Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:54, доклад
Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
• формирование коммуникативной культуры обучающихся;
• формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
• выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное
Уроки общения в начальной школе (2класс)
С первых дней пребывания в
школе ребенок включается в процесс
межличностных взаимодействий с
одноклассниками и учителями. На
протяжении младшего школьного возраста
это взаимодействие имеет определенную
динамику и закономерности развития.
Младший школьник - это человек, активно
овладевающий навыками общения. В этот
период происходит интенсивное установление
дружеских контактов. Приобретение
навыков социального
Для развития, а при необходимости
и коррекции навыков
Цикл занятий составлен на основе “Уроков общения” Л. Н. Блиновой (Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.).
Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.
Наполняемость группы — 12 - 20 человек.
Контроль ЗУН: 1) психологическая диагностика обучающихся (в начале учебного года, после проведения занятий по курсу)”. 2) подача теоретического материала осуществляется дозировано и закрепляется в ходе практики (тренинга).
Содержание занятий
№ п/п |
Тема урока |
Содержание занятия |
Перечень используемых упражнений. |
1 |
Основные способы общения. |
Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты. Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же. |
Беседа об общении, видах общения. Упражнения: “Давайте познакомимся”, “Лица”, “Маски”, “Жесты”, “Иностранец”, “Эти разные слова”, “Тише, Танечка, не плачь”. |
2 |
Секреты общения. Внимание к окружающим людям. |
Этикет, правила поведения. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. |
Беседа об этикете, правилах поведения. Упражнения: “Опиши партнера”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”. |
3 |
Секреты общения. Умение слушать. |
Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового. Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей. |
Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости. Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”, “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”, “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”, “Лужа”. Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет” (урок 5), В. Осеева “хороший поступок” (урок 6). |
4 |
Секреты общения. Правила вежливости. | ||
5 |
Секреты общения. Вежливое отношение к людям. | ||
6 |
Секреты общения. Взаимоуважение | ||
7 |
Секреты общения. Умение понимать состояние другого. |
Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. |
Беседа о причинах хорошего и плохого настроения. Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”. |
8 |
Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. |
Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. |
Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”. |
9 |
Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. |
Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. |
Беседа о правилах “хорошего слушания”. Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”. |
10 |
Секреты общения. Что такое дружба? |
Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении |
Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”. |
Итого: 10 часов |
В качестве примера предлагаю
вашему вниманию методическую разработку
урока “Основные способы
Цель урока: ознакомление обучающихся с основными способами общения: речь, мимика, жесты.
Процедура проведения:
Ритуал приветствия. В каждом классе выбирается свой ритуал приветствия.
Основное содержание.
Упражнение 1. “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.
Вводится первый секрет общения “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.
Беседа об общении, видах общения.
Выполнение задания учителя. Каждому ребенку выдается рисунок-задание на котором зашифрована поговорка “Язык до Киева доведет”. Детям предлагается прочитать поговорку (Рис. 1.).
Рисунок 1.
2) После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:
- Почему так говорят?
- Как могут общаться люди не используя слов?
3) Рассказ учителя о
невербальных средствах
Упражнение 2. “Лица”. На доске пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”. Учитель предлагает детям определить настроение “маски”.
Вводится определение “мимика”. Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
На доске вывешивается данное определение. Определение записывается детьми в словарик.
Упражнение 3. “Маски”. Дети разбиваются на пары и каждому участнику предлагается: А) выразить с помощью мимики горе, боль, страх, радость. Другой участник должен определить, что выражает лицо партнера. Затем дети меняются ролями. Б) используя “грустную маску” сказать веселую фразу и наоборот.
Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.
Упражнение 4. “Жесты”. Общаться можно и с помощью жестов. Я предлагаю вам вспомнить, какие жесты вы знаете, и показать их классу.
Упражнение 5. “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.
Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.
4) Рассказ учителя о значении слова в общении. О том, что с помощью слова можно обидеть человека, а можно и сделать человеку приятное.
Упражнение 6. “Эти разные слова”. Детям предлагается вспомнить и назвать ласковые, добрые слова.
5) Просмотр м/ф “Крошка Енот”.
Вопросы для беседы:
- Почему Крошка Енот боялся “Того, кто живет в воде?”
- Что помогло Крошке Еноту подружиться с “Тем, кто живет в воде”?
Рефлексия.
Ритуал прощания.
Задание: “С помощью жестов сделать другу подарок”.
Список использованной литературы.
Урок для учащихся начальной школы.
Данный урок взят из программы социального тренинга для начальной школьников.
Цель данного тренинга - формирование сплоченного коллектива.
Задачи:
- научить сотрудничать детей в группе,
- создать положительный эмоциональный фон,
- развить коммуникативные навыки.
Урок « Знакомство»
Цель: - создание положительного настроя в группе
- формирование умения работать в группе
Оборудование: листки бумаги, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Разминка
Упражнение «Имя»
Цель: познакомиться с детьми, установить эмоциональный контакт
Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представиться, назвав свое имя и любимое занятие. Затем просит детей назвать тех кто любит гулять…тех кто любит читать и т.д.
Игра «Ученый»
Цель: снятие эмоционального напряжения
Ведущий взбирается на стул и объявляет себя ученым, а всех детей капельками. Он просит детей рассредоточиться по всей комнате. Ученому нужно составить очень важное вещество и отправить в космос. В колбу, которую он держит, он будет капать 3 разных жидкости: желтую, зеленую и красную. После каждого «вливания» цвета капельки (а это дети в группе) начинают двигаться и сливаться (браться за руки), пока ученый не скажет: «Стоп!» И так 3 раза. Капельки во время эксперимента сливаются по 2–3–6 и т.д.
В итоге получается несколько групп.
Основная часть
Цель: научить взаимодействовать детей в малых группах
Упражнение «Я – цветок»
Все дети стоят в кругу. Ведущий предлагает детям продолжить фразу: «Если бы я был цветком, то…»
После этого каждый рисует себя в виде цветка.
В процессе рисования ведущий подходит к каждому ребенку и предлагает выбрать одну из 3-х предложенных карточек (в целях деления класса на группы)
По окончанию работы ученики вырезают свои цветы, объединяются в группы. Задача группы – из одиночных цветков создать единую композицию «клумбу».
Заключение
Цель - создание у каждого
участника чувства
Упражнение «Доброе тепло»
Встаньте вокруг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он — следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.
Рефлексия:
- Что мы сегодня делали?
- Как вы думаете для чего?
- Что необходимо, чтобы
группа работала быстро и
- Что понравилось на уроке?
Ведущий: если вам занятие понравилось, поднимите руки ладошками ко мне, если не понравилось – ладошками к себе, если – не определились – не поднимайте руки вообще.
Литература
1. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
2. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.
3. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных
действий. Под ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007г.
Тренинг «Коммуникативная компетентность»
для младших школьников
Коммуникативная компетентность
младшего школьника включает распознавание
эмоциональных состояний и
- умение сотрудничать,
- умение слушать и слышать,
- умение воспринимать и понимать информацию,
- говорить самому.
Настоящая программа предназначена для работы учителя или психолога с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель: расширение
социального опыта младших
Данный курс предоставляет взрослому возможность наиболее точно понять как младшие школьники открывают себя для себя и для окружающих, какими видят себя и окружающих, кто с ними общается.