Значение памяти в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Значение памяти в развитии личности(исходная).doc

— 436.00 Кб (Скачать)

*Таблица составлена по  результатам исследования

 

Из таблицы 7 видно, что после формирующего эксперимента количество учащихся с высоким уровнем произвольного смыслового запоминания увеличилось на два ученика. Это составило 12 школьников, что соответствует 25%. Школьников с нормальным уровнем стало 30, то есть 62,5%.

Учащихся со сниженным уровнем запоминания стало на три ученика меньше, то есть 6 подростков, что составило 12,5%.

Очевидно, что количество учащихся обладающих высоким и нормальным уровнями запоминания увеличилось, а сниженным уменьшилось. Данные изменения процентного соотношения учащихся по уровням произвольного запоминания до и после формирующего эксперимента представлены диаграммой на рис. 1.

 

Рисунок 1 - Изменение процентного соотношения учащихся по уровням произвольного запоминания до и после формирующего эксперимента

         Как видно из приведенной диаграммы, очевиден рост объема памяти у школьников с 81,4% до 87,5%.

В таблице 8 представлены результаты контрольного эксперимента группы учащихся, показавших сниженный уровень произвольного запоминания при констатирующем эксперименте.

       Таблица 8. Коэффициенты произвольного смыслового запоминания учащихся со сниженным уровнем запоминания

Испытуемые

К – общий коэффициент, %

К1 – животные, %

К2 – профессии, %

К3 – абстракции, %

 

До коррек-ции

После коррек-ции

До коррек-ции

После коррек-ции

До коррек-ции

После коррек-ции

До коррек-ции

После коррек-ции

 

Анна Я.

17

22

40

47

10

17

1

3

 

Артем Г.

20

30

40

49

10

15

10

15

 

Андрей С.

22

29

30

42

25

32

15

24

 

Владимир П.

18

24

30

38

20

26

4

9

 

Элла М.

15

19

25

33

20

25

0

4

 

Александр Н.

17

23

30

36

11

16

10

15

 

Роман М.

24

30

41

49

21

26

10

17

 

Елена К.

23

29

44

51

15

20

10

17

 

Константин Ф.

26

35

40

47

30

36

8

12

Средние значения коэффициентов

20,2

26,7

35,5

43,6

18

23,7

7,5

12,8


Таблица составлена по результатам исследования

 

Из таблицы видно, что учащиеся Артем, Роман и Константин после формирующего эксперимента достигли границ нормального уровня произвольного запоминания. Причем, увеличились значения всех коэффициентов произвольного запоминания. Общий коэффициент запоминания увеличился с 20,2% до 26,7%. Коэффициент запоминания животных увеличился с 35,5% до 43,6%. Коэффициент запоминания профессий увеличился с 18% до 23,7%, а групповой коэффициент произвольного запоминания абстрактных слов увеличился с 7,5% до 12,8%.

Наблюдение показало, кроме Анны, Романа, Елены и Андрея, специальные приемы запоминания стали применять Артем и Константин.

Улучшились показатели по запоминанию текста. Результаты общей продуктивности памяти на осмысленный материал после контрольного эксперимента приведены в таблице 9.

 

Таблица 9 - Уровни запоминания текста

Уровень запоминания

Размер группы количество учащихся

Размер группы % учащихся

До коррекции

После коррекции

До коррекции

После коррекции

высокий уровень

9

10

18,6

20,7

нормальный уровень

29

29

60,6

60,6

сниженный уровень

10

9

20,8

18,7


Таблица составлена по результатам исследования

 

Группа с высоким уровнем запоминания текста увеличилась на одного учащегося и составила 20,7%. Группа с нормальным уровнем запоминания текста изменилась по составу учащихся, но по количеству не изменилась – 29 учащихся, что составило 60,6%, а группа со сниженным уровнем запоминания текста уменьшилась на одного учащегося и составила 18,7%. Данные изменения процентного соотношения учащихся по уровням запоминания текста до и после формирующего эксперимента представлены диаграммой на рис. 2.

Рисунок 2 - Изменение процентного соотношения учащихся по уровням запоминания текста до и после формирующего эксперимента

 

Очевиден рост общей продуктивности памяти на осмысленный материал от 79,2% до 81,2%. В таблице 10 представлены результаты контрольного эксперимента по запоминанию общего смысла текста.

 

Таблица 10 - Показатели результатов учащихся со сниженным уровнем запоминания по методике «Память на тексты»

Испытуемые

Общий смысл

Смысловых единиц

Пропущенных единиц

 

До коррек-ции

После коррекции

До коррек-ции

После коррекции

До коррек-ции

После коррекции

1.

Анна Я.

