Значение памяти в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Значение памяти в развитии личности(исходная).doc

— 436.00 Кб (Скачать)

*Таблица составлена по  результатам исследования 

 

Приложение 5

 

Рисунок 5.1 - Результаты запоминания общего смысла текста учащихся со сниженным уровнем запоминания по методике «Память на тексты»*

*Диаграмма составлена  по результатам исследования

1 – результаты до формирующего  эксперимента

2 – результаты после  формирующего эксперимента

 

Приложение 6

 

Рисунок 6.1 - Мнемические способности и предметы*

 

Приложение 7

 

Таблица 7. 1 - Пары слов с логической связью и без логической связи*

Пары слов без логической связи

Пары слов с логической связью

Книга - окно

Почта - письмо

Рука - туча

Буква - слово

Вилка - дело

Касса - деньги

Чашка - груша

Стакан - кофе

Кошка - свеча

Небо - звезда

Гора - краска

Театр - драма

Якорь - кино

Сани - зима

Сосна - ложка

Гнездо- птица

Бритва - волна

Рыба - вода

Ящик - палец

Булка - мука

Танец - река

Весло — лодка

Спина - лампа

Трактор - поле

Перо - язык

Сапог - нога

Число - крыша

Доктор — болезнь

Ножик - лето

Пуля - ружье

Сахар - шляпа

Вокзал - поезд


Таблица составлена по материалам источников[11, 18,]

 

Приложение 8

 

Приемы развития мнемических процессов[11]

1. «Трудное запомни!»

Инструкция: Учитель показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

2.«Ассоциация»

Инструкция: Учащимся зачитывается 50 слов, которые нужно будет запомнить. Причем запомнить твердо. На помощь даются опорные слова – которые видят на доске. Прослушав все слова, ученики записывают их, используя опорные слова.

3. «Домино»

Инструкция: Проводится в форме игры, требует много времени. Для проведения этой игры требуется набор детского лото. Каждому раздают по несколько карт (изображение надо скрывать). Первый участник кладет одну из своих карт картинкой вверх и начинает рассказ, который обязательно включает в свой сюжет изображение на картинки. Рассказав свой отрывок, слово передается соседу, он кладет свою карту и продолжает свой рассказ и он должен обязательно связать рассказ соседа со своим изображением карты, игра движется дальше. По окончанию игры ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти последовательность их расположения.

4. «Калейдоскоп»

Инструкция: Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водящий стоит лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится.

5.«Путанка.»

Инструкция: Выбирают водящего. Остальные игроки, взявшись за руки образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, не отрывая рук друг от друга. Водящий должен отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

6. «Разведчик»

Инструкция: Выбирают одного из участников – «разведчика». Водящий произносит: «Замерли!»– и вся группа неподвижно застывает. "Разведчик" должен запомнить позы всех игроков. После он закрывает глаза, а игроки меняют свое положение. Задача "разведчика" обнаружить все перемены.

7.«Бег ассоциаций»

Инструкция: Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит 2 случайных слова, один из игроков должен создать образ, соединяющий эти слова, затем он называет свои слова, следующий игрок должен связать его слова со вторым словом ведущего и т.д. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Ведущий может неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь воспроизвести всю игру.

8. «Заблудившийся рассказчик»

Инструкция: Ведущий назначает тему разговора. Один из участников развивает ее, а затем, уводит разговор в сторону. Он должен хорошо "запутать" свое повествование. Затем слово предоставляется любому другому, он должен "распутать" разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном направлении – от конца к началу. Затем сам запутывает разговор, игра двинется дальше.

9. «Тахистоскоп.»

Инструкция: Группа рассаживается в круг. Один, два, три участника становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу на короткое время включают свет и тут же выключают. В момент вспышки, сидящие в кругу стараются запомнить положение позирующих. Затем включают свет, и члены группы (водящие) совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. После "лепки" натурщики демонстрируют свои собственные позы.

Размещено на Allbest

 


Информация о работе Значение памяти в развитии личности