Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа
Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.
Введение	3
Глава 1. Память как высшая психическая функция	5
1.1. Память как психическое явление	5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности	Ошибка! Закладка не определена.
1.3.  Роль памяти в формировании личности	Ошибка! Закладка не определена.
Глава  2. Исследование особенностей памяти школьников	20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента	20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента	23
2.3 Формирующий эксперимент	28
2.4.  Контрольный эксперимент	34
Заключение	40
Список использованных источников	44
Из-за того, что они в равной мере стремятся запомнить существенное и второстепенное, новое понятие оказывается весьма слабо связанным в памяти с другими понятиями, необходимые семантические связи не образуются. А забываются существенные и несущественные признаки у неуспевающих учеников одинаково быстро. Так возникают условия, неблагоприятные для удержания в памяти усваиваемых позднее знаний. Такие ученики плохо организуют самостоятельную деятельность, недостаточно управляют собственными психическими процессами.
Постепенно у неуспевающих учеников образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению нового материала, замедляется развитие качеств умственной деятельности (активность, подвижность, самостоятельность и др.).
После констатирующего эксперимента была проведена развивающе-коррекционная работа. Программа коррекции памяти включала в себя разнообразные приемы: игры, упражнения. Данные нашего исследования показали, что ученики в состоянии усваивать не меньший объем материала, чем успевающие. В целом наметилась общая тенденция роста количественных показателей. Коэффициент произвольного смыслового запоминания возрос на 4 %. У семи испытуемых этот показатель увеличился более чем на 7 %. У двоих испытуемых подростков он остался на прежнем уровне. Изменились не только количественные, но и качественные показатели. Из девяти испытуемых восемь применили принцип группировки для запоминания слов. Кроме того, увеличился показатель запоминания абстрактных слов с 7 % до 13 %. Считаем, что оказали влияние приемы развития осведомленности . В процессе запоминания текстов подростки, как выяснилось методом беседы, использовали ассоциативные и мнемотехнические приемы для усвоения фактического материала.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о необходимости и возможности развития и коррекции памяти в учебном процессе.
На основе коррекции, можно сделать следующие выводы:
Методические рекомендации. Для развития и укрепления памяти на уроках школьнику следует соблюдать следующие правила:
 
–М.: Владос,2006. -393с.- ISBN 5-17-0272-39-1
 
Таблица 1.1 - Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания
№  | 
  Испытуемые  | 
  К – общий коэффициент, %  | 
  К1 – животные, %  | 
  К2 – профессии, %  | 
  К3 – абстракции, %  | ||||
До коррек-ции  | 
  После коррек-ции  | 
  До коррек-ции  | 
  После коррек-ции  | 
  До коррек-ции  | 
  После коррек-ции  | 
  До коррек-ции  | 
  После коррек-ции  | ||
Анна Я.  | 
  17  | 
  22  | 
  40  | 
  47  | 
  10  | 
  17  | 
  1  | 
  3  | |
Артем Г.  | 
  20  | 
  30  | 
  40  | 
  49  | 
  10  | 
  15  | 
  10  | 
  15  | |
Андрей С.  | 
  22  | 
  29  | 
  30  | 
  42  | 
  25  | 
  32  | 
  15  | 
  24  | |
Владимир П.  | 
  18  | 
  24  | 
  30  | 
  38  | 
  20  | 
  26  | 
  4  | 
  9  | |
Элла М.  | 
  15  | 
  19  | 
  25  | 
  33  | 
  20  | 
  25  | 
  0  | 
  4  | |
Александр Н.  | 
  17  | 
  23  | 
  30  | 
  36  | 
  11  | 
  16  | 
  10  | 
  15  | |
Роман М.  | 
  24  | 
  30  | 
  41  | 
  49  | 
  21  | 
  26  | 
  10  | 
  17  | |
Елена К.  | 
  23  | 
  29  | 
  44  | 
  51  | 
  15  | 
  20  | 
  10  | 
  17  | |
Константин Ф.  | 
  26  | 
  35  | 
  40  | 
  47  | 
  30  | 
  36  | 
  8  | 
  12  | |
Средние значения коэффициентов  | 
  20,2  | 
  26,7  | 
  35,5  | 
  43,6  | 
  18  | 
  23,7  | 
  7,5  | 
  12,8  | |
Таблица составлена по результатам исследования
 
Приложение 2
*Диаграмма составлена по результатам исследования
Ряд1 – до эксперимента; Ряд2 – после эксперимента
Рисунок 2.1 - Общий коэффициент произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания*
 
Приложение 3
*Диаграмма составлена по результатам исследования
Рисунок 3.1 - Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания*
1- К – общий коэффициент, %;
2- К1 – животные, %;
3- К2 – профессии, %;
4- К3 – абстракции, %.
Ряд 1 – результаты до формирующего эксперимента
Ряд 2 – результаты после формирующего эксперимента
 
Приложение 4
Таблица 4. 1 - Результаты учащихся со сниженным уровнем запоминания по методике «Память на тексты»*
№  | 
  Испытуемые  | 
  Общий смысл  | 
  Смысловых единиц  | 
  Пропущенных единиц  | |||
До коррек-ции  | 
  После коррекции  | 
  До коррек-ции  | 
  После коррекции  | 
  До коррек-ции  | 
  После коррекции  | ||
1.  | 
  Анна Я.  | 
  +  | 
  +  | 
  6  | 
  8  | 
  5  | 
  4  | 
2.  | 
  Артем Г.  | 
  +  | 
  +  | 
  5  | 
  6  | 
  6  | 
  5  | 
3.  | 
  Андрей С.  | 
  +  | 
  +  | 
  7  | 
  9  | 
  4  | 
  2  | 
4.  | 
  Владимир П.  | 
  -  | 
  -  | 
  4  | 
  5  | 
  7  | 
  5  | 
5.  | 
  Элла М.  | 
  -  | 
  +  | 
  4  | 
  7  | 
  7  | 
  4  | 
6.  | 
  Александр Н.  | 
  -  | 
  -  | 
  3  | 
  3  | 
  8  | 
  8  | 
7.  | 
  Роман М.  | 
  +  | 
  +  | 
  4  | 
  5  | 
  7  | 
  6  | 
8.  | 
  Елена К.  | 
  +  | 
  +  | 
  5  | 
  6  | 
  6  | 
  5  | 
9.  | 
  Костя Ф.  | 
  +  | 
  +  | 
  6  | 
  6  | 
  5  | 
  6  | 
Средние значения показателей  | 
  66 %  | 
  77%  | 
  5  | 
  6  | 
  6  | 
  5  | |