Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2
59
Описание игр к коррекционной работе.
Игра «Мяч» (8, С. 91)
Цель: развивать память.
«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга, Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая мяч, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».
Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.
Игра «Я умею» (57, С. 111)
Цель: формирование умения у детей осознавать свои способности и возможности. Взрослый говорит: «Давайте поиграем в игру». По кругу каждый называет или показывает своё умение. Выиграет тот, кто больше назовёт своих способностей, возможностей.
Игра «Приглашение в гости» (10, С. 6)
Цель: развивать память, умение у детей слушать друг друга и умения выступать перед группой. Каждый ребенок по очереди приглашает всех детей к себе в гости, но для этого он рассказывает, как к нему придти, где он живет, как до него доехать. Дети задают вопросы, уточняют.
Игра «Штирлиц» (8, С. 91)
Цель: развитие памяти, наблюдательности.
Инструкция: «Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Остальные игроки замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду.
60
Посмотри еще немного, запоминай. Запомнил(а)?. А теперь ведущий выходит из комнат, играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Не у каждого пять, а всего пять. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно, найди пять изменений в позах одежде играющих. Не у каждого игрока, а всего пять.
Игра «Что изменилось» (42, С. 125)
Цель: развитие зрительной памяти. Материал: набор игрушек.
Дети запоминает, что лежит на столе. Ведущий прячет игрушку или меняет положение, а дети узнают, что изменилось.
Рисунок «Мой портрет» (57, С.110)
Цель: формирование умения видеть и понимать себя. Педагог предлагает нарисовать себя, какими они себя видят, какими будут. На следующем занятии рисунки выставляются на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображён .
Игра «Снежный ком» (26, С. 88)
Цель: развивать память.
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий – повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
Игра «Конспиратор» (8, С. 94)
Цель: развитие тактильной памяти. Взрослый (ведущий): «Внимание! Встанем в круг, лицом к центру». Водящий становится внутрь круга. Внимательно смотрим на ребят, затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей
61
поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его, подводят.
Игра «Закончи предложение» (8, С. 94)
Цель: развития беглости мышления, активизация словарного запаса. Детям необходимо, поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложение.
Игра «Не зевай» (66, С. 106)
Цель: развитие произвольного внимания, памяти. Дети идут по кругу. По сигналу ведущего – хлопок – остановиться и повернуться налево, затем продолжить движение; 2 хлопка – остановиться и повернуться направо и продолжить движение. Можно играть на выбывание.
Игра «Кто есть? Что есть что?» (8, С. 95)
Цель: развитие памяти, активного словаря. Инструкция: «Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и, бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе: 1) домашних животных; 2) диких животных; 3) деревьев; и т. д. Но вы должны как можно быстрей называть слова, те ребята, которые долго не смогут назвать слово или неправильно назовут его, выбывают из игры».
Рекомендации: в первый
раз нужно немного давать
Пуговица.
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Методика проведения: играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждо-
62
го игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Открытка.
Цель: развивать память.
Методика проведения:
Участники встают в круг. Ведущий держит в руках несколько открыток.
Открытки начали передавать по часовой стрелки. Детям необходимо внимательно смотреть на открытки и запоминать что изображено на них. После чего открытки забираются. Детям предлагается рассказать об открытках, которые запомнили.
Картинки.
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которой изображён знакомый вам предмет (время показа 1-2 секунды). А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Угадай, что я загадала?
Цель: развивать образную память, речь.
Описывается любой
предмет из окружения ребёнка.
Задача ребёнка определить
63
Приложение №4
Результаты формирующего эксперимента.
Протокол исследования памяти (экспериментальная группа)
таблица№15
Имя ребёнка |
баллы |
уровни | ||||||||
10 |
8-9 |
4-7 |
2-3 |
0-1 |
очень высокий |
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий | |
Стёпа С. |
5 |
С. |
||||||||
Андрей К. |
3 |
Н. |
||||||||
Вероника Б.. |
2 |
Н. |
||||||||
Максим К. |
5 |
С. |
||||||||
Алёша Х. |
3 |
Н. |
||||||||
Даниил К. |
2 |
Н. |
||||||||
Даша С. |
3 |
Н. |
||||||||
Дима Б |
4 |
С. |
||||||||
Данил Ф. |
2 |
С. |
||||||||
Саша Д. |
5 |
Н. |
||||||||
Максим Б. |
3 |
Н. |
||||||||
Дима Г. |
3 |
Н. |
64