Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Предмет исследования – процесс развития воображения школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – процесс обучения школьников на уроках ИЗО.
Введение 3
1. Воображение как познавательный процесс 7
2. Сущность воображения как психического процесса 13
3. Механизм творческого воображения 15
4. Практические занятия со школьниками по развитию воображения 17
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованной литературы 29
г) Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению.
д) На стекло или полиэтиленовую пленку наносят произвольно световые пятна, затем делают оттиск на чистый лист, полученный образ дописывают по воображению.
а) “Солнечный луч”.
Сядьте удобно. Расслабьтесь. Дышите ровно, спокойно. Представьте себе, почувствуйте, что вы находитесь на лесной поляне. Выглянуло солнце, его луч коснулся вашего лица, вы ощутили мягкое тепло. Луч скользит вниз, греет, согревает все ваше тело. Лучик мягкий, приятный. Тепло наполняет вас. Вам становится тепло и радостно на душе. Побудьте немного в этом состоянии. Сохраните его, открыв глаза. Старайтесь, как можно дольше, сохранить в себе приятное состояние, передайте кусочек своего тепла людям вокруг. Берите краски и за работу!
б) “Путешествие в детство”.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Послушайте музыку. Почувствуйте тепло в теле, дышите ровно. Попробуйте отправиться в путешествие в свое прошлое, счастливые мгновения детства. Почувствуйте себя маленьким ребенком. Вспомните и проживите заново самые счастливые, радостные ситуации вашего детства. Пусть вас снова наполнят ощущения радости, счастья, гармонии. Вы можете мысленно прокрутить эти мгновения, а может, вам удастся увидеть, услышать, войти в свою “картину” и действовать в ней во всей полноте ощущений. Постарайтесь подольше сохранить все образы. Вернувшись из детства, запечатлите свои ощущения в рисунке. Вы окунулись в свое детство, и тот положительный эмоциональный опыт, что у вас был, вы сейчас актуализировали, “оживили”, он сейчас с вами. В трудные минуты жизни вспоминайте о только что пережитых мгновениях – они помогут справиться со сложной ситуацией.
в) “Погружение”.
Попробуйте прожить жизнь, погрузиться в жизнь другого существа – растения, животного. Выберите себе объекты для погружения. Пусть, например, это будут ромашка и кошка. Сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите спокойно и ровно, ничто окружающее пусть вам не мешает, постарайтесь его не замечать. Сейчас вы – полевая ромашка, вы растете на большом поле, у вас тоненький стебель и красивая белая головка. Вас греет солнышко, и вы поворачиваетесь к нему своими лепесточками. Рядом с вами такие же, как и вы, цветы, они качаются вместе с вами, вы понимаете, о чем они шепчутся друг с другом. А сейчас вы домашняя кошка, которая только что проснулась. Вы потянулись, прогнули спинку, осмотрелись вокруг – нет ли опасности. И сели умываться: вычистили лапки, мордочку, шерстку. Теперь можно и полакомиться молоком, оставленным хозяевами. Остальные движения пусть вам подскажет ваша фантазия. Вернувшись из погружения, опишите то, что почувствовали, что увидели, услышали. Какие новые для вас чувства вы испытали? Смело берите кисть, краски и творите!
г) “Танец настроения “Волшебное пианино”.
Представьте, что вы – музыкальный инструмент, пианино. Когда композитор “а им может быть любая характерная мелодия или песня, которая вам нравится” начнет играть, музыка зазвучит у вас в душе. Попробуйте сыграть музыку, звучащую в душе, своим телом, чувствами, всем своим существом. Не старайтесь танцевать, делать знакомые танцевальные движения, позвольте музыке прозвучать в вас через вас. Пусть гармония музыки станет гармонией ваших движений.
д) “Какая она, пустота?”.
На месте стоявшего когда-то города – теперь пустота, но так ли это? Ведь природа еще помнит здешних жителей – гордых, верующих в мир и добро, бережно относящихся к природе.
Задание: вылепить из пластилина образы: пустоту, восторг, гордость, веру.
е) “В гостях у Короля Гор”.
Отправляемся в путешествие к Королю Гор.
