Реферат
На тему: « Физические качества
человека и методы их развития»
Введение.
Развитие физических качеств
является обязанностью каждого человека.
Ведение здорового образа жизни,
отказ от вредных привычек, закаливание,
сбалансированное питание позволяют
значительно продлить жизнь. В горах
люди с раннего возраста начинают
получать физические нагрузки, при
этом не испытывая влияния вредных
привычек, в результате средняя продолжительность
жизни в этих районах значительно
превышает иную в городе. Здоровье,
разумно сохраняемое и укрепляемое
самим человеком, обеспечивает ему
долгую и активную жизнь. К сожалению,
многие люди не соблюдают самых простейших,
обоснованных наукой норм здорового
образа жизни. Главный враг городского
жителя – Гиподинамия! Лишенный природной
способности много двигаться
человек получает целый букет
заболеваний. Поэтому развитие физических
качеств является основной задачей
современного человечества.
Развитие физических качеств
невозможно без развития иммунитета.
Важной профилактической мерой против
простудных заболеваний является систематическое
закаливание организма. Большое
значение в системе закаливания
имеют водные процедуры. Они укрепляют
нервную систему, оказывают благотворное
влияние на сердце и сосуды, нормализуя
артериальное давление, улучшают обмен
веществ. Летом водные процедуры
лучше проводить на свежем воздухе
после утренней зарядки. Полезно
как можно больше бывать на свежем
воздухе, загорать, купаться. Физически
здоровым и закаленным людям при
соблюдении определенных условий можно
проводить водные процедуры вне
помещений и зимой.
Что
бы избежать проблем с пищеварением,
надо строго придерживаться распорядка
дня и не злоупотреблять острыми,
копчеными, жареными продуктами.
Строго воспрещается объедаться
перед сном. Это отрицательно
влияет на сон. Даёт большую
нагрузку на сердце. Организм
вместо отдыха получает паразитные
нагрузки, что ведет к нарушению
сна и плохому самочувствию
по утрам.
Актуальность этого
вопроса заключается в том,
что развитие физических качеств
человека делает его более
подготовленным к различным физическим
нагрузкам, а так же ведет
к уменьшению травматизма и
более углубленному физиологическому
воздействию на мышцы.
Глава 1. Общая характеристика
физических качеств.
Термины «физическое
качество» и «двигательное качество»
используются как равнозначные.
Они определяют стороны двигательных
возможностей человека. Освоение
двигательного действия связано
не только с формированием
навыка, но и с развитием тех
качественных особенностей, которые
позволяют выполнять физическое
упражнение с необходимой силой,
быстротой, выносливостью, ловкостью.
Под двигательными
(физическими) качествами принято понимать
качественные особенности двигательного
действия: силу, быстроту, выносливость,
ловкость, гибкость.
Под силой как физическим
качеством необходимо понимать
преодоление внешнего сопротивления
или противодействия ему путем
мышечных усилий.
Быстрота как
физическое качество — это
способность совершать двигательные
действия в минимальный для
данных условий отрезок времени.
Выносливость —
это способность организма преодолевать
утомление при сохранении необходимой
интенсивности, точности, маневренности
и быстроты. Большое значение
в борьбе с утомлением имеют
и волевые усилия занимающихся.
В качестве средств развития выносливости
используются: кроссы, бег с изменением
темпа и преодолением препятствий, бег
по отрезкам на скорость с повторением
через 5-10 секунд, упражнения в технике
и тактике с различными действиями по
характеру и интенсивности, различными
спортивными играми.
Ловкость —
это способность быстро и точно
реагировать на неожиданно возникающие
ситуации, искусное владение движениями
в сложных изменяющихся ситуациях.
Без развитого в достаточной
степени качества ловкости невозможно
добиться высоких спортивных
показателей. Для развития ловкости
используются гимнастические и
акробатические упражнения, упражнения
в технике и тактике игры
с неожиданно изменяющимися ситуациями,
различные подвижные и спортивные
игры.
Гибкость - это
умение хорошо расслаблять мышцы,
выполнять движения по большим
амплитудам. Одновременно с этим
правильное сочетание напряжения
с расслаблением снижает энергетические
затраты и предупреждает травмы
мышечно-связочного аппарата. Развитию
гибкости помогают специальные
упражнения на растягивание. Эти
упражнения выполняются с постепенным
увеличением амплитуды движения.
