Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа
Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.
Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44
*Таблица составлена по результатам исследования
Из таблицы 7 видно, что после формирующего эксперимента количество учащихся с высоким уровнем произвольного смыслового запоминания увеличилось на два ученика. Это составило 12 школьников, что соответствует 25%. Школьников с нормальным уровнем стало 30, то есть 62,5%.
Учащихся со сниженным уровнем запоминания стало на три ученика меньше, то есть 6 подростков, что составило 12,5%.
Очевидно, что количество учащихся обладающих высоким и нормальным уровнями запоминания увеличилось, а сниженным уменьшилось. Данные изменения процентного соотношения учащихся по уровням произвольного запоминания до и после формирующего эксперимента представлены диаграммой на рис. 1.
Рисунок 1 - Изменение процентного соотношения учащихся по уровням произвольного запоминания до и после формирующего эксперимента
Как видно из приведенной диаграммы, очевиден рост объема памяти у школьников с 81,4% до 87,5%.
В таблице 8 представлены результаты контрольного эксперимента группы учащихся, показавших сниженный уровень произвольного запоминания при констатирующем эксперименте.
Таблица 8. Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания
№ |
Испытуемые |
К – общий коэффициент, % |
К1 – животные, % |
К2 – профессии, % |
К3 – абстракции, % | ||||||||||||||
До коррек-ции |
После коррек-ции |
До коррек-ции |
После коррек-ции |
До коррек-ции |
После коррек-ции |
До коррек-ции |
После коррек-ции | ||||||||||||
Анна Я. | 17 |
22 |
40 |
47 |
10 |
17 |
1 |
3 | |||||||||||
Артем Г. |
20 |
30 |
40 |
49 |
10 |
15 |
10 |
15 | |||||||||||
Андрей С. |
22 |
29 |
30 |
42 |
25 |
32 |
15 |
24 | |||||||||||
Владимир П. |
18 |
24 |
30 |
38 |
20 |
26 |
4 |
9 | |||||||||||
Элла М. |
15 |
19 |
25 |
33 |
20 |
25 |
0 |
4 | |||||||||||
Александр Н. |
17 |
23 |
30 |
36 |
11 |
16 |
10 |
15 | |||||||||||
Роман М. |
24 |
30 |
41 |
49 |
21 |
26 |
10 |
17 | |||||||||||
Елена К. |
23 |
29 |
44 |
51 |
15 |
20 |
10 |
17 | |||||||||||
Константин Ф. |
26 |
35 |
40 |
47 |
30 |
36 |
8 |
12 | |||||||||||
Средние значения коэффициентов |
20,2 |
26,7 |
35,5 |
43,6 |
18 |
23,7 |
7,5 |
12,8 |
Таблица составлена по результатам исследования
Из таблицы видно, что учащиеся Артем, Роман и Константин после формирующего эксперимента достигли границ нормального уровня произвольного запоминания. Причем, увеличились значения всех коэффициентов произвольного запоминания. Общий коэффициент запоминания увеличился с 20,2% до 26,7%. Коэффициент запоминания животных увеличился с 35,5% до 43,6%. Коэффициент запоминания профессий увеличился с 18% до 23,7%, а групповой коэффициент произвольного запоминания абстрактных слов увеличился с 7,5% до 12,8%.
Наблюдение показало, кроме Анны, Романа, Елены и Андрея, специальные приемы запоминания стали применять Артем и Константин.
Улучшились показатели по запоминанию текста. Результаты общей продуктивности памяти на осмысленный материал после контрольного эксперимента приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Уровни запоминания текста
Уровень запоминания |
Размер группы количество учащихся |
Размер группы % учащихся | ||
До коррекции |
После коррекции |
До коррекции |
После коррекции | |
высокий уровень |
9 |
10 |
18,6 |
20,7 |
нормальный уровень |
29 |
29 |
60,6 |
60,6 |
сниженный уровень |
10 |
9 |
20,8 |
18,7 |
Таблица составлена по результатам исследования
Группа с высоким уровнем запоминания текста увеличилась на одного учащегося и составила 20,7%. Группа с нормальным уровнем запоминания текста изменилась по составу учащихся, но по количеству не изменилась – 29 учащихся, что составило 60,6%, а группа со сниженным уровнем запоминания текста уменьшилась на одного учащегося и составила 18,7%. Данные изменения процентного соотношения учащихся по уровням запоминания текста до и после формирующего эксперимента представлены диаграммой на рис. 2.
