Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа
Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.
Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44
И поэтому дети не должны заучивать ничего ложного и неправильного. При сообщении каждого сведения преподаватель должен избегать всего того, что заваливает память, «оставаясь в ней бесполезным камнем, или делается необходимо добычей забвения».
Поскольку человеческая память имеет свои пределы, а период учения очень короток, необходимо помнить, «что труд, употребляемый на приобретение каких-либо знаний, должен соразмеряться с пользою, от них проистекающей». Педагог должен ясно сознавать не только пользу, на и характер пользы всякого сообщаемого им сведения и относительную величину этой пользы и идти верно к цели, т.е. к доставлению действительной и наибольшей пользы ученику.
В заключение следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное, рациональное нравственное и умственное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.
Экспериментальная выборка проходила в школе №25.
В эксперименте принимали участие 48 учащихся 7 классов.
Цель исследования: выявить особенности произвольного осмысленного запоминания и общей продуктивности памяти на осмысленный материал.
Экспериментальная часть включала в себя следующие методы:
Методики:
Процедуры исследования:
1) Методика изучения произвольной памяти (метод классификации)[]
2) Методика «Память на тексты»[11]
Ход исследования
1) Методика изучения
Методика представляет собой вариант модификации методики П.А. Зинченко.
Цель – исследование произвольного осмысленного запоминания у школьников в учебном процессе.
Материал: 30 перемешанных слов, которые могут быть классифицированы по трем видам: животные, профессии, научные абстракции. Материал предъявляется школьникам на слух.
Инструкция к выполнению: Психолог обращается к детям: «Я буду читать слова, которые надо запомнить и записать в три столбика, разбивая на группы, слушайте и запоминайте».
Список слов, которые психологи зачитывает учащимся: слесарь, носорог, черепаха, правило, химик, суждение, аналогия, электрик, курица, теорема; медведь; знание; антилопа; лисица; физик; биолог; вывод; кошка; закон; юрист; воробей; анализ; геолог; анатом; корова; токарь; аксиома; оператор; синтез; бабочка.
Обработка результатов:
1. При обработке полученных данных, в первую очередь исчислялся общий коэффициент запоминания для каждого испытуемого по формуле:
,
где К – общий коэффициент запоминания
m – общее количество правильно воспроизведенных слов
n – количество зачитанных слов (30)
2. Вычисляются частные коэффициенты запоминания слов, относящихся к каждому из трех категорий классификации, по формуле:
, ,
где Кi – частный коэффициент запоминания
mi –правильно воспроизведенные слова каждой группы
Проверка результатов выполнялась по формуле:
.
2) Методика «Память на тексты»
Цель – определение общей продуктивности памяти на осмысленный материал; степени забывания (какие элементы запоминаются более продуктивно); формы воспроизведения (дословная передача текста или его реконструкция).
Текст эксперимента: В ночь на двадцать девятое декабря| партизаны произвели новую операцию|. Разведчики сообщили, что в проходящем поезде| едут какие-то важные фашисты|. В шестистах метрах от колеи| залег пулеметчик Минаев| со своими товарищами|. Лучшим специалистом по минам считался Лунц|. Когда раздался взрыв|, враги из задних вагонов бросились врассыпную|, но тут же были уничтожены| метким пулеметным огнем.
Ход исследования: При зрительном предъявлении испытуемому предлагается самостоятельно прочитать текст, а затем воспроизвести. Время на запись не ограничивается. Для получения данных о прочности запоминания через 15-20 минут исследуемому вновь предлагается записать рассказ.
Инструкция к выполнению: «По моему сигналу Вы прочтете то, что написано в таблице. Читайте внимательно, но помните, что на это Вам будет дана 1 минута. Потом по сигналу по памяти, как можно точнее запишите прочитанный рассказ, в том числе имена и числа».
Обработка результатов.
При наблюдении важно отметить:
При опросе следует выяснить, применял ли испытуемый какие-либо приемы запоминания.
Оценка результатов.
