Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:54, доклад
Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
• формирование коммуникативной культуры обучающихся;
• формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
• выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное
Взрослый предлагает детям вопросы для обсуждения: Кого можно на звать другом и почему? Что значит дружить? Что такое настоящая дружба? Педагог просит детей вспомнить пословицы о дружбе и объяснить их смысл: «Друг познается в беде», «Нет друга - ищи, а нашел - береги», «Старый друг лучше новых двух».
Творческая работа «Портрет друга»
Цель: Способствовать тому, чтобы дети обдумали, кто их настоящий друг и почему они так считают.
Детям предлагают нарисовать
портреты друзей и объяснить, почему
именно их они считают своими друзьями.
Из портретов оформляется
Итоговый сбор. Игра «Путешествие на плоту дружбы»
Цель: Развивать сплоченность группы, дружелюбие, слаженность в работе. Подвести итог занятия.
Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на «плоту дружбы» (большой стул), разместившись на нем вместе. Педагог сопровождает путешествие описанием того, что происходит вокруг (начинается гроза, сильные волны...), при этом звучит соответствующая музыка. По окончании путешествия происходит обсуждение, что помогало всем и позволило вернуться.
Занятие 4
Цель: развивать взаимное доверие.
Упражнение «Приветствие»
Цель: Формировать необходимость доброго отношения друг к другу.
Инструкция:
- у нас уже создалась
традиция начинать занятие с
чего-нибудь теплого, доброго
и светлого. Но теплое и светлое
само по себе не появляется,
его делают люди. И если вы
хотите привнести это в
свою жизнь, то вам нужно
хоть что-нибудь для этого
Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:
- Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Всем нам хочется,
что бы у нас в жизни было
больше светлого, теплого, доброго.
Но для того, что бы это появилось,
нужно что-то сделать. То
есть сейчас у вас есть
Определение доверия
Цель: Дать детям возможность объяснить, как они понимают понятие «доверие». Формировать навык коммуникации и сотрудничества.
Инструкция: А теперь разбейтесь на микрогруппы по 6-8 человек. И попробуйте дать определение доверия. Ну вы же сейчас ставили оценки, размышляли. Так что же вы оценивали? Определите пожалуйста. От вас не требуется строгого научного определения. Пусть оно будет не очень гладким, зато сказано так, чтобы было понятно всем, а особенно вам самим.
Обсуждение.
- В общий круг. Итак, сейчас
каждая группа попробует
- Прекрасно. Многие из вас точно определили, что такое доверие. Сейчас я попробую обобщить. У меня есть знакомый, который измеряет доверие в долларах. Какую сумму он даст человеку в долг. Получалось - этому доверяю на 5$, а этому на 1000$. Очень удобно, можно даже четко сказать:
- Васе я доверяю в 175 раз больше, чем Пете.
Вы, в основном, описали Доверие, как возможность прогнозирования действий человека, и чтобы эти действия совпадали с теми, которые вы от него ждете. Насколько совпадают, настолько и доверяете.
Занятие 5
Цель: развивать навык коммуникации.
Упражнение «Разговор начистоту»
Цель: Выяснить, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми.
Инструкция: Все садятся в круг.
- Сейчас каждый из вас подумает и скажет, что в его (или ее) личности помогает в общении с другими людьми, а что – мешает. Надо назвать по два таких качества. Но сначала повторить то, что сказал ваш сосед слово в слово. Например, Клементий сказал, что ему мешает – вспыльчивость, а помогает – доброжелательность.
В конце ведущий обобщает
ответы и делает вывод, что такие-то
качества помогают, а такие-то мешают
эффективному общению. Можно сказать:
«Наша цель – установить, как
можно недостатки преобразовать
в нечто полезное. Ведь наши недостатки
– продолжение наших
Игра «пум-пум-пум»
Цель: Дать возможность детям убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера дать возможность вступить в открытый контакт с ведущим, привлечь внимание участников друг к другу.
Инструкция: Сейчас я загадаю
какую-нибудь характеристику, которая
у одних присутствует, а у кого-то
может и не быть. Эта характеристика
и есть пум-пум-пум. Ваша задача по очереди
задавать по одному открытому вопросу.
Я буду давать честные ответы. По
моим ответам нужно будет
В конце игры ведущий подводит итог, о том, что открытые вопросы помогают лучше узнать партнера по общению.
Упражнение «Путешествие на облаке»
Цель: Расслабить мышечное и напряжение в теле.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный
Игра «Волшебная палочка»
Цель: дать ребенку возможность задуматься и подвести итог прошедшей недели, развивать навык общения и групповую сплоченность.
Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.
Другие возможные вопросы:
— Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?
— Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?
— Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действительно с удовольствием?
Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово.
