Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 23:24, курсовая работа
Целью исследования: является исследование памяти как психической функции.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти.
2. Изучение психологических особенностей памяти и ее видов.
Введение 3
Глава 1. Память как высшая психическая функция 5
1.1. Память как психическое явление 5
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Роль памяти в формировании личности Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Исследование особенностей памяти школьников 20
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Формирующий эксперимент 28
2.4. Контрольный эксперимент 34
Заключение 40
Список использованных источников 44
1.2. Виды памяти, ее психологические особенности
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Это можно объяснить тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.
С.Л. Рубинштейн различал следующие виды памяти: (Клацки ,1978).
- моторную память, выражающуюся в навыках и привычках;
- образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
- память на мысли (логическую);
- память на чувства (аффективную).
В основу другой видовой классификации памяти положены три основные критерия (признака): (Веккер ,2001).
- объект запоминания, то есть то, что запоминается: предметы и явления, мысли, движения, чувства;
- степень волевой регуляции памяти.
- длительность хранения памяти.
Соответственно первому критерию выделяют такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти — зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха. (Леонтьев ,2001).
Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей.
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.(Барьер ,2007).
Этот вид памяти преимущественно человеческий. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации. (Барьер ,2007).
Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявляется она у каждого человека в известной мере по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: от врожденных физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей
(врожденных и приобретенных) каждый человек обладает своим темпом, стилем движений при ходьбе, письме, в труде, игре, спорте и т. д.
Двигательная память развивается раньше других видов памяти. У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни.
Вначале дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все больший круг все более сложных движений.
Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях — человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. (Веккер ,2001).
Согласно второму выделенному критерию память классифицируют, как произвольную и непроизвольную.
Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое впечатление, интересный рассказ учителя. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» — память) приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная. (Тверская ,2003).
Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место. Необходимо помнить, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти информацию – применить знания на практике. (Барьер ,2007).
И, наконец, память классифицируют по длительности сохранения информации.
Наблюдениями и экспериментальными исследованиями последних лет установлено существование двух основных с точки зрения длительности сохранения видов памяти: кратковременной памяти (КП) и долговременной памяти (ДП).
Кратковременная память (КП) — процесс относительно не большой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Такова память «машинистки», которая печатает текст.(Веккер ,2001).
Каждое слово, фразу она помнит точно, но всего несколько секунд. Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фазе точная формулировка предыдущей тут же забывается. В этом явлении, на наш взгляд, имеется своя целесообразность. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации
Долговременная память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде — в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его ДП — своеобразной «кладовой» его знаний.(Клацки ,1978).
Обобщая все сказанное, мы можем сделать следующий вывод. КП — это память, связанная с воспроизведением материала в данный момент, своего рода «сиюминутная» память, «память - использование». ДП — это память, не связанная с воспроизведением в данный момент, «глубинная», память, «память-хранение». Вспомнить что-либо — значит перевести это из ДП на уровень КП. Разумеется, и объем материала, который хранится на уровне ДП, неизмеримо больше того, что может воспроизводиться на уровне КП.
Помимо указанных
двух видов, выделяется еще и третий вид
памяти — оперативная
память (ОП).
Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свое значение, помнить нерационально — ведь ОП должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности. (Выгодский ,2006).
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго хранится. Все рассмотренные виды памяти играют определенную роль в жизни и деятельности человека, в том числе значительную роль в деятельности дошкольника, который развивает свою память. Развитие памяти в дошкольном возрасте играет важное значение для развития всех психических функций человека. Более подробно развитие памяти в дошкольном возрасте будет рассмотрено нами в следующем параграфе нашей работы.
Проблема формирования личности является центральной в современной педагогической психологии, психологии личности. Анализ работ отечественных авторов, обращавшихся к этой проблеме прошлом, поможет глубже разобраться в сущности многих аспектов формирования личности.
Важную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития.
К.Д. Ушинский отмечал целостность психической жизни, неразрывную связь эмоциональной и волевой жизни с умственной. Эта связь должна проявляться в единстве задач нравственного и умственного воспитания.
В связи с этим, он придавал большое значение развитию внимания у детей, поскольку оно объединяет собой все ступени психической деятельности.
Внимание, по мнению К.Д. Ушинского, это «мерило развития и показатель направления души», «вся природа, история и статистика души проглянут более во внимании, чем в чем-нибудь другом». (Барьер ,2007).
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Нет ни одного вида психической деятельности (сознательной и бессознательной), который бы не опирался на память.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.
Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего невозможно ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека [4].
Воспитание памяти необходимо не только для приобретения ребенком знаний, но и для развития его нравственных чувств и воспитания характера, поскольку без памяти душевная жизнь не может существовать, «из ясного понимания нравственного значения того, что мы помним, также вытекают многие практические правила воспитания». Для развития нравственного сознания необходимо хорошо помнить свои действия, а также то, что запрещено и что дозволено, какое впечатление производит на окружающих тот или иной поступок. Беспамятный ребенок быстро забывает тяжелое впечатление, произведенное его дурным поступком, и обладает слабым сознанием ответственности за прошлое. (Ананьев ,2001).
Упорное припоминание есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний. Грамотное воспитание должно обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этими богатствами; а так как оно имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные потребности которого все расширяются и будут расширяться, то должно не только удовлетворять потребностям настоящей минуты, но и делать запас на будущее время.
Воспитание должно вести детей так, утверждает ученый, чтобы они сами делали наблюдения и открытия. Необходимо как можно менее их учить, а как можно более направлять к тому, чтобы они сами делали открытия: «если даже ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то эта мысль эта никогда не уляжется в его голове прочно и сознательно, не сделается полной его собственностью, как тогда, когда он сам ее выработает, только обратив внимание на сходство или различие уже укоренившихся в нем представлений». Так же надо как можно чаще заставлять учеников воплощать их идеи и мысли в следы памяти и тем самым приучать воспитанников к воплощению своего внутреннего мира в слово и дело.
Педагогу необходимо всегда учитывать, что механическая основа памяти коренится в нервной системе, и тогда становится ясно все значение здорового, нормального состояния нервов для здорового, нормального состояния памяти. Поэтому гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, предотвращая в них как вялое, так и раздраженное состояние, имеют большее значение для здоровья памяти".(Барьер ,2007).
Сознавая всю важность
первых ассоциаций следов, составляющих,
фундамент памяти, воспитатель должен
позаботится, чтобы при начале
обучения и изучения каждого
предмета были заложены самые п
Забвение есть отчасти дурная привычка, происходящая от непрочного усвоения многочисленных следов комбинаций, которые, исчезая из памяти сами, увлекают за собою и те элементы, из которых они были составлены, поэтому воспитатель должен предупреждать такое поверхностное усвоение.
Исходя из этого, К.Д. Ушинский рекомендует что, лучше давать детям читать немногое, но с отчетом в прочитанном, чем многое без всякого отчета. Выбор материала для чтения должен соответствовать тем нравственным задачам, которые воспитатель желает развить в ребенке. Чтение разнохарактерное, беспорядочное, без повторений и выводов кладет в молодую голову множество плохо связанных, слабых рядов, которые не только сами перепутываются и уничтожаются, но и ослабляют силу прежних, твердо положенных ассоциаций.