебном процессе.

Материал: 30 перемешанных слов, которые могут быть классифицированы по трем видам: животные, профессии, научные абстракции. Материал предъявляется школьникам на слух.

Инструкция к выполнению: Психолог обращается к детям: «Я буду читать слова, которые надо запомнить и записать в три столбика, разбивая на группы, слушайте и запоминайте».

Список слов, которые психологи зачитывает учащимся: слесарь, носорог, черепаха, правило, химик, суждение, аналогия, электрик, курица, теорема; медведь; знание; антилопа; лисица; физик; биолог; вывод; кошка; закон; юрист; воробей; анализ; геолог; анатом; корова; токарь; аксиома; оператор; синтез; бабочка.

Обработка результатов:

1. При обработке полученных данных, в первую очередь исчислялся общий коэффициент запоминания для каждого испытуемого по формуле:

 

,

 

где К – общий коэффициент запоминания

m – общее количество правильно воспроизведенных слов

n – количество зачитанных слов (30)

 

2. Вычисляются частные  коэффициенты запоминания слов, относящихся к каждому из трех  категорий классификации, по формуле:

 

, ,

где Кi – частный коэффициент запоминания

mi –правильно воспроизведенные слова каждой группы

Проверка результатов выполнялась по формуле:

 

.

 

2) Методика «Память на  тексты»

Цель – определение общей продуктивности памяти на осмысленный материал; степени забывания (какие элементы запоминаются более продуктивно); формы воспроизведения (дословная передача текста или его реконструкция).

Текст эксперимента: В ночь на двадцать девятое декабря| партизаны произвели новую операцию|. Разведчики сообщили, что в проходящем поезде| едут какие-то важные фашисты|. В шестистах метрах от колеи| залег пулеметчик Минаев| со своими товарищами|. Лучшим специалистом по минам считался Лунц|. Когда раздался взрыв|, враги из задних вагонов бросились врассыпную|, но тут же были уничтожены| метким пулеметным огнем. 

Ход исследования: При зрительном предъявлении испытуемому предлагается самостоятельно прочитать текст, а затем воспроизвести. Время на запись не ограничивается. Для получения данных о прочности запоминания через 15-20 минут исследуемому вновь предлагается записать рассказ.

Инструкция к выполнению: «По моему сигналу Вы прочтете то, что написано в таблице. Читайте внимательно, но помните, что на это Вам будет дана 1 минута. Потом по сигналу по памяти, как можно точнее запишите прочитанный рассказ, в том числе имена и числа».

Обработка результатов.

При наблюдении важно отметить:

  • как читает, какие приемы использует;
  • фиксирует имена, числа или читает подряд;
  • легко ли при записи вспоминает текст.

При опросе следует выяснить, применял ли испытуемый какие-либо приемы запоминания.

Оценка результатов.

  1. Общий смысл.
  2. Подсчет смысловых единиц.
    1. текстуально переданных;
    2. своими словами.
  3. Число забытых (не воспроизведенных) фрагментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов констатирующего  эксперимента

 

Результаты эксперимента показали, что используемые нами методики достаточно чувствительны к опыту и особенностям школьников. На основании анализа полученных результатов была определена типологическая структура учащихся 7 классов с точки зрения уровня запоминания.

В соответствии с методикой 1 по изучению произвольного осмысленного запоминания, типологическим группам присвоены следующие критерии оценки:

  • «высокий уровень» - запоминание не менее 80% слов;
  • « средний уровень» - запоминание от 30% до 80% слов;
  • « низкий уровень» - запоминание менее 30% слов;

 

Результаты эксперимента были обобщены в таблицу 2:

Таблица 2 Уровни произвольного смыслового запоминания

Уровень запоминания

Размер группы количество учащихся

Размер группы % учащихся

высокий уровень

10

20,8

нормальный уровень

29

60,6

сниженный уровень

9

18,6


Таблица составлена по результатам исследования

 

Из таблицы видно, что из 48 учащихся высоким уровнем запоминания обладают 10 учеников, что составляет 20,8%, нормальным уровнем – 29 учеников, то есть 60,6% и сниженным уровнем – 9 школьников, что составляет 18,6%. Значит, 81,4% учащихся обладают достаточным уровнем произвольного смыслового запоминания. Из общего количества исследуемых мы выделили учащихся со сниженным уровнем запоминания.

В таблице 3 представлены значения коэффициентов произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания.

 

Таблица 3 Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания

Испытуемые

К – общий коэффициент, %

К1 – животные, %

К2 – профессии, %

К3 – абстракции, %

1

Анна Я.

17

40

10

1

 

Артем Г.

20

40

10

10

 

Андрей С.

22

30

20

15

 

Владимир П.

18

30

20

4

 

Элла М.

15

25

20

0

 

Александр Н.

17

30

0

10

 

Роман М.

24

41

20

10

 

Елена К.

23

44

10

10

 

Константин Ф.

26

40

30

8

Средние значения коэффициентов

20,2

35,5

18

7,5


Таблица составлена по результатам исследования

Очевидно, что общий коэффициент запоминания составил в среднем 20,2 %. Частные коэффициенты показывают снижение продуктивности запоминания, от конкретных к абстрактным понятиям. Коэффициент запоминания животных 35,5%, коэффициент запоминания профессий 18% и самый низкий показатель относится к абстрактным научным понятиям, и составляет всего 7,5 %.

Качественный анализ показал, что только четверо школьников из девяти запоминали, используя прием классификации. К этим школьникам относятся Анна, Роман, Елена и Андрей. Однако небольшой объем памяти не позволяет с полной уверенностью говорить об отсутствии приема классификации у других учащихся, так как они записывали запоминающиеся слова не в столбик, а в строку.

В соответствии с методикой 2 «Память на тексты», по передаче общего смысла прочитанного текста и запоминания смысловых единиц, типологическим группам присвоены следующие критерии оценки:

    • «высокий уровень» - очень хорошо запомнил текст;
    • «средний уровень» - запомнил текст;
    • «низкий уровень» - частично запомнил текст;

Результаты были обобщены в таблицу 4:

 

Таблица 4 Уровни запоминания текста

Уровень запоминания

Размер группы количество учащихся

Размер группы % учащихся

высокий уровень

9

18,6

нормальный уровень

29

60,6

сниженный уровень

10

20,8


Таблица составлена по результатам исследования

 

Из таблицы видно, что высоким уровнем запоминания текста обладают 9 школьников, что составляет 18,6%, нормальным уровнем – 29 учащихся, составляет 60,6% и сниженным уровнем – 10школьников, что составляет 20,8%. Очевидно, только 79,2% учащихся передают общий смысл текста. Методика 2 имеет большое значение для объяснения причин неуспеваемости, в силу того, что тексты, которые приходится запоминать учащимся, содержат разносторонний фактический материал. В таблице 5 представлены результаты исследования учащихся со сниженным уровнем запоминания, как текста, так и произвольного запоминания. В качестве критериев рассматривались: передача общего смысла, количество смысловых единиц (и забытых фрагментов).

Информация о работе Значение памяти в развитии личности