Все физические
качества взаимосвязаны. Поэтому
можно говорить лишь о преимущественном
развитии того или иного качества.
Развитие одного физического
качества в ущерб другим отрицательно
сказывается на подготовке занимающихся.
Оба термина
- «двигательные» и «физические»
качества - правомерны в науке
о физическом воспитании, так
как акцентируют внимание на
различных факторах, определяющих
эти качественные особенности. С точки
зрения связи с центрально-нервными регуляторными
процессами управления движениями употребляют
термин «двигательные качества». Если
же следует выделить биомеханическую
характеристику движений, используют
термин «физические качества». Нельзя
не упомянуть и то, что, рассматривая качественные
особенности двигательного действия с
позиций психологического и физиологического
регулирования, употребляется третий
термин - «психомоторные качества».
Двигательные
качества принято делить на
относительно самостоятельные группы
(скоростные, силовые качества и
т. д.). Однако у ряда качеств
наблюдаются сходные психофизиологические
механизмы, и поиск общих компонентов
и механизмов проявления различных
качеств, приводит к их дифференциации.
Целесообразно различать
также простые и сложные двигательные
качества. К последним относятся, например,
ловкость, меткость. Непременным компонентом
некоторых из них являются психические
качества (например, в меткости - качество
глазомера). Как простому, так и сложному
двигательному качеству присуще свойство
специфичности (ловкость баскетболиста
не равнозначна ловкости гимнаста).
Развитие
физического качества в процессе
физического воспитания происходит
с учетом возрастных особенностей
занимающихся.
Во всем
разнообразии задач физического
воспитания ведущей является
формирование системы двигательных
умений и навыков в движении.
Процесс овладения самим двигательным
действием начинается с формирования
умения, основанного на предварительно
полученных знаниях и ранее
приобретенном опыте выполнения
движения. Двигательное умение есть
способность выполнить двигательное
действие (решить двигательную задачу)
при условии концентрированного
внимания ученика на каждом
движении, входящем в изучаемое
двигательное действие. Многократное
систематическое проявление двигательного
умения при относительно постоянных
условиях обучения приводит к
тому, что умение превращается
в двигательный навык. Двигательный
навык - это способность выполнить
двигательное действие, позволяющая
акцентировать внимание на условиях
и результате действия, а не
на отдельных движениях, входящих
в него. Эта способность достигается
за счет наступившей автоматичности
процесса выполнения движений. Автоматическое
выполнение движения приобретается
в результате обучения или
в жизненной практике, но автоматизм
не снимает ведущей роли созидания
при выполнении двигательного
действия. Сознательное и автоматическое
в двигательных навыках предстает в диалектическом
единстве.
Глава 2. Методика развития физических
качеств.
Основными физическими качествами
человека принято считать ловкость,
быстроту, гибкость, равновесие, силу,
выносливость. При выполнении любого
упражнения в той или иной степени
проявляются все физические качества,
но преимущественное значение приобретает
какое-либо одно из них. Например, при
беге на короткие дистанции — быстрота;
при беге на длинную дистанцию
— выносливость, а при прыжках
в длину и в высоту с разбега
— сила в сочетании с быстротой.
В дошкольном возрасте
преимущественное внимание должно
быть уделено развитию ловкости,
быстроты, гибкости, равновесия, но
не следует забывать и о
соразмерном развитии силы и
выносливости. Ловкость — это
способность человека быстро
осваивать новые движения, а также
перестраивать их в соответствии
с требованиями внезапно меняющейся
обстановки.
К развитию ловкости
приводит систематическое разучивание
с детьми новых упражнений. Обучение
повышает пластичность нервной
системы, улучшает координацию
движений и развивает способность
овладевать новыми, более сложными
упражнениями. Развитию ловкости
способствует выполнение упражнений
в изменяющихся условиях. Так,
в подвижных играх детям приходится
непрерывно переключаться от
одних движений к другим, заранее
не обусловленным; быстро, без
всякого промедления решать сложные
двигательные задачи, сообразуясь
с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при
выполнений упражнений, проводимых в усложненных
условиях, требующих внезапного изменения
техники движения (бег между предметами,
подъемы на лыжах на горку и спуски с нее
и др.), с использованием различных предметов,
физкультурного инвентаря, оборудования;
с дополнительными заданиями, при коллективном
выполнении упражнений с одним предметом
(обруч, шнур).
