Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2
7. Упражнение «Узнай на запах».
Цель: развивать память запахов.
Ребёнку закрывают глаза и дают понюхать кусочек овоща или фрукта, а затем предлагается определить по запаху какой овощ или фрукт он нюхал.
41
8.Упражнение «Летает – не летает».
Цель: развитие слухового и зрительного запоминания.
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Дефектолог объясняет правила игры:
– Я буду называть предметы и спрашивать: летает? Например: голубь летает? самолет летает? и т.д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Обсуждение упражнения. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает.
9. Упражнение «Не пропусти ни слова».
Цель: развитие внимания, памяти.
Ведущий, не торопясь, читает короткие (2–4 слова), не связанные общим содержанием предложения в течение 5–6 минут. Неожиданно то одному, то другому предлагает повторить последнее предложение. Кто не может повторить, должен продолжать игру стоя; если он допустил ошибку вторично, то должен приложить руки к ушам, как это делают, когда прислушиваются.
Ведущий старается проверить каждого хотя бы по одному разу. Те, кто ни разу не ошибся, являются победителями.
10. Упражнения «Твоя память».
Цель: развитие зрительной памяти.
Внимание! Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный. Определите так же ведущего, затем разбейтесь на две команды. Пожалуйста! Сейчас команды в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Пожалуйста, перед вами шедевр. Любуйтесь! Теперь все отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картине как можно больше деталей. Теперь поочередно из первой и второй команды играющие подойдете по одному к картине и молча приведите в исходное положение все изменения. Старайтесь ничего не упустить.
11. Упражнение: «Вот так позы».
Цель: развитие зрительной памяти.
Каждый из стоящих в ряду (3–6 человек) принимает какую-либо позу. Один
42
из играющих, поглядев на них секунд 40–50, копирует позу каждого, в то время как остальные спокойно стоят.
12. Упражнение: «Не упусти ничего».
Цель: развитие зрительной памяти.
Участвующие в игре становятся в одну шеренгу. По сигналу они делают поворот кругом и стараются запомнить все, что видят перед собой. Через одну минуту после сигнала они возвращаются в исходное положение и в течение одной –двух минут, не оборачиваясь, вспоминают все, что видели.
13. Упражнение: «Точные движения».
Цель: развить память и внимание детей.
На столе расположено 5-7 разных предметов. Играющим нужно посмотреть на эти предметы в течение 15–20 секунд и запомнить их расположение. Затем участник игры, с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, должен положить руку на тот из них, который называет ведущий.
То, что у ребёнка не получается, он делать не хочет, поэтому надо находить особенный подход к каждому ребёнку, уделять ему больше времени, пройденный материал нужно закреплять на каждом последующем занятие.
Таким образом, реализовав коррекционную программу, направленную на развитие памяти с помощью дидактических игр, мы видим, что дидактические игры оказали влияние на повышения продуктивности памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. На основании вышеизложенного нами были определены задачи контрольного этапа:
1. Провести
повторное диагностическое
2. Дать оценку продуктивности памяти
3. Оценить
эффективность проделанной
43
3.4. Эффективность коррекционно-
Основной целью исследования было экспериментальное изучение, реализации программы формирования процесса памяти у дошкольников с задержкой психического развития.
Мы считали, что ожидаемое повышение уровня сформированности памяти у дошкольников с ЗПР, подтвердит характер связи реализации программы педагогической коррекции на занятиях с учителем-дефектологом с результатами эксперимента. Тем самым должна была получить экспериментальное доказательство гипотеза исследования.
Для этого мы использовали метод статистической обработки по критерию Манна – Уитни.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2≥3 или, n1=2, n2≥5, и является более мощным.
Мы получили, что экспериментальная группа намного отстаёт по уровню развития познавательных процессов, от контрольной группы.
Экспериментальная группа нами была выделена для того, чтобы убедиться: что те изменения в повышении уровня развития познавательных процессов вызваны реализацией программы психолого – педагогическая коррекция на занятиях с учителем-дефектологом у дошкольников с ЗПР, а не какими-то иными факторами.
В экспериментальной группе проводились специальные занятия, на которых были использованы специальные упражнения на развитие у детей памяти, необходимой для успешного накопления знаний, навыков, умений.
Занятия проводились в индивидуальной и групповой форме.
Каждое занятие было посвящено развитию познавательных процессов,
44
формированию положительного отношения к занятию, формированию учебной мотивации, развитие навыков самоконтроля, развитию сплочения коллектива.
