Развитие памяти у дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 273.01 Кб (Скачать)

7. Упражнение «Узнай на запах».

Цель: развивать память запахов.

Ребёнку закрывают глаза и дают понюхать кусочек овоща или фрукта, а затем предлагается определить по запаху какой овощ или фрукт он нюхал.

 

41

8.Упражнение «Летает – не летает».

Цель: развитие слухового и зрительного запоминания.

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Дефектолог объясняет правила игры:

– Я буду называть предметы и спрашивать: летает? Например: голубь летает? самолет летает? и т.д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Обсуждение упражнения. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает.

9. Упражнение «Не пропусти ни слова».

Цель: развитие внимания, памяти.

Ведущий, не торопясь, читает короткие (2–4 слова), не связанные общим содержанием предложения в течение 5–6 минут. Неожиданно то одному, то другому предлагает повторить последнее предложение. Кто не может повторить, должен продолжать игру стоя; если он допустил ошибку вторично, то должен приложить руки к ушам, как это делают, когда прислушиваются.

Ведущий старается проверить каждого хотя бы по одному разу. Те, кто ни разу не ошибся, являются победителями.

10. Упражнения «Твоя память».

Цель: развитие зрительной памяти.

Внимание! Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный. Определите так же ведущего, затем разбейтесь на две команды. Пожалуйста! Сейчас команды в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Пожалуйста, перед вами шедевр. Любуйтесь! Теперь все отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картине как можно больше деталей. Теперь поочередно из первой и второй команды играющие подойдете по одному к картине и молча приведите в исходное положение все изменения. Старайтесь ничего не упустить.

11. Упражнение: «Вот так позы».

Цель: развитие зрительной памяти.

Каждый из стоящих в ряду (3–6 человек) принимает какую-либо позу. Один

42

из играющих, поглядев на них секунд 40–50, копирует позу каждого, в то время как остальные спокойно стоят.

12. Упражнение: «Не упусти ничего».

Цель: развитие зрительной памяти.

Участвующие в игре становятся в одну шеренгу. По сигналу они делают поворот кругом и стараются запомнить все, что видят перед собой. Через одну минуту после сигнала они возвращаются в исходное положение и в течение одной –двух минут, не оборачиваясь, вспоминают все, что видели.

13. Упражнение: «Точные движения».

Цель: развить память и внимание детей.

На столе расположено 5-7 разных предметов. Играющим нужно посмотреть на эти предметы в течение 15–20 секунд и запомнить их расположение. Затем участник игры, с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, должен положить руку на тот из них, который называет ведущий.

  

 То, что  у  ребёнка  не   получается,  он  делать  не  хочет, поэтому  надо  находить  особенный  подход  к  каждому  ребёнку,  уделять  ему  больше  времени,  пройденный  материал  нужно  закреплять  на  каждом  последующем  занятие.

       Таким образом, реализовав коррекционную программу, направленную на развитие памяти с помощью дидактических игр, мы видим, что дидактические игры оказали влияние на повышения продуктивности памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. На основании вышеизложенного нами были определены задачи контрольного этапа:

1. Провести  повторное диагностическое обследование  с целью проследить изменения, произошедшие в познавательных процессах у учащихся в процессе реализации коррекционной программы.

2. Дать  оценку продуктивности  памяти 

3. Оценить  эффективность проделанной работы  на формирующем этапе.

 

 

43

3.4. Эффективность коррекционно-развивающей  работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога

 

Основной целью исследования было экспериментальное изучение, реализации программы формирования    процесса памяти у дошкольников  с  задержкой  психического  развития.

Мы считали, что ожидаемое повышение уровня сформированности памяти у дошкольников с ЗПР, подтвердит характер связи реализации программы педагогической  коррекции на занятиях с учителем-дефектологом с результатами эксперимента. Тем самым должна была получить экспериментальное доказательство гипотеза исследования.

Для этого мы использовали метод статистической обработки по критерию Манна – Уитни.

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2≥3 или, n1=2, n2≥5, и является более мощным.

Мы получили, что экспериментальная группа  намного  отстаёт  по  уровню  развития  познавательных  процессов,  от  контрольной  группы.

Экспериментальная группа нами была выделена для того, чтобы убедиться: что те изменения в повышении уровня развития  познавательных  процессов  вызваны реализацией программы психолого – педагогическая  коррекция  на занятиях с учителем-дефектологом у дошкольников с ЗПР, а не какими-то иными факторами.

В экспериментальной группе проводились специальные занятия, на которых были использованы специальные упражнения на развитие у детей  памяти,  необходимой  для  успешного  накопления  знаний,  навыков,  умений.

Занятия проводились в индивидуальной и групповой форме.

Каждое занятие было посвящено развитию познавательных процессов, 

44  

формированию положительного отношения к занятию, формированию учебной мотивации, развитие навыков самоконтроля, развитию сплочения коллектива.

Если говорить о программе, в целом, то к концу занятий дети стали быстрее, принимать правила игр, содержание  задания, выполнение  его.

Дошкольники контрольной группы участвовали только  в  констатирующем  эксперименте.    

Результаты  констатирующего  эксперимента  сопоставлялись  с  результатами  формирующего  эксперимента. Результаты  формирующего  эксперимента  показали  незначительные  изменения  в  экспериментальной  группе.   

Результат исследования памяти улучшился.     

 

                                                                                               

 

Из диаграммы видно, что у  4-30% детей  средний  уровень, у 8-70% низкий  уровень  развития  памяти. Такие же результаты выявлены и по другой методике «Запомни рисунки».

