Развитие речи на уроках в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:11, реферат

Краткое описание

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках, Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

1. Составление  кластеров и синквейнов. В самом  начале возникли трудности. Например  в составлении синквейнов, начала  с того, что стала предлагать различные варианты сама, потом ребята втянулись и далее стали составлять их сами, без дополнительной помощи.

Синквейн  – это 5 строк, которые строятся по определённым правилам.

  1. тема задаётся определённым словом

     2 – описание темы двумя прилагательными

     3 – описание 3 глаголами

     4 – фраза из 4 слов, показывающая  отношение к теме, объекту

     5 – синоним выраженный одним  словом, повторяющий суть темы

Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке. Рисунок чем – то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» - это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой планеты есть свои спутники, у спутников – свои.

2. Инсерт – это маркировка текста значками по мере чтения.

+  знаю ?  хочу знать больше

-   не знаю v непонятно, хочу уточнить значение слова

На наш  взгляд определённые слова и высказывания должны быть понятны детям и мы не обращаем на них никакого внимания, а на самом деле это не всегда так.

3. Система вопросов – каждый тип вопросов актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Часто использую в групповой дифференцированной работе.

  • Простые вопросы (Кто? Что? Когда? Где?)
  • Объясняющие (Почему?)
  • Уточняющие (Правильно ли я поняла? Верно ли?)
  • Оценочные (Чем отличается? Как ты относишься?)
  • Практические (Как бы ты поступил? Где в обычной жизни?)
  • Творческие (Что было бы, если?)
 

4. Сюжетные таблицы – заполняются на стадии осмысления по ходу работы с источником информации. Также можно использовать в групповой дифференцированной работе.

5. Аллитерация понятия – на каждую букву слова дети придумывают слова, подбирают высказывания, которые связаны с этим словом.

6. Развитию  речи учащихся так же способствует  такое упражнение, как дописать слово, чтобы получилось стихотворение.

                      Дятел яркий пёстрый

                      Клюв у дятла острый.

                      Шапка красная на нём

                      Сразу дятла узнаём.

7. Предвосхищение событий  по опорным словам

8. Перекрёстная дискуссия 

Аргументы «за» Вопросы для  дискуссии Аргументы «против»
  Согласны ли вы, что акула – это морское  чудовище?  
  Могли ли ребята услышать крик артиллериста?  
  Мог ли он помочь ребятам?  
  Были ли у  матросов шансы спасти ребят?  
  Оправдываете  ли вы мальчиков?  
 

9. Опорные схемы

                                             ИЗЛОЖЕНИЕ

Опорные схемы могут быть полезны при обучении написанию ИЗЛОЖЕНИЯ. Особенно большую помощь оказывают они учащимся с низким уровнем обученности, помогают экономить время на уроке. Схемы дети легко запоминают, при этом заметно развивается их память, творческая фантазия, логическое мышление. Обогащается у детей и словарный запас, увеличивается грамотность письма.

      Учитель во время перерыва рисует схемы на доске и нумерует их. (Можно заготовить их на отдельных листах бумаги заранее).

Здесь очень  удобно проводить словарную работу. Трудные слова пишутся прямо под схемой и разбираются. Дети очень хорошо запоминают содержание текста, так как опираются на схемы и опорные слова. Таких текстов, содержание которого можно показать при помощи схемы, очень много. Можно эти схемы нарисовать на отдельных листках и выставлять на наборном полотне. После ознакомления с текстом можно расположить их в разбивку. Дети сами приводят их в порядок.

      Работая по этим схемам, дети хорошо запоминают содержание текста . Так же проводится анализ содержания текста, составляется план.

      На  первых уроках дети пишут изложение, опираясь на схемы и опорные слова, которые пишутся под схемами. Затем дети постепенно приучаются к написанию изложений уже без схем. (После разбора текста схемы закрываются).

      Детям с низким уровнем обученности  необходимо положить опорные схемы на парту.

            Опорные схемы психологи  отмечают как одну из наиболее доступных  форм абстракции для детей младшего школьного возраста. Уровень наглядно - образного мышления ученые называют НАГЛЯДНО - СХЕМАТИЧЕСКИМ и считают его основой логического мышления.(Л.А.Венгер).

      Учащимся  начальных классов в большей  степени свойственно наглядно- образное мышление. Для формирования понятий им необходима хотя бы малая степень абстракции, а в схемах она присутствует в значительной мере, что способствует развитию логического мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется способность мыслить СИМВОЛИЧЕСКИ, а она приходит не сама по себе, ее нужно развивать.

      На  начальном этапе схема может  показываться по этапам в виде динамического  рисунка, и объяснения учителя должны сопровождать беседу с детьми.

С помощью опорных  схем дети успешно усваивают такие темы, как «ПРЕДЛОГ», «ПРИСТАВКА», «ГЛАГОЛ», «НАРЕЧИЕ» и т. д.

 

Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Дети Море Перед закатом У берега Африки Было жарко
Артиллеристы Пушка Перед закатом На палубе Необходимо  было спасти
 

Лев Толстой  «Акула» 

2. Составление  синквейна 

Осень

Золотая, дождливая.

Пришла, разукрасила, отправила.

Мы любим  красивую осень!

Время года. 

Животные

Растительноядные, хищные.

Живут, размножаются, питаются.

Живая природа.

Незаменимы. 

Весна

Молодая, долгожданная.

Журчит, расцветает, поёт.

Будит природу  ото сна.

«Утро»  природы. 

    1. Аллитерация понятия

    АЛКОГОЛИЗМ

      • агрессия
      • лечение
      • координация
      • опьянение
      • гадость
      • органы
      • лишнее
      • излечимо
      • зависимость
      • мучение
 

      ПРИСТАВКА

             Перед корнем, раз и рас, из  и ис, слова часть, только вместе, а приставки не бывает, в и вз, к предлог, а не приставка, а как же без неё.

                    ДЯТЕЛ

Дятел, дупло, долбит; яркий, яйца; трудяга, терпеливо; еда; лечит, лакомство. 
 
 

    1. Кластер
 
 

          Время отдыха

    Кто враг? (вечер, ночь)

    (уж, ёж, барсук, аист) 
     
     

    Лягушка

      Место обитания

(водоём, суша, лес) 

Значение для  природы

и человека 

(полезная) Чем питается

      (насекомые,  улитки, слизни)

Информация о работе Развитие речи на уроках в начальной школе