Значение памяти в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Значение памяти в развитии личности(исходная).doc

— 436.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 Результаты учащихся со сниженным уровнем запоминания по методике «Память на тексты»

Испытуемые

Общий смысл

Смысловых единиц

Пропущенных единиц

 

Анна Я.

+

6

5

 

Артем Г.

+

5

6

 

Андрей С.

+

7

4

 

Владимир П.

-

4

7

 

Элла М.

-

4

7

 

Александр Н.

-

3

8

 

Роман М.

+

4

7

 

Елена К.

+

5

6

 

Константин Ф.

+

6

5

Средние значения показателей

66 %

5

6


Таблица составлена по результатам исследования

 

Как видно из таблицы, из 9 подростков общий смысл текста сумели передать 6 учащихся, что составило 66%. В среднем передано 5 смысловых единиц из 11, при этом, мы учитывали не только дословное воспроизведение, но и передачу своими словами. Наиболее трудным для запоминания оказались смысловые единицы, содержащие числа и фамилии.

Как показало наблюдение, школьники со сниженным уровнем запоминания текста, практически, не используют специальные приемы запоминания, читают все подряд, иногда возвращаясь к прочитанному. Это говорит об отсутствии специальных приемов запоминания у школьников.

Таким образом, результаты исследования отдельных особенностей памяти у учащихся 7-х классов свидетельствуют о недостаточном объеме памяти у многих школьников и значительное снижение продуктивности запоминания от конкретных к абстрактным понятиям. Так же, очевидна, невысокая общая продуктивность памяти на осмысленный материал. Школьники практически не используют специальные приемы запоминания.

Можно предположить, что недостаточное развитие памяти у учащихся 7-х классов, связано с отсутствием должного внимания к обучению приемам активизации процессов запоминания как со стороны школы, так и со стороны родителей.

Результаты диагностики побудили нас к решению проблемы развития отдельных особенностей памяти. Так как развитие памяти неизбежно повлечет рост успеваемости учащихся. В этих целях было организовано обучение на основе развивающей программы по коррекции памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 2.3 Формирующий эксперимент

 

Цель эксперимента: формирование и развитие произвольного осмысленного запоминания и общей продуктивности памяти.

Методы и приемы формирования:

  1. Ассоциативные методы и приемы.
  2. «Пары слов с логической связью и без логической связи».
  3. «Прогулка с чемоданом».
  4. «Пиктограммы».
  5. Мнемические приемы и методы.
  6. «Прием Симониды».(См.Приложение Е)

Виды и формы занятий учащихся: коррекционная программа включала 20 занятий, по два занятия в неделю. На первых занятиях создавалась установка на необходимость активной работы, формировалась мотивация на успешность. Кроме общих коррекционных занятий проводилась и индивидуальная работа с неуспевающими школьниками по мере необходимости. Рассмотрим их более детально.

Один из первых приемов - «ассоциация», Психолог говорит ученикам: «Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что вы сейчас и постараемся проделать. Сейчас вам будет зачитано 50 слов, которые вам придется запоминать. Причем запоминать твердо, в правильной последовательности.

Итак, вы прослушаете сейчас 50 слов, которые вам предлагается запомнить. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые вы видите перед собой на доске. Эти опорные слова всегда будут у вас перед глазами. Но как же они вам помогут! А вот как. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов на доске. Например: зачитано первое слово «город». Вы смотрите на доску, находите первое слово опорного ряда - «великан» и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутах. А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить - «самолет». А второе опорное слово на доске - «весло» вы сразу же можете представить себе новую конструкцию самолета, который, словно по воде, плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами. Такие образные ассоциации помогут вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины (установка на запоминание дана, положительная направленность (вера в силы испытуемого) есть.). Давайте попробуем! Мы медленно будем зачитывать слова (всего 50 слов), а вы в это время устанавливаете ассоциации с рядом опорных слов на доске. Начали! (зачитываются слова). Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. Прекрасно!

Вы запомнили сейчас 50 слов. Мы надеемся, что они исключительно ярко запечалились в вашей памяти. А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова на доске (надо подобрать опорно-ассоциативные слова.) Если же какое-то слово не вспомнилось; поставьте прочерк. Для проверки прослушайте список запоминаемых слов. Те слова, что вы запомнили, отметьте галочкой. А сейчас подсчитайте число правильно воспроизведенных слов. Это ваш результат».

Если производить такой текст «ассоциация» регулярно, учащиеся в школе или испытуемые постепенно научатся запоминать сразу, с одного прочтения, все 50 слов.

Следующий прием, основанный также на ассоциациях, называется «Пары слов с логической связью и без логической связи».

Школьникам предлагают 16 пар слов без какой-либо логической связи (Приложение Д).

