Развитие памяти у дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 273.01 Кб (Скачать)

- Изучение  результатов  работ  и  деятельности  ребёнка.

- Беседа  с  ребёнком  и  родителями  (систематизация  первичных  сведений )

2. Опытно – экспериментальный  этап.

      На  втором  этапе  проводилась  углублённая  диагностика  и  определялась  зона  ближайшего  развития  ребёнка – констатирующий  эксперимент.

       Результатом  второго  этапа  диагностической  деятельности  сопровождения  являлась разработка  коррекционной  программы.

Заключительное исследование было направлено  на  апробирования   специальной  коррекционной  программы  для  развития  памяти  у  детей  дошкольного  возраста  с  ЗПР.

3.Контрольно – обобщающий  этап.

В качестве предмета нашего исследования была  избрана  психолого-педагогическая  коррекция  такого познавательного  процесса  у  детей  дошкольного  возраста  с  задержкой  психического  развития, как память.

На подготовительном этапе были осуществлены: выработка гипотезы,

32

постановка цели опытно-экспериментального исследования (постановка проблемы, которая должна реализоваться на практике), определение задач, базы исследования, анализ литературы, подбор диагностический методов.

Далее был проведён констатирующий эксперимент. В ходе психологической диагностики определялся уровень  памяти.

Формирующий эксперимент заключался в реализации  психолого – педагогической  коррекции, которая  повысит  уровень  развития  памяти  у  детей  дошкольного  возраста  с  задержкой  психических  процессов.

После этого был проведён завершающий эксперимент в экспериментальной группе.

Мы  выделяем  следующие  этапы  исследования:

- подготовительный  этап (делается  выборка,  подбираются  методики)

- проводится  констатирующий  эксперимент

- проводится  коррекционная  работа

- проводится  формирующий  эксперимент

- проводится  математическая  обработка  данных  по  критериям  «Манна-Уитни».

 

Метод статистической обработки данных по критерию

Манна-Уитни.

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2≥3 или, n1=2, n2≥5, и является более мощным.

Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам.    

Эмпирическое значение критерия отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.

33

 

Гипотезы:

Н0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

Н1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

Ограничения критерия:

В каждой выборке должно быть не менее З наблюдений: n1, n2≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.

В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n1, n2≤60. Однако уже при n1,n2>20 ранжирование становится достаточно трудоемким.

 

Методики  исследования  памяти.

«Узнай  фигуру». 

Инструкция:  перед  вами  пять  картинок  смотри (приложение № 5), расположенных  рядом.  Картинка  слева  отделена  жирной  линией  от  остальных,  и  похожа  на  одну  из  четырёх  картинок, расположенных  в  ряд   справа  от  неё,  необходимо  как  можно  быстрее  найти  и  указать  на  похожую  картинку.  Сначала  для  пробы  ребёнку  предлагается  решать  эту  задачу  на  картинках,  изображённых  в  ряду  под  № 0,  затем – после  того  как  экспериментатор  убедился  в  том,  что  ребёнок  всё  понял  правильно,  просит  решать  эту  задачу  на  картинках  с  номерами  от 1  до 10.  Эксперимент  проводится  до  тех  пор.  Пока  ребёнок  не  решит  все  10  задач.  Но  не  больше  чем  1,5  минуты  даже  в  том  случае,  если  ребёнок  к  этому  времени  не  справился  со  всеми  задачами.   

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок  справился со всеми задачами  меньше чем за 45 секунд.

8-9 баллов — ребенок  справился со всеми задачами  за время от 45 до 50 секунд.

34

6-7 баллов — ребенок  справился со всеми предложенными  задачами в течение периода времени от 50 до 60 секунд.

4-5 баллов — ребенок  справился со всеми задачами  за время от 60 до 70 секунд.

2-3 балла   — ребенок  решил все задачи за время от 70 до 80 секунд.

1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 секунд.

«Запомни  рисунки».

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки А, смотри (приложение № 6). Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке Б, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (А) составляет 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок  узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке  А, затратив на это меньше 45 секунд.

8-9 баллов — ребенок  узнал на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд.

6-7 баллов — ребенок  узнал 5-6 изображений за время  от 55 до 65 секунд.

35

4 - 5 баллов — ребенок  узнал 3-4 изображения за время  от 65 до 75 секунд.

2-3 балла — ребенок  узнал 1-2 изображения за время  от 75 до 85 секунд.

1 балл — ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 секунд и более.

Выводы  об  уровне  развития  аналогичны  предыдущим.

 

Экспериментальная  работа  по  определению  влияния  коррекционное – педагогической  работы  на   развитие памяти  старших  дошкольников  с  ЗПР  на  базе  МДОУ детский сад № 4 комбинированного вида  поселка Первомайский, в  ходе  эксперимента  участвовало 12 детей  дошкольного  возраста  6-7 лет,  группа № 8 ЗПР (экспериментальная  группа), где  10 мальчиков и 2 девочки,  из  них 6 детей имеют «F 06.7 лёгкое когнитивное расстройство», один ребёнок с « F 83 смешанные  специфические  расстройства», и 5 детей с минимальной  мозговой  дисфункцией, и 12 детей с нормальным  психическим  развитием группы  №6 (контрольная  группа), где  6 девочек  и  6  мальчиков.

Анализируя данные таблиц № 1, № 2  смотри (приложение № 2) можно сделать вывод:

В полной семье живут – 8 (дети контрольной группы), 12 (дети экспериментальной группы), в неполной – 4 (дети контрольной группы). В многодетной семье живут – 2 детей.