Результаты эксперимента показали, что используемые нами методики достаточно чувствительны к опыту и особенностям школьников. На основании анализа полученных результатов была определена типологическая структура учащихся 7 классов с точки зрения уровня запоминания.
В соответствии с методикой 1 по изучению произвольного осмысленного запоминания, типологическим группам присвоены следующие критерии оценки:
Результаты эксперимента были обобщены в таблицу 2:
Таблица 2 Уровни произвольного смыслового запоминания
Уровень запоминания |
Размер группы количество учащихся |
Размер группы % учащихся |
высокий уровень |
10 |
20,8 |
нормальный уровень |
29 |
60,6 |
сниженный уровень |
9 |
18,6 |
Таблица составлена по результатам исследования
Из таблицы видно, что из 48 учащихся высоким уровнем запоминания обладают 10 учеников, что составляет 20,8%, нормальным уровнем – 29 учеников, то есть 60,6% и сниженным уровнем – 9 школьников, что составляет 18,6%. Значит, 81,4% учащихся обладают достаточным уровнем произвольного смыслового запоминания. Из общего количества исследуемых мы выделили учащихся со сниженным уровнем запоминания.
В таблице 3 представлены значения коэффициентов произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания.
Таблица 3 Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания
№ |
Испытуемые |
К – общий коэффициент, % |
К1 – животные, % |
К2 – профессии, % |
К3 – абстракции, % |
1 |
Анна Я. |
17 |
40 |
10 |
1 |
Артем Г. |
20 |
40 |
10 |
10 | |
Андрей С. |
22 |
30 |
20 |
15 | |
Владимир П. |
18 |
30 |
20 |
4 | |
Элла М. |
15 |
25 |
20 |
0 | |
Александр Н. |
17 |
30 |
0 |
10 | |
Роман М. |
24 |
41 |
20 |
10 | |
Елена К. |
23 |
44 |
10 |
10 | |
Константин Ф. |
26 |
40 |
30 |
8 | |
Средние значения коэффициентов |
20,2 |
35,5 |
18 |
7,5 |
Таблица составлена по результатам исследования
Очевидно, что общий коэффициент запоминания составил в среднем 20,2 %. Частные коэффициенты показывают снижение продуктивности запоминания, от конкретных к абстрактным понятиям. Коэффициент запоминания животных 35,5%, коэффициент запоминания профессий 18% и самый низкий показатель относится к абстрактным научным понятиям, и составляет всего 7,5 %.
Качественный анализ показал, что только четверо школьников из девяти запоминали, используя прием классификации. К этим школьникам относятся Анна, Роман, Елена и Андрей. Однако небольшой объем памяти не позволяет с полной уверенностью говорить об отсутствии приема классификации у других учащихся, так как они записывали запоминающиеся слова не в столбик, а в строку.
В соответствии с методикой 2 «Память на тексты», по передаче общего смысла прочитанного текста и запоминания смысловых единиц, типологическим группам присвоены следующие критерии оценки:
Результаты были обобщены в таблицу 4:
Таблица 4 Уровни запоминания текста
Уровень запоминания |
Размер группы количество учащихся |
Размер группы % учащихся |
высокий уровень |
9 |
18,6 |
нормальный уровень |
29 |
60,6 |
сниженный уровень |
10 |
20,8 |
Таблица составлена по результатам исследования
Из таблицы видно, что высоким уровнем запоминания текста обладают 9 школьников, что составляет 18,6%, нормальным уровнем – 29 учащихся, составляет 60,6% и сниженным уровнем – 10школьников, что составляет 20,8%. Очевидно, только 79,2% учащихся передают общий смысл текста. Методика 2 имеет большое значение для объяснения причин неуспеваемости, в силу того, что тексты, которые приходится запоминать учащимся, содержат разносторонний фактический материал. В таблице 5 представлены результаты исследования учащихся со сниженным уровнем запоминания, как текста, так и произвольного запоминания. В качестве критериев рассматривались: передача общего смысла, количество смысловых единиц (и забытых фрагментов).