Устная установка ученикам - запомнить как можно больше пар слов. Эти пары зачитываются 2 раза. После этого проверяем результата (испытуемый должен написать все пары слов, которые запомнил). После этого мы читаем еще раз эти пары слов и проверяем. Естественно, что пары бег логической связи запоминаются в меньшем количестве 5-6пар. После этого зачитываем 16 пар слов с логической связью. Зачитываем 2 раза. Результат запоминания записывается испытуемым. После этого прочитываем эти 16 пар еще раз для проверки. Можно отметить, что пары слов, связанные логической связью, запоминаются намного лучше - до 10-11 пар.

Таким образом, можно отметить, что успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. Так как запоминание протекает с определенной степенью осмысленности, различают «механическое» и «логическое» (смысловое) запоминание. Все ассоциативные тесты основаны на смысловом запоминании, приемы развития в этих тестах стараются обосновать осмысленное запоминание на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов.

Следующий прием, способствующий развитию логической (смысловой) памяти, также основан на ассоциативных связях – «Пиктограммы». Данный прием, помогает проверить опосредованное запоминание (запоминание с помощью каких-либо приемов и ассоциативных связей) и наиболее приемлем в средних старших классах, в возрасте от 13 лет и старше.

Техника проведения: ребятам предлагается лист бумаги, цветные карандаши.

Инструкция к выполнению: сейчас буду называть выражения и слова, которые вы должны запомнить с помощью собственных рисунков. Вы можете рисовать, что угодно и как угодно, лишь бы по ним вы через некоторое время могли бы вспомнить названные слова.

Слова (словосочетания):

Веселый праздник Ядовитый вопрос

Тяжелая работа Дружба

Богатство Любовь

Развитие Счастье

Сомнение Теплый ветер

Обман Мысль

Смелый поступок Вкусный ужин

Мнемические приемы и методы развития памяти. Эти методы помогают учащимся развивать свою память, но не только память, но и внимание, мышление. В современной школе доминирует принцип развивающего обучения, поэтому мнемические приемы очень важны при подготовке к мнемотурнирам, блиц опросам, а также на повседневных уроках.

Прием «запоминания аббревиатур». По первым буквам слов или понятий выстраиваем аббревиатуру, например, при разборе простого предложения (в русском языке) ученик должен запомнить порядок разбора.

аббревиатура:

Ц- по цели высказывания

И - по интонации

О - по основе

В"- по наличию второстепенных членов

О - осложнено ли чем-либо

П - полное или неполное

Учащимся предлагается познакомиться с человеком ЦИОВОПом и запомнить, где, в каком порядке, что у него расположено. Ребята очень легко запоминают и аббревиатуру, и образ человека. Поэтому большинство с легкостью запоминают порядок разбора простого предложения. Этот метод можно применять с 11 лет.

Прием - «прогулка с чемоданом». Если учащемуся необходимо запомнить какую либо информацию (например, для сдачи экзамена), он в сжатой форме помещает его на карточке, а карточки раскладывают в определенных местах помещения (дома) - на столе, на полке, на холодильнике и телевизоре. Затем, готовясь к экзамену, он, по необходимости подходит к тем местам, где у него разложены карточки. Тем самым он неоднократно читает их, и повторят информацию, запоминая ее. Умственно совершая прогулку, он может вспомнить, где, какая информация у него находиться. В данном случае работает непроизвольное запоминание, так как ребенок совершает какие либо действия и повторяет информацию, данную на карточке (в данном случае конкретная мнемическая задача отсутствует). Этот прием хорошо применять в подростковом возрасте, начиная с 13-14 лет, так как в это время увеличивается количество информации.

Следующий прием - «прием Симониды». Этот прием заключается в том, что определенная информация располагается в пространстве (например, в классе). Для изучения падежей изготовляется карточки с вопросами падежей и размещаются в пространстве: Что? (Именительный падеж) — карточка спрятана под небольшим стендом на стене.

И.п. Что? Стена, доска и т.д.

В.п. Во что? В стол, в шкаф, в пенал (карточка спрятана в толе, в шкафу и т.д.)

П.п. На чем? На столе, на шкафу, на полке (карточка спрятана на полке)

Этот прем размещения информации в пространстве помогает учащимся запомнить определенную информацию (прием очень хорош в начальных классах, т.е. с 7- до 11 лет).

 

                  2.4. Контрольный эксперимент

 

В завершении формирующих воздействий был проведен контрольный эксперимент с группой учащихся 7 классов с целью проверки качественных изменений уровней памяти под воздействием формирующих и коррекционных методик

Цель исследования: выявление возможного развития некоторых особенностей памяти под влиянием развивающей программы по коррекции памяти. Эксперимент был проведен по методикам констатирующего эксперимента. Результаты исследования были оформлены в таблицы 7, 8, 9, 10.

       

        Таблица 7 - Уровни произвольного смыслового запоминания*

Уровень запоминания

Размер группы количество учащихся

Размер группы % учащихся

До коррекции

После коррекции

До коррекции

После коррекции

высокий уровень

10

12

20,8

25

нормальный уровень

29

30

60,6

62,5

сниженный уровень

9

6

18,6

12,5

Информация о работе Значение памяти в развитии личности