Образование родителей. Средне-специальное – 16 (дети контрольной группы), 21 дети экспериментальной группы). Незаконченное высшее у 2 человек (дети контрольной группы). Высшее – 2 (дети контрольной группы), 5 (дети экспериментальной группы).

Жилищные условия. В частном секторе живут: 2 (дети экспериментальной группы). 1 ребёнок контрольной группы). В общежитие живут – 2

36

(из контрольной группы), 2 (из экспериментальной группы). В 3-х комнатной квартире живут  –  2 (из контрольной группы), 4 (из экспериментальной группы). В 2-х комнатной квартире живут 3 (из контрольной группы), 3 (из экспериментальной группы). В 1,5 комнатной живут 4 ребёнка из контрольной группы.

Почти все дети живут в материально обеспеченных семьях (за    исключением троих детей с неудовлетворительным материальным обеспечением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

3.2. Анализ результатов исследования  памяти старших дошкольников  с ЗПР

      В  этом  эксперименте  проводилась  диагностика  уровня  развития  памяти у  детей  дошкольного  возраста  с  ЗПР. По результатам  диагностики  у  детей  наблюдались  следующие результаты:


 

 

 
 

 

    

 

 

Из диаграммы видно, что в экспериментальной  группе  2 – 20% детей  показали  средний  уровень,  10 – 80% детей  низкий  уровень  развития  памяти.  В  контрольной  группе 8 – 70% детей  показали  высокий  уровень  развития  и  4 – 30% средний  уровень  развития  памяти.

Существенно отличаются результаты исследования памяти детей по методике «Запомни рисунки»

 

 

38

      В экспериментальной группе у 5 (40%) детей – средний уровень и у 7 (60%) низки  уровень развития. Отличаются результаты и в контрольной группе -  по 6 (50%) детей показали высокий и средний уровни развития. Дети  экспериментальной  группы  плохо  запоминали  рисунки,  фигуры,  долго  запоминали  задание,  часто  путались, допускали  много  ошибок.

       Мы  выделили эту группу детей, назвав её экспериментальной, с целью формирования у них памяти.  

Подводя итоги  можно сделать следующие выводы:

В качестве предмета нашего исследования была избрана  психолого – педагогическая  коррекция  памяти у  детей  дошкольного  возраста  с  задержкой  психического  развития.

На основании предмета исследования были выбраны следующие методы и методики: психологический эксперимент, беседа, тестирование, методы статистической обработки данных (по критериям Манна-Уитни).

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что  уровень  развития  памяти  очень отличается  в  группах  испытуемых:  в  экспериментальной  группе   уровень  развития  памяти ниже, чем в  контрольной  группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

3.3. Коррекционно-развивающая работа  по развитию памяти старших  дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога.

 

Для решения поставленных на констатирующем этапе задач нами была разработана коррекционная программа, направленная на развитие памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с  помощью дидактических игр . На данном этапе были использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по развитию памяти. В каждое своё занятие учитель-дефектолог включает упражнения на развитие памяти.

В реализации коррекционной программы принимали участие  Возраст детей от 6 до 7 лет.

1 .Упражнение «Оригинальное знакомство».

Цель: знакомство с дефектологом и друг с другом, развитие долговременной памяти в сочетании с моторной.

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и показывает любое движение. Задача второго участника повторить имя и движение первого и назвать и показать свои имя и движение. Третий повторяет имя и движение первого и второго участников и называет свое имя и показывает движение…и так далее до последнего участника.

2. Упражнение «Угадай, кто позвал».

Цель: развитие внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Дети стоят в кругу. В середину круга приглашается один участник игры. Ему закрывают глаза. Другие участники по очереди называют имя, стоящего в кругу, после чего ведущему участнику необходимо угадать по голосу кто его позвал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

3. Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».

Цель: развитие внимания и памяти.

Выбираются 5человек из группы участников упражнения. И сообщается, что в группе будет показана картинка и зачитан текст, относящийся к картинке. После этого остается только один человек, а остальные выходят за дверь. Ему зачитывают текст и показывают картинку. Потом приглашается второй участ

40

ник. Первый сообщает все, что запомнил, с помощью картинки. Затем при

глашается следующий и т.д.

4. Упражнение «Открытка».

Цель: рассказать по закреплению в памяти передаваемых из рук в руки открыток.

Участники встают в круг. Ведущий держит в руках несколько открыток. Открытки начали передавать по часовой стрелки. Детям необходимо внимательно смотреть на открытки и запоминать что изображено на них. После чего открытки забираются. Детям предлагается рассказать об открытках, которые запомнили.

5. Упражнение «Запомни все».

Цель: развитие памяти.

1. положить  на стол в ряд 3-5 различных предметов и прикрыть их.. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

2. приоткрыв  снова эти же предметы секунд  на 8–10, спросить у ребенка, в какой  последовательности они лежали.

3. переменить  местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы секунд на 10.Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте.

4. не  глядя больше на предметы, сказать. Какого цвета каждый из них.

Постепенно следует увеличивать количество картинок.

6. Упражнение «Узнай на вкус».

Цель: развивать память вкусов.

Ребёнку закрывают глаза и дают попробывать кусочек овоща или фрукта, а затем предлагается определить по вкусу какой овощ или фрукт он попробывал.

Информация о работе Развитие памяти у дошкольников с ЗПР