Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:25, реферат
1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков. Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе - обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой, как отмечено в предыдущей главе, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков.
2. Смешанные, или комбинированные, уроки.
3. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции.
4. Уроки закрепления изучаемого материала.
5. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.
6. Уроки-семинары и конференции.
7. Уроки проверки и оценки знаний.
8. Развитие и воспитание учащихся на уроке.
9. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие об уроке как
2. Смешанные, или
3. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции.
4. Уроки закрепления изучаемого материала.
5. Уроки повторения, систематизации
и обобщения изучаемого
6. Уроки-семинары и конференции.
7. Уроки проверки и оценки знаний.
8. Развитие и воспитание
9. Индивидуальная работа с
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается основная форма обучения - урок .
Урок является наиболее распространенной формой организации обучения.
Формы уроков разнообразны :
- смешанные и комбинированные,
- уроки-лекции,
- уроки
закрепления изученного
- уроки-повторения,
- семинары, конференции,
- проверка знаний и их оценка.
Рассматривая возможности
1. Понятие об уроке как
Анализ проводимых в школе уроков
показывает, что их структура и
методика во многом зависят от тех
дидактических целей и задач, которые
решаются ,в процессе изучения той
или иной темы. Все это позволяет
говорить о методическом разнообразии
уроков и выделять те из них, которые
характеризуются рядом общих
особенностей. Так в педагогике
появилась необходимость в
во-первых, уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала;
во-вторых, уроки устных и практических
упражнений, на которых осуществляется
повторение и закрепление
в-третьих, уроки письменных упражнений;
и, наконец, четвертый тип уроков – уроки - оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.
Дидактика в основном сохраняет разработанную К. Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся в советской школе, являются следующие:
а) уроки смешанные, или комбинированные;
б) уроки сообщения новых знаний учителем;
в) уроки закрепления изученного материала;
г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
д) уроки проверки и оценки знаний.
Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практическое значение. Ведь с чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий.
Однако, раскрывая дидактические основы урочных занятий, как и других организационных форм учебной работы, не следует забывать, что им в полной мере присущи те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, по требностно-мотивационный, содержательный, операционно - деятельностный, эмоционально - волевой, контрольно - регулировочный и оценочно - результативный. Какими же особенностями с этой точки зрения характеризуются дидактические основы уроков различных типов?
2. Смешанные, или
а) организация учащихся к занятиям;
б) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
в), работа по осмыслению и усвоению нового материала;
г) работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике;
д) задавание урока на дом.
В чем же состоит сущность и методические основы каждого из этих этапов урока?
Важное значение имеет четкое определение
обучающих, развивающих и воспитательных
целей урока и каждого его
этапа. Учителю необходимо обстоятельно
продумать, чему он должен научить
школьников, как использовать занятия
для развития их мышления, памяти, познавательных
способностей и интересов, какие
воспитательные задачи он будет
решать. Без детального определения
целевых установок урока
Организация учащихся к занятиям.
Каждый урок, как правило, начинается
с организации учащихся к
предстоящим занятиям. Суть этой организации
состоит в том, чтобы психологически
настроить учащихся к работе, возбудить
у них внимание и активное отношение
к занятиям. Следует иметь в
виду, что по пути в школу или
на перемене дети беседуют друг с другом,
затевают дискуссии и игры. Из
психологии же известно, что психические
состояния обладают определенной константностью
(устойчивостью). Так, под влиянием затеянной
на перемене дискуссии ученик, придя
на урок, может продолжать мысленно
выискивать аргументы в пользу своих
доводов. Равным образом он может
продолжительное время
Перед началом занятий учителю нужно также предусмотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать учащихся от работы и рассеивать их внимание. Не рекомендуется, в частности, заранее выставлять на столе учебно-наглядные пособия, вывешивать таблицы, схемы и картины. Их нужно показывать только непосредственно перед демонстрацией или же закрывать специальной ширмочкой. Не следует также перед началом занятий делать различные сообщения о предстоящих в школе мероприятиях и т. д.
Организация учащихся к занятиям не должна занимать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и работоспособности. Помимо названных выше приемов это достигается также благодаря бодрому и уверенному тону приветствия учителя, его внешней собранности, энергии и четкости даваемых указаний.
После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока, в частности работа над пройденным материалом.
Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. Отчетливое выражение изученного материала учащимися П. Ф. Каптерев считал важнейшим требованием к обучению. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступают как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока.
Нужно, однако, хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока. Отметим в этом отношении три положения.
Первое — когда ученик предполагает, что он может подвергнуться проверке знаний по пройденному материалу, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку.
Второе—повторение и проверка знаний
по пройденному материалу обычно связаны
с его воспроизведением.
Третье — повторение и проверка знаний учащихся, как правило, связаны с речевым воспроизведением пройденного материала, что, естественно, способствует развитию их речи. Но поскольку речь органически, связана с мышлением, то, естественно, что одновременно с этим происходит также развитие мыслительных способностей учащихся (умение логически структурировать материал, выделять главные положения, соотносить теорию с фактами, умение вести доказательства и т. д.).
Но все эти положения
в идеале учителю следует стремиться к тому, чтобы на каждом уроке проверялись знания всех учащихся. К сожалению, в массовой школьной практике на большинстве уроков проверке знаний подвергается 3—4 ученика, остальные находятся в бездействии... Все это отрицательно сказывается на их развитии.
Чем же объясняется этот недостаток?
Специальное изучение данного вопроса
показывает, что большинство учителей
в работе над пройденным материалом
применяют главным образом индивидуальный
опрос учащихся и не используют всего
разнообразия методов проверки и
оценки знаний. Устный опрос как
метод проверки и оценки знаний,
конечно, хорош: он позволяет выявлять
осмысленность и глубину
Наряду с различными методами устного
опроса в школах получила распространение
методика письменных ответов учащихся
на вопросы по пройденному материалу.
В этом случае учитель заранее
готовит два-три варианта вопросов
по изученному материалу, на которые
учащиеся дают письменные ответы и
которые позволяют оценивать
знания всех учащихся класса. Подобный
письменный опрос может
Передовые учителя пошли дальше. Донецкий учитель В. Ф. Шаталов, излагая новый материал, кодирует его в виде опорных сигналов, т. е. различных значков, рисунков и т. д. При проверке знаний по этому материалу он предлагает учащимся воспроизводить эти опорные сигналы и каждому их них на каждом уроке выставляет оценку.
Опытные учителя математики, физики и химии сочетают проверку знаний с проведением тренировочных упражнений в устном счете, в устном - решении задач и примеров, спрашивают слабых учеников по более сложным вопросам, на которые только что отвечал более сильный ученик.
Еще большие возможности для придания работе над пройденным материалом обучающего характера имеются по тем предметам, по которым наряду с усвоением теоретического материала учащиеся должны вырабатывать практические умения и навыки. Домашние задания по таким предметам обычно включают в себя как изучение соответствующих параграфов учебника, так и выполнение письменных и практических упражнений. Раньше по таким предметам проверка выполнения домашних заданий проводилась следующим образом: один из учащихся зачитывал по своей тетради ход решения примеров или задач и полученные результаты, а остальные должны были следить за его ответом по своим тетрадям.
Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе