Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести коррекционно – развивающую работу по развитию памяти.
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.Обосновать необходимость коррекции памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4.Провести коррекцию памяти у детей с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
5.Разработать методические рекомендации по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения памяти старших дошкольников
1.1. Понятие «память» в современной психолого-педагогической науке 8
1.2. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Состояние проблемы памяти детей с ЗПР в современной психо-лого-педагогической литературе
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дош-кольников с ЗПР 18
2.2. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР 24
2.3. Развитие памяти старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом
3.1. Организация и база исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования памяти старших дошкольников с ЗПР 38
3.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 40
3.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию памяти старших дошкольников с ЗПР на занятиях у дефектолога 44
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54
2
Однако многие вопросы
Память одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций,
24
двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.
Роль памяти в развитии
З.М.Истомина подчёркивала, что на ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребенок не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Как отмечает П.И.Зинченко, непроизвольно запоминается тот материал, который включен в активную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.
По мнению В.С.Мухиной, сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, прием логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образ-
25
цом.
На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.
Для запоминания важность имеет и выбор материала. Дошкольники лучше всего запоминают то, что близко к их жизненному опыту (предметы, картинки), нежели абстрактные геометрические фигуры. В связи с этим педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, как можно чаще использовать на своих занятиях игровые моменты, а материал, предлагаемый для запоминания, должен быть реалистично изображен и представлен на занятии.
Проведённый сравнительный
особенности развития процессов памяти (запоминания и воспроизведения), установлены различия этих процессов, у данных категорий детей, в старшем дошкольном возрасте. Эти различия находят своё выражение как в количественных показателях продуктивности мнемических процессов, так и в их качественных характеристиках - характере самих процессов запоми-нания и воспроизведения, по-разному протекающих при том или ином виде запоминания. Проведённое исследование показало, что уровень сформированности непроизвольной, а особенно произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Для
них оказались характерными
26
на неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что значительное отставание шестилетних детей с ЗПР в формировании и становлении произвольного запоминания совпадает с их общим психическим недоразвитием. Это обязывает направить педагогическую работу с данным контингентом детей с одной стороны на общее социальное благополучие, внимание окружающих взрослых к развитию ребёнка, а с другой стороны на организацию коррекционно-развивающей работы, учитывающей особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. В противном случае негативные особенности сферы произвольного запоминания обязательно будут препятствовать успешному умственному развитию.
Доказано, что чем раньше начинается
коррекционно-развивающая
Именно дошкольное
Формирование произвольного
Специфические особенности
¨ Снижение объема памяти и скорости запоминания,
¨ Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
¨ Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности
первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
¨ Преобладание наглядной памяти над словесной,
¨ Снижение произвольной памяти.
¨ Нарушение механической памяти.
27
2.3. Развитие памяти старших
дошкольников с ЗПР педагогом-
Память
детей с ЗПР отличается
В
первую очередь у детей
Как же учителю-дефектологу правильно организовать работу по формированию произвольной памяти у детей с задержкой психического развития?
Необходимо
помнить, что у разных детей может главенствовать
либо зрительная, либо слуховая, либо моторная
память, потому что в зависимости от врожденных
особенностей, окружения, воспитания у
детей по-разному развиваются зрение,
слух, осязание. Чтобы обеспечить комплексное
развитие познавательных способностей
детей, необходимо использовать все сенсорные
каналы восприятия, уделять достаточное
внимание развитию органов чувств детей.
Чем больше органов чувств, принимает
участие в восприятии какого-нибудь впечатления
или группы впечатлений, тем прочнее ложатся
эти впечатления в механическую, нервную
память, точнее сохраняются и потом легче
вспоминаются. Человек скорее и прочнее
заучит иностранные слова, если пустит
при этом в ход не один какой-нибудь, а
три или четыре органа нашей нервной системы:
если он будет читать эти слова глазами,
произносить вслух голосовым органом,
слушать как произносят другие, и в то
же время писать их на доске или на тетради;
и если потом один из органов чувств ошибется,
например голосовой, то слух подскажет,
что человек ошибся и что это не то чуждое
слово, которое он привык связывать с тем
или другим русским словом; если ошибутся
слух и голос, то поправит зрение; даже
привычка руки может оказать свое заметное
содействие.