Если говорить о программе, в целом, то к концу занятий дети стали быстрее, принимать правила игр, содержание задания, выполнение его.
Дошкольники контрольной группы участвовали только в констатирующем эксперименте.
Результаты констатирующего эксперимента сопоставлялись с результатами формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента показали незначительные изменения в экспериментальной группе.
Результат исследования памяти улучшился.
Из диаграммы видно, что у 4-30% детей средний уровень, у 8-70% низкий уровень развития памяти. Такие же результаты выявлены и по другой методике «Запомни рисунки».
45
Результаты формирующего эксперимента показали что, в экспериментальной группе уровень развития памяти у детей с ЗПР увеличился после
реализации коррекционной программы на занятиях с учителем-дефектологом.
46
Выводы по III главе.
Клинические и психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что отклонения в развитии памяти являются характерным признаком задержки психического развития. Картина нарушений памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Конкретные проявления указанной неоднородности в значительной мере индивидуальны.
Причины нарушений памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами (последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики), так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у таких детей выявляются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга), уменьшение объема памяти и скорости запоминания. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.
После проведения экспериментальной части , в которой исследованию подверглись объем кратковременной зрительной памяти и опосредованная слуховая память детей с ЗПР 6 - 7 лет и детей с нормой развития были сделаны следующие выводы.
В результате проведения методик «Запомни рисунки», «Узнай фигуру» у детей с ЗПР были выявлены только средний и низкий объем памяти. В то время как дети с нормой развития обладают большим объемом памяти.
47
При исследовании они показали средний и высокий уровни объема памяти.
По результатам исследования мы можем сделать вывод, что память у детей с ЗПР развита хуже, чем у детей с нормой развития.
Результаты формирующего эксперимента показали что, в экспериментальной группе уровень развития памяти у детей с ЗПР увеличился после
реализации коррекционной программы на занятиях с учителем-дефектологом.
Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с задержкой развития обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у них недоразвитие процессов памяти.
48
На основании проблемы исследования нами была сформулирована тема: «Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях с дефектологом».
Моё исследование было
взято, потому что количество детей
с задержкой психического развития
очень велико, и, к сожалению,
обнаруживается тенденция к
некоторому его увеличению.
Эти дети воспитываются в
специальных группах детских
садов, обучаются в специальных
классах и получают психолого –
педагогическую коррекционную
помощь. Изучение психолого – педагогической
литературы позволило выявить,
что многие дети старшего дошкольного
возраста в силу индивидуально психо-физиологических
особенностей испытывают трудности с
формированием, такого психического процесса,
как память.
Память как психологический процесс является
одним из основных познавательных процессов
у ребенка, который определяет степень
психической зрелости и без которого не
возможна была бы деятельность ребенка.
Это наблюдается в познавательной
деятельности, в конструктивной
деятельности, и даже в игре.
У детей этой категории очень
отчётливо проявляется закономерность
– снижения, по сравнению с
нормой, скорости и уменьшение
объёма приёма и переработки
информации. В значительной
мере в результате этого
у них замедленно формируются
представления, понятия, различные
навыки и умения. Поэтому мы
выбрали эту тему для исследования,
так как считаем её актуальной
в настоящее время.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в реализации программы психолого – педагогической коррекции памяти, которая бы помогла в работе дошкольному дефектологу.
Основной целью исследования было: теоретически обосновать и экспе-
49
риментально проверить реализацию программы психолого – педагогической коррекции памяти на занятиях у дефектолога детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объектом исследования являлась память у дошкольников с ЗПР, а предметом – психолого – педагогическая коррекция памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Я считала, что ожидаемое повышение уровня сформированности памяти у дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога, надёжно подтвердит характер связи реализации программы психолого – педагогической коррекции с результатами эксперимента. Тем самым должна была получить экспериментальное доказательство гипотеза исследования: психолого – педагогическая коррекция положительно влияет на развитие такого познавательного процесса у детей дошкольного возраста с ЗПР, как память.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Провести опытно – экспериментальное исследование особенностей памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести психолого – педагогическую коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития.
5.Проанализировать результаты констатирующего и формирующего эксперимента.
Исследование позволило выявить, что после психолого-педагоги-ческой коррекции памяти на занятиях у дефектолога, память в экспериментальной группе улучшилась.
50
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей детей с ЗПР, это изучение даёт возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребёнка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков. Вкладывая тот или иной смысл в толкование причин и сущности, учёные по-разному направляют свои исследования, цель которых – выявить и устранить или ослабить причины, мешающие этим детям стать полноценными людьми.