+

+

6

8

5

4

2.

Артем Г.

+

+

5

6

6

5

3.

Андрей С.

+

+

7

9

4

2

4.

Владимир П.

-

-

4

5

7

5

5.

Элла М.

-

+

4

7

7

4

6.

Александр Н.

-

-

3

3

8

8

7.

Роман М.

+

+

4

5

7

6

8.

Елена К.

+

+

5

6

6

5

9.

Костя Ф.

+

+

6

6

5

6

Средние значения показателей

66 %

77%

5

6

6

5


Таблица составлена по результатам исследования

 

Как представлено в таблице, очевиден рост в запоминании общего смысла текста и запоминании смысловых единиц. После коррекции количество учащихся сумевших передать общий смысл текста возросло с 66% до 77%. Среднее количество переданных смысловых единиц изменилось с 5 до 6.

На основании вышеизложенного анализа результатов контрольного эксперимента, нами были сделаны следующие выводы.

Выводы:

  1. Количество учащихся обладающих высоким и нормальным уровнями произвольного запоминания увеличилось, а со сниженным уменьшилось. Количество учащихся с высоким уровнем произвольного смыслового запоминания увеличилось с 20,8% до 25%. С нормальным уровнем запоминания увеличилось с 60,6% до 62,5%. Со сниженным уменьшилось с 18,6% до 12,5%;
  2. Допустимый уровень произвольного запоминания возрос на 2,1%
  3. Произошло увеличение продуктивности запоминания. Общий коэффициент запоминания увеличился с 20,2% до 26,7%. Коэффициент запоминания животных увеличился с 35,5% до 43,6%. Коэффициент запоминания профессий увеличился с 18% до 23,7%, а групповой коэффициент произвольного запоминания абстрактных слов увеличился с 7,5% до 12,8%.
  4. Объем памяти у школьников со сниженным уровнем запоминания возрос на 6,1%;
  5. Произошло увеличение общей продуктивности памяти на осмысленный материал с 79,2% до 81,2%.
  6. Допустимый уровень общей продуктивности памяти увеличился на 2%.
    1. Как показало наблюдение, школьники стали чаще применять специальные приемы запоминания. Количество таких учеников из группы со сниженным уровнем запоминания увеличилось от 4 до 6.
  7. Количество учащихся со сниженным уровнем запоминания, сумевших передать общий смысл текста, возросло с 66% до 77%. То есть на 10%.
  8. Среднее количество переданных смысловых единиц изменилось с 5 до 6.
  9. Из результатов контрольного эксперимента следует, что развивающая программа по коррекции памяти эффективна.
  10. Для достижения более значимых результатов необходима систематическая работа с учащимися по развитию и коррекции памяти. Причем, как видно из эксперимента, эта работа должна осуществляться в процессе обучения не косвенными методами, а целенаправленно.
  11. Учащиеся со сниженным уровнем запоминания особенно нуждаются в целенаправленных методах развития памяти.

 

                                        Заключение

 

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Также это процесс, обеспечивающий преемственность и взаимосвязь психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением- воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой воспроизведения является запечатление или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Мнемические операции должны быть направлены на формирование обобщенных способов действия, которые переносимы на все виды интеллектуальной деятельности. Это должна обеспечит коррекционная работа, в процессе которой полученные навыки могут легко заполняться любым содержанием и переноситься на любые предметы и действия.

Научные данные, проанализированные в работе, показали, что память, теоретически включаемая в общую способность школьников к учению (обучаемость) как необходимое условие «для накопления фонда знаний» и «интеллектуальных умений» действительно является важным фактором, способствующим или, наоборот, затрудняющим процесс усвоения знаний в школе.

Память школьников иногда характеризуются как огромными возможностями, так и некоторыми негативными сторонами, но эти особенности не являются непреодолимым барьером между школьниками и обобщенным теоретическим знанием. Наше исследование показало, что способность к логическому запоминанию можно формировать в учебном процессе.

Установлено, что два вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний в школе. Ученики, более успешно усваивающие материал различных предметов, по сравнению со слабоуспевающими имеют более выраженные мнемические способности. В целом полученные результаты свидетельствуют о важном значении памяти как компонента общих способностей в успешном обучении в школе, что согласуется с научными подходами. Установлено, что для успешного усвоения различных учебных предметов чаще требуется сочетание разных видов мнемических способностей и хорошее развитие общих способностей, связанных со смысловой переработкой информации, - и выраженность мнемических способностей к запечатлению.

Диагностическая программа включала изучение различных сторон памяти школьников (словесную, слуховую, логическую, кратковременную и др.).

Информация о работе Значение памяти в развитии личности