Значение памяти в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Значение памяти в развитии личности(исходная).doc

— 436.00 Кб (Скачать)

Из-за того, что они в равной мере стремятся запомнить существенное и второстепенное, новое понятие оказывается весьма слабо связанным в памяти с другими понятиями, необходимые семантические связи не образуются. А забываются существенные и несущественные признаки у неуспевающих учеников одинаково быстро. Так возникают условия, неблагоприятные для удержания в памяти усваиваемых позднее знаний. Такие ученики плохо организуют самостоятельную деятельность, недостаточно управляют собственными психическими процессами.

Постепенно у неуспевающих учеников образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению нового материала, замедляется развитие качеств умственной деятельности (активность, подвижность, самостоятельность и др.).

После констатирующего эксперимента была проведена развивающе-коррекционная работа. Программа коррекции памяти включала в себя разнообразные приемы: игры, упражнения. Данные нашего исследования показали, что ученики в состоянии усваивать не меньший объем материала, чем успевающие. В целом наметилась общая тенденция роста количественных показателей. Коэффициент произвольного смыслового запоминания возрос на 4 %. У семи испытуемых этот показатель увеличился более чем на 7 %. У двоих испытуемых подростков он остался на прежнем уровне. Изменились не только количественные, но и качественные показатели. Из девяти испытуемых восемь применили принцип группировки для запоминания слов. Кроме того, увеличился показатель запоминания абстрактных слов с 7 % до 13 %. Считаем, что оказали влияние приемы развития осведомленности . В процессе запоминания текстов подростки, как выяснилось методом беседы, использовали ассоциативные и мнемотехнические приемы для усвоения фактического материала.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о необходимости и возможности развития и коррекции памяти в учебном процессе.

На основе коррекции, можно сделать следующие выводы:

  1. Программа коррекции помогла развить ряд сторон памяти неуспевающих школьников. Разнообразные приемы и методы вызвали интерес у учащихся. Важную роль играют установки, направленные на улучшение памяти.
  2. Сравнительный результат констатирующего и контрольного экспериментов показал, что наметилась тенденция роста количественного и качественного показателей памяти.
  3. В практической работе школьные психологи должны рекомендовать учителям систематически развивать память школьников. Кроме этого, психолог сам должен осуществлять коррекционную работу с наиболее проблемными учащимися.
  4. На протяжении всего школьного обучения необходимо развитие психических функций, в том числе и памяти. Психолог должен работать в тесном сотрудничестве и с родителями.

Методические рекомендации. Для развития и укрепления памяти на уроках школьнику следует соблюдать следующие правила:

    1. ставь цель запомнить надолго;
    2. пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит;
    3. начинай повторять до того, как материал стал забываться;
    4. заучивай и повторяй небольшими дозами;
    5. лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд один день;
    6. после истории учи математику, после физики – литературу ; память любит разнообразие;
    7. когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, сравнивай с тем, что знал раньше;
    8. как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу;
    9. если задание получил во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, накануне только повтори;
    10. изредка используй мнемотехнику – искусственные приемы облегчающие запоминание.

 

                    Список использованных источников

 

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. –288 с. –ISBN 5-272-00315-2
  2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. [Текст] - 2-е изд., стереотип. /Г.С.Абрамова. — М.: Издательский центр Академия, 1999. — 320 с. ISBN 5-7695-0302-5
  3. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти у человека. [Текст]/- А.Г. Асмолов. -М.: Аста, 1990. – 416 с. - ISBN 5-89357-112-6
  4. Анатомия и физиология нервной системы: Словарь-справочник [Текст]: Учеб. пособие для студентов / Автор-сост. С. С. Тверская. — Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2003. - 160 с. ISBN 5-89502-460-2
  5. Барьер, Д.А. Анатомия и физиология подростка. [Текст] /Д.А. Барьер – М.: Центр, 2007. – 680 с.- ISBN – 5- 257 -00638 - 4
  6. Выготский, Л.С. Психология возрастного развития.[Текст]/ Выготский,Л.С. - М.:Современное слово, 2007.- 506с. –ISBN 5-699-13731-9
  7. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. В 3-хт., Т.1. [Текст]/ Л.М. Веккер.–СПб, 2001. – 514 с. - ISBN 5-89357-041-3
  8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. [Текст]/ Л.С. Выготский.- М.: Эксмо, 2003. – 481 с. - ISBN: 5-699-13728-9
  9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [ Текст]/ Л.С.Выготский,