Быстрота — способность
человека выполнять движения
в наикратчайшее время. Высокая
пластичность нервных процессов,
сравнительная легкость образования
и перестройка условно рефлекторных
связей у детей создают благоприятные
условия для развития у них
быстроты.
Быстрота развивается
в упражнениях, выполняемых с
ускорением (ходьба, бег с постепенно
нарастающей скоростью), на скорость
(добежать до финиша как можно
быстрее), с изменением темпа (медленный,
средний, быстрый и очень быстрый),
а также в подвижных играх,
когда дети вынуждены выполнять
упражнения с наивысшей скоростью
(убегать от водящего).
Развитию быстроты
способствуют скоростно-сйловые упражнения:
прыжки, метание (толчок при прыжке в длину
и в высоту с разбега, бросок при метании
совершается с большой скоростью). Для
развития быстроты целесообразно использовать
хорошо освоенные упражнения, при этом
учитывать физическую подготовленность
детей, а также состояние их здоровья.
Глазомер — способность
человека определять расстояние
с помощью зрения и мышечных
ощущений.
Развить глазомер можно при
выполнении любых упражнений: при ходьбе
дети должны уметь правильно ставить ногу,
соблюдать направление; в прыжках — точно
попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись,
совершить полет в нужном направлении,
а затем приземлиться в определенном месте;
при построениях в колонну по одному нужно
на глаз измерить расстояние до впереди
стоящего ребёнка; в метании на дальность
и особенно в цель — расстояние до цели
и т. д. Важно при выполнении упражнений
учить детей измерять расстояние на глаз,
проверяя затем его шагами.
Гибкость — способность
достигать наибольшей величины
размаха (амплитуды) движений
отдельных частей тела в определенном
направлении.
Гибкость зависит от
состояния позвоночника, суставов,
связок, а также эластичности
мышц. Гибкость развивается при
выполнении физических упражнений
с большой амплитудой, в частности
общеразвивающих. У детей дошкольного
возраста опорно-двигательный аппарат
обладает большой гибкостью. Следует
стремиться к сохранению этой
естественной гибкости, не злоупотребляя
упражнениями на растягивание, которые
могут привести к необратимым
деформациям отдельных суставов
(например, коленного).
Упражнения на гибкость
целесообразно сначала выполнять
с неполным размахом, например, сделать
2—3 полунаклона, а потом уже полный
наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое
приседание.
Равновесие — способность
человека сохранять устойчивое
положение во время выполнения
разнообразных движений и поз
на уменьшенной и приподнятой
над уровнем земли (пола) площади
опоры.
Это качество необходимо
человеку, чтобы передвигаться в
помещении и на улице, не
задевая предметы, друг друга,
успешно справляться с обязанностями,
необходимыми при разных работах
(верхолаз и др.).
Равновесие зависит
от состояния вестибулярного
аппарата, всех систем организма,
а также от расположения общего
центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников
ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее
сохранить равновесие. При выполнении
упражнений, смене положений центр тяжести
тела смещается и равновесие нарушается.
Требуется приложить усилия, чтобы восстановить
нужное положение тела.
Равновесие развивается
в большей степени в упражнениях,
выполняемых на уменьшенной и
приподнятой площади опоры (катание
на коньках, велосипеде, ходьба, бег
по скамейке), также в упражнениях,
требующих значительных усилий,
чтобы сохранить устойчивое положение
тела (метание на дальность, прыжок
в длину с места и с разбега
и др.).
Сила — степень напряжения
мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц
может быть достигнуто благодаря
увеличению веса предметов, применяемых
в упражнениях (набивной мяч,
мешочки с песком и др.); использованию
упражнений, включающих поднятие
собственной массы (прыжки), преодоление
сопротивления партнера (в парных
упражнениях).
В детском саду следует
использовать разнообразные упражнения
для развития силы всех групп
мышц, уделяя преимущественное внимание
мышцам-разгибателям.
Учитывая анатомо-физиологические
особенности дошкольников, не следует
стремиться к максимальным результатам
и превышать нормы для прыжков
в длину, в высоту, так как
это может отрицательно повлиять
на развитие костной системы,
а также внутренних органов.
Не рекомендуются упражнения, вызывающие
задержку дыхания, большое напряжение
организма.