45

 

 

 

 

Результаты формирующего эксперимента показали что,  в экспериментальной  группе уровень развития памяти у детей с ЗПР увеличился после

реализации коррекционной программы на занятиях с учителем-дефектологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

Выводы по III главе.

Дошкольный возраст -- возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

В старшем дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Клинические и психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что отклонения в развитии памяти являются характерным признаком задержки психического развития. Картина нарушений памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Конкретные проявления указанной неоднородности в значительной мере индивидуальны.

Причины нарушений памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами (последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики), так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у таких детей выявляются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга), уменьшение объема памяти и скорости запоминания. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.

После проведения экспериментальной части , в которой исследованию подверглись объем кратковременной зрительной памяти и опосредованная слуховая память детей с ЗПР 6 - 7 лет и детей с нормой развития были сделаны следующие выводы.

В результате проведения методик  «Запомни рисунки», «Узнай фигуру» у детей с ЗПР были выявлены только средний и низкий объем  памяти. В то время как дети с нормой развития обладают большим объемом  памяти.

 

47

При исследовании они показали средний и высокий уровни объема  памяти.

По результатам исследования мы можем сделать вывод, что  память у детей с ЗПР развита хуже, чем у детей с нормой развития.

Результаты формирующего эксперимента показали что,  в экспериментальной  группе уровень развития памяти у детей с ЗПР увеличился после

реализации коррекционной программы на занятиях с учителем-дефектологом.

Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с задержкой развития обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у них недоразвитие процессов памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

                                                         Заключение.

 

На основании проблемы исследования  нами была сформулирована тема: «Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях с дефектологом». 

Моё исследование  было  взято, потому  что количество  детей  с  задержкой  психического развития  очень велико, и,  к  сожалению,  обнаруживается  тенденция  к  некоторому  его  увеличению.  Эти  дети  воспитываются  в  специальных  группах  детских  садов,  обучаются  в  специальных  классах  и  получают психолого – педагогическую  коррекционную  помощь.  Изучение  психолого – педагогической литературы  позволило  выявить,  что многие дети старшего дошкольного возраста в силу индивидуально психо-физиологических особенностей испытывают трудности с формированием, такого психического процесса, как память.  
Память как психологический процесс является одним из основных познавательных процессов у ребенка, который определяет степень психической зрелости и без которого не возможна была бы деятельность ребенка. Это  наблюдается  в  познавательной  деятельности,  в  конструктивной  деятельности,  и  даже  в  игре. У  детей  этой  категории очень  отчётливо  проявляется  закономерность – снижения,  по  сравнению  с  нормой,  скорости  и  уменьшение  объёма    приёма  и  переработки  информации.  В  значительной  мере  в  результате  этого  у  них  замедленно  формируются представления,  понятия,  различные  навыки  и  умения. Поэтому  мы  выбрали  эту  тему для  исследования,  так  как  считаем  её актуальной в  настоящее  время.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в реализации программы психолого – педагогической  коррекции памяти, которая  бы  помогла  в  работе  дошкольному  дефектологу.

     Основной целью исследования было: теоретически обосновать и экспе-

49

риментально проверить реализацию программы  психолого – педагогической  коррекции памяти на занятиях у дефектолога  детей  дошкольного  возраста  с  ЗПР.

Объектом исследования являлась память у  дошкольников  с  ЗПР, а предметом – психолого – педагогическая  коррекция  памяти  у  детей  дошкольного  возраста  с  ЗПР.

Я считала, что ожидаемое повышение уровня сформированности памяти у дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога, надёжно подтвердит характер связи реализации программы психолого – педагогической  коррекции с результатами эксперимента. Тем самым должна была получить экспериментальное доказательство гипотеза исследования: психолого – педагогическая  коррекция положительно  влияет  на  развитие  такого познавательного  процесса  у  детей  дошкольного  возраста  с  ЗПР, как память.

Задачи исследования:

1.Проанализировать  психолого – педагогическую  литературу  по  проблеме  изучения  памяти  у  детей  дошкольного  возраста  с  задержкой  психического  развития.

2.Изучить  особенности  памяти у  детей  дошкольного  возраста  с  задержкой  психического  развития.

3.Провести   опытно  – экспериментальное  исследование  особенностей  памяти  у детей  дошкольного  возраста  с  задержкой  психического развития.

4.Провести  психолого – педагогическую  коррекцию  памяти  у  детей  с  задержкой  психического  развития.

5.Проанализировать  результаты  констатирующего  и  формирующего  эксперимента.

Исследование  позволило  выявить, что после психолого-педагоги-ческой коррекции памяти на занятиях у дефектолога,  память в экспериментальной группе улучшилась.

50

В  настоящее  время  происходит  дальнейшее  изучение особенностей  детей  с ЗПР, это  изучение  даёт  возможность  анализировать  сущность  умственной  отсталости  не  по  дробным  элементарным  психическим  процессам,  а целостно. Иными  словами,  психологический  анализ  нарушений  познавательной  деятельности  начинает  основываться  на  анализе  личности  ребёнка,  который  включается  в детские  коллективы,  входит  в  мир  вещей  и  явлений  окружающей  действительности,  усваивает  опыт  человечества,  обладая  неполноценной  нервной  системой.  Вместо  статичного  перечисления  разнообразных  недостатков  познавательных  процессов  возникает  возможность  установления  закономерностей  развития  психики  и  путей  компенсации  недостатков.  Вкладывая  тот  или  иной  смысл  в  толкование  причин  и  сущности, учёные  по-разному  направляют  свои  исследования,  цель  которых – выявить  и  устранить или  ослабить  причины,  мешающие  этим  детям  стать  полноценными  людьми.

Информация о работе Развитие памяти у дошкольников с ЗПР