Игра «Интервью»
Цель: дать ребенку возможность поддержать позитивное представление о себе.
Инструкция: - Я хочу взять у кого-нибудь интервью. Есть желающие?
- Для всех нас это
приятная возможность узнать
о тебе немного больше. Мой
первый вопрос звучит так: "Какое
самое смешное событие
— Расскажи нам о каком-нибудь событии последнего года, когда ты сильно испугался. Каким образом ты преодолел свой страх?
— С кем ты в этом году познакомился?
— Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым важным?
— Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наибольшего мужества?
— Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году своей жизни?
— Если бы ты мог снова прожить какой-нибудь один день прошедшего года, какой день ты бы выбрал?
— Если бы какая-нибудь добрая
фея согласилась выполнить
— Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Какого человека ты бы выбрал?
Далее предлагается детям придумать свои вопросы для интервью. Разыграть пары можно при помощи жребия или разрезных парных картинок.
Итоговый сбор. Упражнение «А напоследок я скажу...»
Ведущий предлагает детям закончить предложение в виде пожелания кому-либо или всей группе.
Цель: Развивать навык общения (невербальные и вербальные формы). Формировать осознанное отношение к своей личности и своим чувствам.
Приветствие. Игра «Солнце светит для тех, кто»
Цель: Развивать чувство сплоченности.
Инструкция: Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников группы убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится в центр круга.
Цель стоящего в круге – снова получить стул, на который можно сесть.
Человек в центре произносит: «Солнце светит для тех, кто …» и добавляет что-нибудь о себе или о ком-то из игроков (Например, Солнце светит для тех, кто носит голубые джинсы. Солнце светит для тех, кто был на море. ) Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он встает и меняется местами с говорившим.
Играть можно до тех пор, пока группа сохраняет активность.
Подвести итог можно задав следующие вопросы:
- Что стало неожиданностью?
- Чувствуешь ли ты , что нашел достаточно «родственных душ»?
- Радует ли тебя, что
между вами столько много
Упражнение "Футболка с надписью".
Цель: Развивать навык невербального общения.
Инструкция: Ведущий говорит о том, что всякий человек "подает" себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры "говорящих" надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей "футболке". Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике сейчас о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.п.
После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение:
о нем в основном говорят надписи на футболках,
что мы хотим сообщить о себе другим людям.
В заключение ведущий показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.
Упражнение «Сила слова»
Цель: выявить слова, характерные для позитивной, агрессивной и пассивной позиции при общении.
Инструкция: Объединитесь в группы по 6-8 человек. Обдумайте и запишите 3 столбика слов, характерных для позитивного, агрессивного и пассивного поведения при ситуации налаживания контакта со сверстниками.
Ведущий записывает слова на доске. Выбирается наиболее эффективная позиция для межличностного общения, обсуждаются плюсы и минусы каждой позиции.
Упражнение «Любимые вещи»
Цель: Развивать коммуникативные способности, укреплять единство группы.
Инструкция: Сядьте по трое. Сейчас каждый из вас по очереди будет рассказывать остальным о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Это может быть игрушка, книжка, или даже кухонный стол, за которым вечером собирается вся семья. Надо будет постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для вас и почему вам хочется рассказать о ней. Внимательно слушайте и запоминайте, о чем говорят ваши партнеры, чтобы суметь потом рассказать об этом другим. (5 минут. Затем дети объединяются, и каждый ребенок рассказывает классу о вещи, которую особенно любит один из членов его тройки, и о том, почему она ему так дорога).
Анализ упражнения:
— Есть ли вещи, которые одинаково дороги многим ребятам?
— Какие вещи дороги твоей маме (папе)?
— Какая вещь особенно дорога твоему лучшему другу?
— Какая вещь была тебе дорога раньше, а теперь потеряла свою значимость?
— Что ты ощущаешь, когда можешь рассказать другим о важной для тебя вещи?
Игра «Слишком много говоришь!»
Цель: Развивать умение в корректной форме критиковать взрослых и сверстников, умение отстаивать сои права, не оскорбляя окружающих.
Инструкция: Иногда у детей складывается впечатление, что взрослые говорят слишком много или слишком мало. Кто из вас знаком с кем-то из взрослых, кто говорит слишком мало? А кто из вас знаком с взрослыми, которые говорят чересчур много?
Возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете объяснить учителю или взрослым членам своей семьи, что они слишком много говорят; что они значительно быстрее смогут с вами договориться, если перестанут бомбардировать вас словами. Запишите пять различных вариантов того, что вы могли бы им сказать. (5-10 минут.)
Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов объяснения. Поставьте "плюс" около тех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте "минус". Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса. Теперь вы можете походить по классу, показать другим то, что написали, и послушать, что они об этом думают.