Развитие слуховой и образной памяти у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение взаимосвязи развития слуховой и образной памяти дошкольников.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

рассмотреть понятие памяти;
определить какие виды памяти существуют;
выявить взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у детей 4-5 лет;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3с.

Глава I. Память и ее функции

1.1 История изучения памяти…………………………………………6с.

1.2. Виды памяти………………………………………………………7с.

Глава II. Развитие образной памяти у дошкольников

2.1 Особенности развития образной памяти у дошкольников……12с.

2.2 Взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у

дошкольников…………………………………………………….13с.

Заключение…………………………………………………………………..21с.

Понятийный аппарат………………………………………………………..23с.

Список использованной литературы………………………………………24с.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.Память. Образец..doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусства» 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогика и психология»

РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОЙ И ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 
 
 
 

Выполнил: Бормотова Н.М.

студент группы 102 – Е

Проверил: Исмаилова Е.В. 
 
 
 
 

Челябинск, 2009 

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3с.

Глава I. Память и ее функции

      1.1 История изучения памяти…………………………………………6с.

      1.2. Виды памяти………………………………………………………7с.

Глава II. Развитие образной памяти у дошкольников

      2.1 Особенности развития образной памяти  у дошкольников……12с.

      2.2 Взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у

            дошкольников…………………………………………………….13с.

Заключение…………………………………………………………………..21с.

Понятийный  аппарат………………………………………………………..23с.

Список  использованной литературы………………………………………24с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются – памятью.

     Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства  восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.

     Память  определяет нашу индивидуальность и  заставляет действовать тем или  иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим". Тем не менее, настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее.

     Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.

     В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение мнемическими приемами и тренировка памяти.

     Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается  с возрастом. Тем не менее, результат  запоминания обычно выше при опоре  на наглядный материал, так что  широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  у детей с развитием речеслуховой памяти увеличивается продуктивность запоминания при опоре на слова. Высокая продуктивность запоминания  наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений - например, в проблемном обучении. Менее успешно дети запоминают материал, данный им в готовом виде.

       Все выше изложенное обусловило выбор темы «Развитие слуховой и образной памяти у дошкольников».

     Объектом данного исследования является процесс развития образной памяти дошкольников, а предметом – взаимосвязь слуховой и образной памяти.

     Цель  работы – изучение взаимосвязи развития слуховой и образной памяти дошкольников.

Поставленная  цель определила необходимость решения  следующих конкретных задач:

  • рассмотреть понятие памяти;
  • определить какие виды памяти существуют;
  • выявить взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у детей 4-5 лет;

      Источниковая  база:

      В труде С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», обобщаются достижения по основным областям исследований мировой психологической науки, обсуждаются проблемы, как предмет, методы и история психологии, филогенез сознания, ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь.

      Основные  понятия психологической науки раскрываются в пособии Ю.Б., Гиппенрейтер освещаются ее важнейшие проблемы и методы, вопросы общей психологии.

      Авторы  Е.И. Рогов, А.В.  Петровский в увлекательной форме знакомят с историей возникновения психологии, ее основами, рассказывают о процессах познания, методах их исследования и приемах развития. 

      Вопросами психического развития ребенка по возрастным этапам занимались Л.А. Венгер, В.С.Мухина

      В пособии И. Ф Харламова по педагогике освещаются общие вопросы развития педагогической науки, теоретические и методические основы обучения.

      Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря методам исследования, которые мы выбрали:

      1.     Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

      2.     Обобщение педагогического опыта.  

     Структура работы:

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, понятийного аппарата, списка использованной литературы. 
 
 

Глава 1. Память и ее функции.

1.1. История изучения  памяти

 

     Память  -  процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

     Начало  экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого  психолога Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов. Этот подход был продолжен затем в бихевиористических исследованиях "вербального научения". Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил "памяти привычке", которая формируется в результате механического повторения, "память духа", фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.

     Английский  психолог Ф. Бартлетт показал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс.

     Отечественными  психологами на основе методологии  диалектического материализма было разработано представление о  памяти как о "действии" в собственном  смысле слова",имеющем сознательную цель и опирающемся на использование  общественно выработанных знаковых средств.

     Наряду  с запоминанием произвольным изучались  также процессы непроизвольного  запоминания. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость  успешности процессов запоминания  от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.

     Анализ  нарушений памяти и восприятия в  клинике локальных поражений  мозга (А.Р. Лурия, Х.Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии  головного мозга со словесно-логическими  способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными. [6,c.230].

1.2. Виды памяти

     Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной  деятельности человека.

     В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:

     1) объект запоминания, т.е. то, что  запоминается. Это предметы и  явления, мысли, движения, чувства.  Соответственно этому различают  такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная  и эмоциональная;

     2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают  произвольную и непроизвольную  память;

     3) длительность сохранения в памяти, в этом случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

     Таким образом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится.

     Образная  память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.[ 9, с.292]

     Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без  языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической. Словесно-логическая память – память, фиксирующая средства, способы и результаты логического мышления – понятия и рассуждения.[1,с.181]

     В словесно-логической памяти главная  роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.[9,с.293.].

     Двигательная  память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.

Информация о работе Развитие слуховой и образной памяти у дошкольников