Рисунок 2 - Изменение процентного соотношения учащихся по уровням запоминания текста до и после формирующего эксперимента
Очевиден рост общей продуктивности памяти на осмысленный материал от 79,2% до 81,2%. В таблице 10 представлены результаты контрольного эксперимента по запоминанию общего смысла текста.
Таблица 10 - Показатели результатов учащихся со сниженным уровнем запоминания по методике «Память на тексты»
№ |
Испытуемые |
Общий смысл |
Смысловых единиц |
Пропущенных единиц | |||||||||||
До коррек-ции |
После коррекции |
До коррек-ции |
После коррекции |
До коррек-ции |
После коррекции | ||||||||||
1. |
Анна Я. | + |
+ |
6 |
8 |
5 |
4 | ||||||||
2. |
Артем Г. |
+ |
+ |
5 |
6 |
6 |
5 | ||||||||
3. |
Андрей С. |
+ |
+ |
7 |
9 |
4 |
2 | ||||||||
4. |
Владимир П. |
- |
- |
4 |
5 |
7 |
5 | ||||||||
5. |
Элла М. |
- |
+ |
4 |
7 |
7 |
4 | ||||||||
6. |
Александр Н. |
- |
- |
3 |
3 |
8 |
8 | ||||||||
7. |
Роман М. |
+ |
+ |
4 |
5 |
7 |
6 | ||||||||
8. |
Елена К. |
+ |
+ |
5 |
6 |
6 |
5 | ||||||||
9. |
Костя Ф. |
+ |
+ |
6 |
6 |
5 |
6 | ||||||||
Средние значения показателей |
66 % |
77% |
5 |
6 |
6 |
5 |
Таблица составлена по результатам исследования
Как представлено в таблице, очевиден рост в запоминании общего смысла текста и запоминании смысловых единиц. После коррекции количество учащихся сумевших передать общий смысл текста возросло с 66% до 77%. Среднее количество переданных смысловых единиц изменилось с 5 до 6.
На основании вышеизложенного анализа результатов контрольного эксперимента, нами были сделаны следующие выводы.
Выводы:
Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Также это процесс, обеспечивающий преемственность и взаимосвязь психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением- воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой воспроизведения является запечатление или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Мнемические операции должны быть направлены на формирование обобщенных способов действия, которые переносимы на все виды интеллектуальной деятельности. Это должна обеспечит коррекционная работа, в процессе которой полученные навыки могут легко заполняться любым содержанием и переноситься на любые предметы и действия.
Научные данные, проанализированные в работе, показали, что память, теоретически включаемая в общую способность школьников к учению (обучаемость) как необходимое условие «для накопления фонда знаний» и «интеллектуальных умений» действительно является важным фактором, способствующим или, наоборот, затрудняющим процесс усвоения знаний в школе.
Память школьников иногда характеризуются как огромными возможностями, так и некоторыми негативными сторонами, но эти особенности не являются непреодолимым барьером между школьниками и обобщенным теоретическим знанием. Наше исследование показало, что способность к логическому запоминанию можно формировать в учебном процессе.
Установлено, что два вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний в школе. Ученики, более успешно усваивающие материал различных предметов, по сравнению со слабоуспевающими имеют более выраженные мнемические способности. В целом полученные результаты свидетельствуют о важном значении памяти как компонента общих способностей в успешном обучении в школе, что согласуется с научными подходами. Установлено, что для успешного усвоения различных учебных предметов чаще требуется сочетание разных видов мнемических способностей и хорошее развитие общих способностей, связанных со смысловой переработкой информации, - и выраженность мнемических способностей к запечатлению.
Диагностическая программа включала изучение различных сторон памяти школьников (словесную, слуховую, логическую, кратковременную и др.).