Задание: выполнить коллективное панно “В гостях у Короля жарких гор”, “В гостях у Короля холодных гор”.
ж) “Царство огня”.
С Земли все звезды кажутся одинаковыми, а на самом деле они все разные. Представьте, что вы попали на Огненную планету.
Задание: написать портрет Огненного Короля теплыми красками.
а) Иллюстрации по готовым или придуманным сказкам.
Задание: по сказке написать планету Выдумка.
Планета Выдумка
Я прилетела на планету Выдумка. Сразу же меня ослепил красновато- серебристый свет. Его испускали большие шары, наполненные странной жидкостью. Рядом с шарами лежали большие охапки непонятных растений. В них что-то оглушительно пищало. Неожиданно появилась большая тень. И словно странный самолёт на одну из охапок опустилась смешная птица, которая вдруг завопила словно ошпаренная: “Шо! Шо! Шо!”,- казалось, она старалась предупредить кого-то о собственном присутствии. В ответ раздался тот же писк. Вдруг кто-то хлопнул меня по плечу. Я обернулась и увидела маленькую смешную мордочку с чалмой на голове. Это был местный житель. На лбу у него загорелся синим цветом аленький кристаллик, и я уже не могла отвести глаза. Мы долго смотрели друг на друга, и кристаллик во лбу у этого милого человечка стал уже фиолетовым, как вдруг у меня в голове родились тихие слова: “Кто ты, пришелец? Что ты здесь делаешь? Не причинишь ли ты мне вреда?” Я очень удивилась, но инопланетянин по- прежнему серьёзно и сосредоточенно смотрел на меня. Я подумала: “Почему ты ничего не говоришь? Разве у вас на планете не разговаривают?”. Тут пришла пора удивляться мордашке. Он разинул рот и проговорил на чистом русском языке: “Вот так?” - и замер. Я очень обрадовалась тому, что он знает мой язык. Несколько минут спустя, мы уже шли по тропинке, и мой новый знакомый рассказывал про свою жизнь. Я узнала, что его зовут очень странным для этой планеты именем Тра-ля-ля. Он главный советник у императора. Я спросила: “Как же зовут вашего императора?”. Тра-ля-ля ответил, что верховного, так он называл правителя, зовут Талабон, что на его планете значит жадный. У Талабона нет мозгов и Тра-ля-ля помогает ему принимать решения. Злая царица уговорила императора заковать в маленький баллончик радугу. Тра-ля-ля сказал, что теперь жители планеты платят дань императору за возможность взять немного краски и раскрасить небо. А без радуги в небе образовалась большая дыра, через которую попадают на планету вредные вещества, мешающие высиживать яйца птицам Шо. Этих птиц на планете становится всё меньше и меньше. Тут мы подошли к большому шару, в котором всё булькало и кипело. “Это мой дом, а воздух сюда доставляют птицы Шо, поэтому боимся погибнуть все. Я прошу императора вернуть радугу, но он не соглашается” - сказал Тра-ля-ля. К нам подходили существа разных видов и размеров и все жаловались на нехватку воздуха. Я предложила Тра-ля-ля свою помощь. Все жители на перебой начали спрашивать, не умею ли я рассказывать сказки. Я ответила, что умею и очень хорошо. Тогда Тра-ля-ля сказал, что он придумал превосходный план. Он заключается в том, что я пробираюсь во дворец, под видом нового сказочника. Император уснёт под мои сказки, а я тем временем вытащу у него ключи от подвала, где хранится радуга. Тра-ля-ля откроет темницу и выпустит радугу. Так и сделали. Меня легко пропустили во дворец. Я рассказала императору все сказки, которые знала. Наконец он уснул. Достать ключи было не так уж и сложно. Все жители вышли в этот день из своих домов, чтобы посмотреть, как радуга вернётся в небо. И вот на небе появилась одна цветная полоска, потом другая. На небе показалась радуга. А я поспешила на свою планету и долго вспоминала потом о своём полёте.
б) Иллюстрации к стихотворениям, которые могут быть написаны поэтами или самими ребятами.
Задание: написать Вообразилию по одноимённому стихотворению.
Вообразилия
В моей Вообразилии, в моей Вобразилии,
Болтают с вами запросто настурции и лилии,
Умеют львы косматые скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи играют с ними в салочки.
