Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа
Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.
Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44
Из-за того, что они в равной мере стремятся запомнить существенное и второстепенное, новое понятие оказывается весьма слабо связанным в памяти с другими понятиями, необходимые семантические связи не образуются. А забываются существенные и несущественные признаки у неуспевающих учеников одинаково быстро. Так возникают условия, неблагоприятные для удержания в памяти усваиваемых позднее знаний. Такие ученики плохо организуют самостоятельную деятельность, недостаточно управляют собственными психическими процессами.
Постепенно у неуспевающих учеников образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению нового материала, замедляется развитие качеств умственной деятельности (активность, подвижность, самостоятельность и др.).
После констатирующего эксперимента была проведена развивающе-коррекционная работа. Программа коррекции памяти включала в себя разнообразные приемы: игры, упражнения. Данные нашего исследования показали, что ученики в состоянии усваивать не меньший объем материала, чем успевающие. В целом наметилась общая тенденция роста количественных показателей. Коэффициент произвольного смыслового запоминания возрос на 4 %. У семи испытуемых этот показатель увеличился более чем на 7 %. У двоих испытуемых подростков он остался на прежнем уровне. Изменились не только количественные, но и качественные показатели. Из девяти испытуемых восемь применили принцип группировки для запоминания слов. Кроме того, увеличился показатель запоминания абстрактных слов с 7 % до 13 %. Считаем, что оказали влияние приемы развития осведомленности . В процессе запоминания текстов подростки, как выяснилось методом беседы, использовали ассоциативные и мнемотехнические приемы для усвоения фактического материала.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о необходимости и возможности развития и коррекции памяти в учебном процессе.
На основе коррекции, можно сделать следующие выводы:
Методические рекомендации. Для развития и укрепления памяти на уроках школьнику следует соблюдать следующие правила:
–М.: Владос,2006. -393с.- ISBN 5-17-0272-39-1
Таблица 1.1 - Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания
№ |
Испытуемые |
К – общий коэффициент, % |
К1 – животные, % |
К2 – профессии, % |
К3 – абстракции, % | ||||
До коррек-ции |
После коррек-ции |
До коррек-ции |
После коррек-ции |
До коррек-ции |
После коррек-ции |
До коррек-ции |
После коррек-ции | ||
Анна Я. |
17 |
22 |
40 |
47 |
10 |
17 |
1 |
3 | |
Артем Г. |
20 |
30 |
40 |
49 |
10 |
15 |
10 |
15 | |
Андрей С. |
22 |
29 |
30 |
42 |
25 |
32 |
15 |
24 | |
Владимир П. |
18 |
24 |
30 |
38 |
20 |
26 |
4 |
9 | |
Элла М. |
15 |
19 |
25 |
33 |
20 |
25 |
0 |
4 | |
Александр Н. |
17 |
23 |
30 |
36 |
11 |
16 |
10 |
15 | |
Роман М. |
24 |
30 |
41 |
49 |
21 |
26 |
10 |
17 | |
Елена К. |
23 |
29 |
44 |
51 |
15 |
20 |
10 |
17 | |
Константин Ф. |
26 |
35 |
40 |
47 |
30 |
36 |
8 |
12 | |
Средние значения коэффициентов |
20,2 |
26,7 |
35,5 |
43,6 |
18 |
23,7 |
7,5 |
12,8 |
Таблица составлена по результатам исследования
Приложение 2
*Диаграмма составлена по результатам исследования
Ряд1 – до эксперимента; Ряд2 – после эксперимента
Рисунок 2.1 - Общий коэффициент произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания*
Приложение 3
*Диаграмма составлена по результатам исследования
Рисунок 3.1 - Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания*
1- К – общий коэффициент, %;
2- К1 – животные, %;
3- К2 – профессии, %;
4- К3 – абстракции, %.
Ряд 1 – результаты до формирующего эксперимента
Ряд 2 – результаты после формирующего эксперимента
Приложение 4
Таблица 4. 1 - Результаты учащихся со сниженным уровнем запоминания по методике «Память на тексты»*
№ |
Испытуемые |
Общий смысл |
Смысловых единиц |
Пропущенных единиц | |||
До коррек-ции |
После коррекции |
До коррек-ции |
После коррекции |
До коррек-ции |
После коррекции | ||
1. |
Анна Я. |
+ |
+ |
6 |
8 |
5 |
4 |
2. |
Артем Г. |
+ |
+ |
5 |
6 |
6 |
5 |
3. |
Андрей С. |
+ |
+ |
7 |
9 |
4 |
2 |
4. |
Владимир П. |
- |
- |
4 |
5 |
7 |
5 |
5. |
Элла М. |
- |
+ |
4 |
7 |
7 |
4 |
6. |
Александр Н. |
- |
- |
3 |
3 |
8 |
8 |
7. |
Роман М. |
+ |
+ |
4 |
5 |
7 |
6 |
8. |
Елена К. |
+ |
+ |
5 |
6 |
6 |
5 |
9. |
Костя Ф. |
+ |
+ |
6 |
6 |
5 |
6 |
Средние значения показателей |
66 % |
77% |
5 |
6 |
6 |
5 |