Из этого, можно сделать вывод о следующем,
что педагог-дефектолог, же-
28
лающий что-нибудь
прочно запечатлеть в детской памяти,
должен позаботиться о том, чтобы как можно
больше органов чувств – глаз, ухо, голос,
чувство мускульных движений и даже, если
возможно, обоняние и вкус, приняли участие
в акте запоминания.
Для того, чтобы ребенку успешно запомнить
материал, необходимо заставить участвовать
в этом усвоении как можно большее число
каналов восприятия ребенка:
Зрение, показывая картинку или карту; в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картинки, или пишите слово четкими белыми буквами на черной доске и т.п.
Призовите к участию голосовой орган, заставляя ребенка произносить громко и отчетливо то, что он учит, рассказывать заученное по картинке или по карте и т.п.
Слух, необходимо обращать внимание ребенка на то, что говорит ясно и громко педагог-дефектолог или повторяют другие дети, и замечать сделанные ошибки.
Осязание, обоняние и вкус, если предметы, с которыми работает ребенок, имеют запах, необычные на ощупь и т.д.
При таком содействии всех органов чувств
в акте усвоения можно победить самую
ленивую память. Конечно, такое сложное
усвоение будет происходить медленно;
но не надо забывать, что первая победа
памяти облегчает вторую, вторая – третью
и т.д. Прочное и всестороннее усвоение
памятью первых образов чрезвычайно важно,
потому что, чем прочнее сохранятся в памяти
ребенка эти первые образы, даваемые учением
на его начальном этапе, на занятиях в
дошкольном учреждении, тем легче и прочнее
будут сохраняться последующие.
Для того, чтобы осуществлялось полноценное
развитие памяти детей, что является необходимой
составляющей психологической готовности
к школьному обучению, необходимо развивать
органы чувств детей, а педагог-дефектолог,
должен учитывать в своей работе с детьми
следующие методы и приемы по формированию
данного психического процесса:
29
При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, картины, образцы предметов (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходимо индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
- анализировать, выделять в предметах
определенные связи, признаки,
сравнивать предметы и явления между собой,
находить в них сходства и
различия;
- осуществлять обобщения, объединять
различные предметы по каким-то
общим признакам;
- классифицировать предметы и явления
на основе обобщения;
- устанавливать смысловые связи между
предъявляемыми объектами для
заучивания и окружающими предметами.
Начиная с дошкольного детства в каждое занятие включать игры и упражнения для развития памяти детей, усложняя и модифицируя продолжать их во время школьного обучения. В нашей работе мы применяли с целью коррекции игротерапию . Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приёмы, обеспечивающие решение поставленных задач.
30
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В специальные детские сады и группы могут поступать дети с разными вариантами ЗПР. Трудности построения системы коррекционное – развивающего обучения и воспитания обусловлены многообразием проявлении задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально – волевой сферы и несформированности познавательной деятельности.
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей детей с ЗПР. Учёные по-разному направляют свои исследования, цель которых – выявить и устранить или ослабить причины, мешающие этим детям стать полноценными людьми.
Одним из направлений коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа над коррекцией памяти. Память этих детей отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.
В
первую очередь у детей
технических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.
31
Глава III. Практическое изучение развития старших дошкольников с ЗПР педагогом-дефектологом |
3.1. Организация и база |
Проведение исследования проходило в три этапа:
1. Подготовительный:
Задачами первого этапа являлись:
- Сбор анамнестических данных.
- Выявление предварительных данных об индивидуальных типологических особенностях ребёнка.
На подготовительном этапе осуществлялось:
- Изучение медико – психолого – педагогической документации (медицинские сведения, заключения ПМПК).