Уроки общения в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:54, доклад

Краткое описание

Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
• формирование коммуникативной культуры обучающихся;
• формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
• выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное

Файлы: 1 файл

начальная шк ..docx

— 130.75 Кб (Скачать)

Уроки общения  в начальной школе (2класс)

 

С первых дней пребывания в  школе ребенок включается в процесс  межличностных взаимодействий с  одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно  овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного  общения, приобретенные в младшем  школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка.

Для развития, а при необходимости  и коррекции навыков социального  взаимодействия в рамках Программы  психологического сопровождения обучающихся  начальных классов, реализуемой  в муниципальном образовательном  учреждении “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения”, включены “Уроки общения”. Предлагаю  вашему вниманию цикл уроков общения, проводимых с обучающимися 2-х классов.

Цикл занятий составлен  на основе “Уроков общения” Л. Н. Блиновой (Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.).

Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Задачи:

  • формирование коммуникативной культуры обучающихся;
  • формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
  • выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.

Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.

Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные  методики рисуночного и вербального  типов, а также психогимнастика.

Наполняемость группы — 12 - 20 человек.

Контроль ЗУН: 1) психологическая  диагностика обучающихся (в начале учебного года, после проведения занятий  по курсу)”. 2) подача теоретического материала  осуществляется дозировано и закрепляется в ходе практики (тренинга).

Содержание занятий

№ п/п

Тема урока

Содержание занятия

Перечень используемых упражнений.

1

Основные способы общения.

Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты.

Секрет 1. Называй  друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.

Беседа об общении, видах  общения.

Упражнения: “Давайте познакомимся”, “Лица”, “Маски”, “Жесты”, “Иностранец”, “Эти разные слова”, “Тише, Танечка, не плачь”.

2

Секреты общения. Внимание к  окружающим людям.

Этикет, правила поведения.

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

Беседа об этикете, правилах поведения.

Упражнения: “Опиши партнера”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

3

Секреты общения. Умение слушать.

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя

Секрет 3. Умей внимательно  слушать другого, и ты узнаешь  много нового.

Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Беседы о слагаемых  общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.

Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”, “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”, “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”, “Лужа”.

Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет” (урок 5), В. Осеева “хороший поступок” (урок 6).

4

Секреты общения. Правила  вежливости.

5

Секреты общения. Вежливое отношение  к людям.

6

Секреты общения. Взаимоуважение

7

Секреты общения. Умение понимать состояние другого.

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении.

Беседа о причинах хорошего и плохого настроения.

Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”.

8

Секреты общения. Умение учитывать  позицию другого.

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.

Секрет 5. Умей поставить  себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”.

9

Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения.

Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния  на собеседника. Правила “хорошего  слушания”. Интонирование голоса и  результативность общения. Этикет отношений.

Беседа о правилах “хорошего  слушания”.

Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”.

10

Секреты общения. Что такое  дружба?

Дружба. Важность коммуникативных  качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные  черты).

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении

Беседа об уважении и принятии другого.

Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого  человека”, “Пожелания”.

Итого: 10 часов


В качестве примера предлагаю  вашему вниманию методическую разработку урока “Основные способы общения”.

Цель урока: ознакомление обучающихся с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Процедура проведения:

Ритуал приветствия. В каждом классе выбирается свой ритуал приветствия.

Основное содержание.

Упражнение 1. “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.

Вводится первый секрет общения “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.

Беседа об общении, видах  общения.

Выполнение задания учителя. Каждому ребенку выдается рисунок-задание на котором зашифрована поговорка “Язык до Киева доведет”. Детям предлагается прочитать поговорку (Рис. 1.).

Рисунок 1.

2) После выполнения задания  детьми проводится фронтальная  беседа по вопросам:

- Почему так говорят?

- Как могут общаться люди не используя слов?

3) Рассказ учителя о  невербальных средствах общения  (мимике, жестах).

Упражнение 2. “Лица”. На доске пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”. Учитель предлагает детям определить настроение “маски”.

Вводится определение  “мимика”. Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

На доске вывешивается данное определение. Определение записывается детьми в словарик.

Упражнение 3. “Маски”. Дети разбиваются на пары и каждому участнику предлагается: А) выразить с помощью мимики горе, боль, страх, радость. Другой участник должен определить, что выражает лицо партнера. Затем дети меняются ролями. Б) используя “грустную маску” сказать веселую фразу и наоборот.

Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.

Упражнение 4. “Жесты”. Общаться можно и с помощью жестов. Я предлагаю вам вспомнить, какие жесты вы знаете, и показать их классу.

Упражнение 5. “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.

Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.

4) Рассказ учителя о  значении слова в общении. О  том, что с помощью слова  можно обидеть человека, а можно  и сделать человеку приятное.

Упражнение 6. “Эти разные слова”. Детям предлагается вспомнить и назвать ласковые, добрые слова.

5) Просмотр м/ф “Крошка Енот”.

Вопросы для беседы:

- Почему Крошка Енот  боялся “Того, кто живет в  воде?”

- Что помогло Крошке  Еноту подружиться с “Тем, кто  живет в воде”?

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Задание: “С помощью жестов сделать другу подарок”.

Список использованной литературы.

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
  2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.

Урок  для учащихся начальной школы.

Данный урок  взят из программы  социального тренинга для начальной школьников.

Цель данного тренинга - формирование сплоченного коллектива.

Задачи:

- научить сотрудничать  детей в группе,

- создать положительный  эмоциональный фон,

- развить коммуникативные  навыки.

Урок  « Знакомство»

Цель: - создание положительного настроя в группе

- формирование умения  работать в группе

Оборудование: листки бумаги, ножницы, цветные карандаши или  фломастеры.

Разминка

Упражнение «Имя»

Цель: познакомиться с  детьми, установить эмоциональный контакт

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представиться, назвав свое имя и любимое занятие. Затем просит детей назвать тех кто любит гулять…тех кто любит читать и т.д.

Игра  «Ученый»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Ведущий взбирается на стул и объявляет себя ученым, а всех детей капельками. Он просит детей  рассредоточиться по всей комнате. Ученому  нужно составить очень важное вещество и отправить в космос. В колбу, которую он держит, он будет  капать 3 разных жидкости: желтую, зеленую и красную. После каждого «вливания» цвета капельки (а это дети в группе) начинают двигаться и сливаться (браться за руки), пока ученый не скажет: «Стоп!» И так 3 раза. Капельки во время эксперимента сливаются по 2–3–6 и т.д.

В итоге получается несколько  групп.

Основная часть

Цель: научить взаимодействовать  детей в малых группах

Упражнение  «Я – цветок»

Все дети стоят в кругу. Ведущий предлагает детям продолжить фразу: «Если бы я был цветком, то…»

После этого каждый рисует себя в виде цветка.

В процессе рисования ведущий  подходит к каждому ребенку и  предлагает выбрать одну из 3-х предложенных карточек (в целях деления класса на группы)

По окончанию работы ученики  вырезают свои цветы, объединяются в  группы. Задача группы – из одиночных  цветков создать единую композицию «клумбу».

Заключение

Цель - создание у каждого  участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных  эмоций от работы на занятии.

Упражнение  «Доброе тепло»

Встаньте вокруг и нежно  возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму  своему соседу справа руку, он — следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Рефлексия:

- Что мы сегодня делали?

- Как вы думаете для  чего?

- Что необходимо, чтобы  группа работала быстро и эффективно?

- Что понравилось  на  уроке?

Ведущий: если вам занятие  понравилось, поднимите руки ладошками  ко мне, если не понравилось – ладошками  к себе, если – не определились –  не поднимайте руки вообще.

 

 

Литература

1. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

2. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.

3. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных   

действий. Под ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг «Коммуникативная компетентность»

               для младших школьников 

Коммуникативная компетентность младшего школьника включает распознавание  эмоциональных состояний и переживаний  окружающих, умение выражать собственные  эмоции вербальным и невербальным способом. Младший школьник должен владеет  такими коммуникативными навыками как:

- умение сотрудничать,

- умение слушать и слышать,

- умение воспринимать  и понимать информацию,

- говорить самому.

Настоящая программа предназначена  для работы учителя или психолога  с детьми младшего школьного возраста.

Основная цель: расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время  игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций. Так же  – помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации, чувство собственного достоинства, повышать успешность, утверждать свои права в группе.

Данный курс предоставляет  взрослому возможность наиболее точно понять как младшие школьники открывают себя для себя и для окружающих, какими видят себя и окружающих, кто с ними общается.

Информация о работе Уроки общения в начальной школе