Развитие памяти у дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 273.01 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59

                                                                                                  Приложение  №3

                 Описание  игр  к  коррекционной  работе.

Игра «Мяч» (8, С. 91)

Цель: развивать память.

«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга, Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая мяч, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».

Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.

Игра «Я умею» (57, С. 111)

Цель: формирование умения у детей осознавать свои способности и возможности. Взрослый говорит: «Давайте поиграем в игру». По кругу каждый называет или показывает своё умение. Выиграет тот, кто больше назовёт своих способностей, возможностей.

Игра «Приглашение в гости» (10, С. 6)

Цель: развивать память, умение у детей слушать друг друга и умения выступать перед группой. Каждый ребенок по очереди приглашает всех детей к себе в гости, но для этого он рассказывает, как к нему придти, где он живет, как до него доехать. Дети задают вопросы, уточняют.

Игра «Штирлиц» (8, С. 91)

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Инструкция: «Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Остальные игроки замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду.

60

Посмотри еще немного, запоминай. Запомнил(а)?. А теперь ведущий выходит из комнат, играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Не у каждого пять, а всего пять. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно, найди пять изменений в позах одежде играющих. Не у каждого игрока, а всего пять.

Игра «Что изменилось» (42, С. 125)

Цель: развитие зрительной памяти. Материал: набор игрушек.

     Дети запоминает, что лежит на столе. Ведущий  прячет игрушку или меняет положение, а дети узнают, что изменилось.

Рисунок «Мой портрет» (57, С.110)

Цель: формирование умения видеть и понимать себя. Педагог предлагает нарисовать себя, какими они себя видят, какими будут. На следующем занятии рисунки выставляются на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображён .

Игра «Снежный ком» (26, С. 88)

Цель: развивать память.

 Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое  имя. Следующий – повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

Игра «Конспиратор» (8, С. 94)

Цель: развитие тактильной памяти. Взрослый (ведущий): «Внимание! Встанем в круг, лицом к центру». Водящий становится внутрь круга. Внимательно смотрим на ребят, затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей

 

61

поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его, подводят.

Игра «Закончи предложение» (8, С. 94)

Цель: развития беглости мышления, активизация словарного запаса. Детям необходимо, поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложение.

Игра «Не зевай» (66, С. 106)

Цель: развитие произвольного внимания, памяти. Дети идут по кругу. По сигналу ведущего – хлопок – остановиться и повернуться налево, затем продолжить движение; 2 хлопка – остановиться и повернуться направо и продолжить движение. Можно играть на выбывание.

Игра «Кто есть? Что есть что?» (8, С. 95)

Цель: развитие памяти, активного словаря. Инструкция: «Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и, бросив обратно мне, сказать слово, которое  относится к группе: 1) домашних животных; 2) диких животных; 3) деревьев; и т. д. Но вы должны как можно быстрей называть слова, те ребята, которые долго не смогут назвать слово или неправильно назовут его, выбывают из игры».

     Рекомендации: в первый  раз нужно немного давать подумать  детям при ответах, чтобы меньше  ребят выбыло из игры. Если  ребята не сумели назвать много  слов, надо самому руководителю  их назвать. В конце игры выделить тех учащихся, которые назвали много. 

 

Пуговица.


Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

          Методика проведения: играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждо-


62

          го игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

 

Открытка.

Цель: развивать память. 
Методика проведения:

Участники встают в круг. Ведущий держит в руках несколько открыток.

         Открытки начали передавать  по часовой стрелки. Детям необходимо внимательно смотреть на открытки и запоминать что изображено на них. После чего открытки забираются. Детям предлагается рассказать об открытках, которые запомнили.

 

Картинки.

        Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

         Инструкция: сейчас я вам буду показывать  десять картинок, на каждой из  которой  изображён знакомый вам  предмет (время показа 1-2 секунды). А  теперь назовите предметы, которые  вы запомнили. Порядок значения  не имеет.

 

Угадай, что я загадала?

       Цель: развивать  образную память, речь.

      Описывается любой  предмет из окружения ребёнка. Задача ребёнка определить этот  предмет. Например: этот предмет  большой, мягкий, удобный, со спинкой  и подлокотниками. Что это? Затем  пусть ребёнок загадает свой  предмет.

63

 

 

    Приложение №4

                Результаты  формирующего  эксперимента.

 

 

Протокол  исследования  памяти (экспериментальная  группа)

таблица№15

 

Имя 

ребёнка

 

                       баллы

 

                            уровни 

 

10

 

8-9

 

4-7

 

2-3

 

0-1

очень

высокий

высокий

средний

низкий

очень

низкий

Стёпа С.

   

5

       

С.

   

Андрей  К.

     

3

       

Н.

 

Вероника Б..

     

2

       

Н.

 

Максим К.

   

5

       

С.

   

Алёша Х.

     

3

       

Н.

 

Даниил К.

     

2

       

Н.

 

Даша С.

     

3

       

Н.

 

Дима Б

   

4

       

С.

   

Данил Ф.

     

2

     

С.

   

Саша Д.

   

5

         

Н.

 

Максим Б.

     

3

       

Н.

 

Дима Г.

     

3

       

Н.

 

 

 

 

64

 


Информация о работе Развитие памяти у дошкольников с ЗПР