Ура, Вообразилия! Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется, там вырастают крылья.
И каждый обязательно становится кудесником,
Будь он твоим ровесником или моим ровесником!
В мою Вообразилию попасть совсем несложно,
Она ведь исключительно удобно расположена.
Выполняя данные задания, необходимо в работе соблюдать следующие условия:
Тема урока: "зимний лес".
Цели:
Учить детей наблюдать за красотой зимнего леса.
Учить
соблюдать в изображении
Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.
Оборудование:
для учителя: репродукция заснеженного леса, наглядное пособие с порядком выполнения работы.
для учащегося: цветная бумага синего (или серого) цвета, гуашь, кисть.
ХОД УРОКА
1. организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как падали на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.
2. беседа.
Сегодня у нас с вами интересный урок. Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь (чтение текста учителем).
Всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа...
Итак, о каком времени года эти строки? (О зиме)
Как догадались? Докажите.
Сегодня на уроке мы поговорим о зиме, а именно, о зимних деревьях.
Мы можем стать художниками - волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить.
Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес!
Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы.
Одни - старые, ветвистые, между ними тянутся к свету совсем молоденькие, юные росточки. Березки, нежно задумавшись, опустили свои тонкие ветви. Рядом распушили иголки густые темные ели и под ними, возможно, найдут укрытие разные зверюшки.
Посмотрите, какие разные деревья по характеру: ели пушистые, густые; березки стройные, гибкие; а старые деревья корявые и ветвистые.
Сейчас я прочту отрывок из стихотворения Сурикова, а вы скажите, о какой шапке идёт речь:
Темный лес - что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно...
Итак, как вы поняли, что это за шапка (Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев)
Да, действительно, на ветвях деревьев лежит белый пушистый снег.
А теперь еще раз посмотрим на репродукции, внимательно рассмотрим деревья...
В какую общую фигуру можно вписать, например, березу (В треугольник, вершина которого направлена вниз)
А сосну? (В треугольник, с вершиной внизу)
А ёлочку? (В треугольник, вершина которого направлена вверх)
Рассмотрим березку. Сколько крупных деталей у дерева? (Одна - ствол)
На что похож ствол? (На ленточку, которая сужается кверху)
А какие мелкие детали вы можете выделить у дерева? (Его ветки, оставшиеся листья, ягоды у рябины, крона у сосны)
Посмотрите, все ветки у деревьев разные: и по длине, и по толщине и самое главное, что все они растут от ствола, а не отдельно от него.
Практическая часть.
Поэтапное построение дерева.
Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях, да и на самом деле, деревья окружены синеватым пространством: это снег и небо.
И поэтому мы с вами будем изображать деревья на цветной бумаге синего или голубого цвета. Работать будем гуашью.
Как мы с вами расположим лист бумаги? (Вертикально)
Почему? (Т. к. деревья вытянуты вверх)
Учитель располагает лист вертикально.
Как мы будем располагать деревья на листе бумаги? (В центре, огранич. высоту дерева вверху и внизу)
С чего начинаем изображение деревьев? (Со ствола)
Один ствол дерева, мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху, вьющаяся лента не прямая и ствол не может быть совсем прямым.
Давайте с вами изобразим березку. Какого цвета у неё ствол? (Белого)
Итак, набираем на кисть белую гуашь, начинаем изображать ствол снизу вверх, от более широкого к более узкому. Он может быть искривлен или прямой.
А теперь давайте изобразим ветви. Кaкого они цвета? (Коричневого, розоватого, зеленоватого)
Для крупных веток смешиваем белую гуашь и добавляем чуть-чуть коричневого, изображаем крупные ветви, не забывайте, что они тоже не прямые.
Для мелких веточек набираем коричневую гуашь и изображаем их.
Этой же гуашью можно нанести пятнышки на стволе.
Кое-где наносим небольшие желтоватые, коричневатые листочки.
А теперь нам нужно изобразить снег. Для этого мы берем белую гуашь и в некоторых местах: на стволе, ветвях изображаем шапки снега.
Информация о работе Развитие воображения школьников на уроках ИЗО