–М.: Владос,2006. -393с.- ISBN 5-17-0272-39-1

  1. Гальперин П.Я.Актуальные проблемы возрастной психологии. [Текст]/ П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. – М.: Владос, 2001. - 210 с.- ISBN 5-09-000315-4
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. [Текст]/ Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: Юрайт, 2003. – 485 с. - ISBN 978-5-17-049383-8
  3. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2-х т. [Текст]/Ж. Годфруа.-М.: Прогресс, 1992. – 354 с. – ISBN 5-03-001902-2
  4. Габай Т.В. Педагогическая психология. [Текст]/ Т.В. Габай. -М.: Педагогика, 2003. – 411 с. - ISBN: 978-5-7695-4804-8
  5. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе [Текст / С.А. Изюмова. СПб.: Питер – 272 с.- ISBN 5-8288-0274-7
  6. Дубровина И.В. Практическая психология образования. [Текст]: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.-ISBN 5-94723-870-5
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.[Текст]/В.В. Давыдов – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400с.- ISBN 5-305-00083-1.
  8. Кривцова С.В. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодествия с подростками. [Текст] / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина - М.:Аста,2006.-192с.- ISBN 5- 85297-002-6
  9. Клацки, Р. Память человека. Структуры и процессы. [Текст]/ Р. Клацки.-М.: Прогресс, 1978. – 511 с. - ISBN 5-089573-034-5
  10. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]/ А.А. Крылов, С.А. Маничев. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. – ISBN 5-8046-0100-8.
  11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. - ISBN 5-94723-559-5
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М.: Наука. 2001,-354 с. - ISBN 5-89357-106-1
  13. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.[Текст]/Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.ISBN 5-7695-0641-5
  14. Немов Р.С. Память. В кн. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. [Текст] /Р.С. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.- 512 с. - ISBN5-09-007343-0.
  15. Петровский В.А. Основы общей психологии. [Текст]/ В.А. Петровский – М.: Юнити, 2003.-470c. ISBN 5-7-695-1945-2
  16. Психологическая готовность школьников к обучению в средней школе (гимназии)./Под ред. Л. Стог. - Кишинёв:Штиинца, 1993. 68с. ISBN 5-7695-0641-5
  17. Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии. [Текст]/С.Л. Рубинштейн – М.: ВЛАДОС, 2005. –592 с. ISBN 958-13-5045-1.
  18. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. [Текст]/ А.А.Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2001- 221 с.- ISBN 5-88230-140-8.
  19. Тутушкина М.К. Практическая психология [Текст]: Учебник. Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной./ М.К. Тутушкина. — СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 2001. — 368 с. ISBN 5-89239-014-4
  20. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. [Текст]/ Р.В.Овчарова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с. - ISBN 5-7695-0899-Х
  21. Хухлаева О. В.Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ О. В. Хухлаева — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с. -ISBN 5-7695-0945-7
  22. Хуторской А.В. Современная дидактика. [Текст]: Учебник для вузов./ А.В. Хуторской – СПб: Питер, 2001. – 544 с. - ISBN 5-318-00077-0
  23. Холл С. Психология сознания./ В кн. Хьелл, Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер Пресс, 2006. - 608 с. - ISBN 5-88782-412-3
  24. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. [Текст] /Фридман, Л.М., И.Ю. Кулагина. - М.: Генезис, 2002.-288с.- ISBN 509001743 – 3.
  25. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учебн. Пособие для студ. Высших учебных заведений. [Текст]/ Л.В. Черемошкина. - М.: Академия, 2002.-368 с. ISDN 5-7695-0924-4
  26. Юнг К.Психологический рост: индивидуация [Текст] /В кн. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения /Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб.: прайм-Еврознак,2002.-864с. - ISBN 5-93878-015-2

 

Приложение 1

 

Таблица 1.1 - Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания

Испытуемые

К – общий коэффициент, %

К1 – животные, %

К2 – профессии, %

К3 – абстракции, %

До коррек-ции

После коррек-ции

До коррек-ции

После коррек-ции

До коррек-ции

После коррек-ции

До коррек-ции

После коррек-ции

 

Анна Я.

17

22

40

47

10

17

1

3

 

Артем Г.

20

30

40

49

10

15

10

15

 

Андрей С.

22

29

30

42

25

32

15

24

 

Владимир П.

18

24

30

38

20

26

4

9

 

Элла М.

15

19

25

33

20

25

0

4

 

Александр Н.

17

23

30

36

11

16

10

15

 

Роман М.

24

30

41

49

21

26

10

17

 

Елена К.

23

29

44

51

15

20

10

17

 

Константин Ф.

26

35

40

47

30

36

8

12

Средние значения коэффициентов

20,2

26,7

35,5

43,6

18

23,7

7,5

12,8


Таблица составлена по результатам исследования

 

Приложение 2

 

 

*Диаграмма составлена  по результатам исследования 

Ряд1 – до эксперимента; Ряд2 – после эксперимента

Рисунок 2.1 - Общий коэффициент произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания*

 

Приложение 3

 

*Диаграмма составлена по результатам исследования

Рисунок 3.1 - Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания*

1- К – общий коэффициент, %;

2- К1 – животные, %;

3- К2 – профессии, %;

4- К3 – абстракции, %.

Ряд 1 – результаты до формирующего эксперимента

Ряд 2 – результаты после формирующего эксперимента

 

Приложение 4

 

Таблица 4. 1 - Результаты учащихся со сниженным уровнем запоминания по методике «Память на тексты»*

Испытуемые

Общий смысл

Смысловых единиц

Пропущенных единиц

До коррек-ции

После коррекции

До коррек-ции

После коррекции

До коррек-ции

После коррекции

1.

Анна Я.

+

+

6

8

5

4

2.

Артем Г.

+

+

5

6

6

5

3.

Андрей С.

+

+

7

9

4

2

4.

Владимир П.

-

-

4

5

7

5

5.

Элла М.

-

+

4

7

7

4

6.

Александр Н.

-

-

3

3

8

8

7.

Роман М.

+

+

4

5

7

6

8.

Елена К.

+

+

5

6

6

5

9.

Костя Ф.

+

+

6

6

5

6

Средние значения показателей

66 %

77%

5

6

6

5

Информация о работе Значение памяти в развитии личности