Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:04, контрольная работа
Цель работы – изучение взаимосвязи развития слуховой и образной памяти дошкольников.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
рассмотреть понятие памяти;
определить какие виды памяти существуют;
выявить взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у детей 4-5 лет;
Введение……………………………………………………………………....3с.
Глава I. Память и ее функции
1.1 История изучения памяти…………………………………………6с.
1.2. Виды памяти………………………………………………………7с.
Глава II. Развитие образной памяти у дошкольников
2.1 Особенности развития образной памяти у дошкольников……12с.
2.2 Взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у
дошкольников…………………………………………………….13с.
Заключение…………………………………………………………………..21с.
Понятийный аппарат………………………………………………………..23с.
Список использованной литературы………………………………………24с.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
Непроизвольная и произвольная память в месте с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает не произвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.[9,с.291-293.].
Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.
В
отличие от долговременной памяти,
для которой характерно длительное
сохранение материала после многократного
его повторения и воспроизведения,
кратковременная память характеризуется
очень кратким сохранением
Центральную
роль при кратковременном удержании
данных играют процессы внутреннего
называния и активного
Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.[6,с.232]
В
этой главе мы рассмотрели понятие
«Память», историю изучения памяти, таким
образом, память, есть важнейшая, определяющая
характеристика психической жизни личности.
Все описанные виды памяти являются общими
для человека и животных. Словесно-логической
памятью обладает только человек. Содержанием
словесно-логической памяти являются
наши мысли, которые невозможны без языка,
без слов. Поэтому словесно-логическая
память играет важную роль в усвоении
знаний. Именно с ее помощью дети заучивают
то, что задают им учителя. Однако если
дети повторяют не задумываясь и не понимая,
тогда речь идет о механической памяти
или зубрежке. Но, если дети будут прослеживать
связь между словами и тем, что им надо
запомнить, то говорят о использовании
смысловой и логической памяти. Только
сочетание осмысленного и механического
запоминания дает хорошие результаты:
дети прочно усваивают материал, надолго,
может быть, навсегда.
Глава II. Развитие образной памяти у дошкольников
2.1.Особенности развития образной памяти у дошкольников
Дошкольный
возраст характеризуется
Качество
непроизвольного запоминания
Произвольные
формы запоминания и
Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.
Большая часть детей шести лет уже стремится к припоминанию слов без названия опорных изображений (по Истоминой З.М.).Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.
Непроизвольное
запоминание, связанное с активной
умственной работой детей над
определенным материалом, остается до
конца дошкольного детства
2.2.Взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у дошкольников
Разные виды памяти тесно связаны между собой и почти никогда не «работают» изолированно. При запоминании движений мы пользуемся не только двигательной, но и образной памятью, следуя воспринятому зрительно образцу. Нередко в этом участвует и словесно-логическая память, например при воспоминании о том, в какой последовательности должны выполняться движения, какие условия при этом нужно учитывать, чтобы получить желаемый результат.
Вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитии впервые в отечественной психологии был широко рассмотрен П. П. Блонским, решавшим эту проблему с позиций выдвинутой им общей концепции развития памяти. Основным в этой концепции является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная)- это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. Образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной).
Первые
зачатки свободных
Также следует признать правильным утверждения П.П. Блонского, что мы еще не знаем, когда появляются у детей образы. Им сделан вывод, что образная память появляется несколько раньше вербальной, но значительно позже моторной и аффективной.
Более раннее появление образной памяти не означает ее последующею исчезновения и замены словесной памятью. Однако образная память, утверждает П.П. Блонский, продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым – зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на белее низком уровне, чем при полном, совершенном бодрствовании. На зрительную память можно смотреть только как на низкий вид памяти. Обычно зрительная память бедна, поэтому несравненно полезнее другой, более высокий вид памяти – память-рассказ. Он представляет собой, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Таковы основные положения концепции П.П. Блонского о соотношении образной и словесной памяти в их развитии.
Несколько
отечественных психологов посвятили
изучению запоминания проблемно-
В.А. Козаренко считает, что речевая память у любого человека - хорошая. Мозг хорошо запоминает слова и короткие фразы без специального обучения. Однако объем речевой памяти крайне ограничен. Если человеку диктовать последовательность цифр, то обычно запоминается только 7 цифр. Однако, на самом деле, только кажется, что запоминается. Факт воспроизведения цифр сразу после запоминания не говорит об их запоминании. Дело в том, что уже через несколько секунд, человек не сможет вспомнить эти цифры. "В данном случае речь идет о речевой "эхо-памяти". По большому счету - это не память, а остаточные явления в речевом анализаторе, который обладает значительно большей инертностью (около 4 секунд), чем зрительный анализатор".
Сознательно запоминать можно только посредством зрительных образов. Так как человек может управлять в воображении только зрительными образами. Сам же процесс запоминания (для мозга) - это процесс соединения двух образов. Вы не сможете соединить два запаха или два движения. Человек может соединять в воображении только зрительные образы. Поэтому "сознательное запоминание на основе других анализаторных систем мне вообще не представляется возможным. Когда человек повторяет фразу на родном языке, он повторяет её на основе запечатленных мозгом зрительных образов. Если вам предъявить фразу на незнакомом языке, слова которого не возбуждают в мозге зрительные образы, вы даже не сможете ее повторить."
Сравнению запоминания предметного (образного) и словесного материала у детей дошкольного возраста посвящено исследование Н.А. Корниенко. Испытуемым – детям–дошкольникам – предлагалось запомнить и затем воспроизвести: в одних случаях – ряд предметов (игрушек), легко разделяемых на смысловые группы (первая серия), в других случаях – такое же количество слов, имеющих конкретное значение (вторая серия), в-третьих – название не знакомых детям деревьев и кустарников (третья серия).
Результаты исследования показали следующее: 1) во всех возрастных группах наибольшие показатели были получены в опытах с запоминанием предметов; 2) второе место заняло запоминание слов конкретного значения; 3) запоминание незнакомых названий было наименее продуктивным; 4) разница между всеми случаями запоминания с возрастом уменьшалась; 5) различия между продуктивностью запоминания разного рода материала в опытах с воспроизведением оказались резко выраженными по сравнению с опытами с узнаванием, и вместе с тем существенно сближались между собой.
Благодаря
перестройке мнемических
В 5-6 летнем возрасте появляются первые попытки применения некоторых приемов. Дети могут самостоятельно осуществлять, хотя и в простых формах переработку материала. В опытах З.М. Истоминой по ходу упражнений дети проявляли умения применять в мнемических целях отдельные приемы в виде мыслительных операций (это повышает продуктивность запоминания). Это дает возможность обучать ребенка тому, как необходимо запомнить и припомнить.
В ходе работы Л.М. Житниковой, З.М. Истоминой, А.Н.Белоуса, посвященных изучению формирования способов логического запоминания, у детей дошкольного возраста, в условиях специального обучения, установлено, что уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и мыслительная группировка, и использовать их в мнемических целях.
После этого можно переходить к формированию умения применять группировку в действиях запоминания.
Информация о работе Развитие слуховой и образной памяти у дошкольников