Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:25, реферат
1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков. Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе - обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой, как отмечено в предыдущей главе, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков.
2. Смешанные, или комбинированные, уроки.
3. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции.
4. Уроки закрепления изучаемого материала.
5. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.
6. Уроки-семинары и конференции.
7. Уроки проверки и оценки знаний.
8. Развитие и воспитание учащихся на уроке.
9. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
То же самое делалось по
языку, физике и химии. Подоб
по математике, физике и химии
и обращает внимание на
. Возьмем, к примеру, систему
повторительно - обучающей работы
по пройденному материалу на
занятиях по русскому и
устные упражнения, связанные с
применением изученных правил; работа
с таблицами с целью
Следующий вид работы—устная
Как показывает этот пример, работа над пройденным материалом была организована таким образом, что от учащихся требовалось не простое воспроизведение, а активное применение изученного материала на практике, выполнение разнообразных упражнений, в процессе которых глубже закреплялись знания, умения и навыки.
Аналогичный практический характер носит работа по пройденному материалу на уроках математики. Она может включать в себя: решение примеров и задач, подобных тем, которые задавались на дом; составление учащимися задач по изученному материалу; выполнение графических работ; применение разнообразных приемов устного счета; устный коллективный анализ задач и примеров; коллективное решение задачи, при котором учащиеся поочередно формулируют вопросы и указывают путь их решения; работа с различными математическими таблицами и фигурами и т. д.
В качестве положительного момента следует отметитьзначительный объем тренировочных упражнений, выполняемых учащимися, что способствует закреплению и расширению знаний. Вместе с тем учитель имеет возможность оценить знания всех учащихся.
Видное место может занимать
подобная работа на уроках физики и
химии. Школьники могут решать задачи
по ранее изученному материалу, отвечать
письменно на поставленные вопросы,
выполнять небольшие практиче
Повторительно-обучающая и
Наконец, стремление к обстоятельной проверке знаний всех учащихся послужило основой для проведения зачетов, которые, проводятся после изучения отдельных разделов учебной программы непосредственно на уроке или во внеурочное время. Естественно, что к зачетам необходимо готовить учащихся, добиваясь хорошего усвоения изученного материала. В противном случае зачет будет фиксировать только незнание.
Осмысление и усвоение (запоминание) нового материала. Этот этап урока, как правило, начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. “Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее будет понято”. Установление связи нового материала с ранее пройденным осуществляется разнообразными путями.
Во-первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой. Например, в классе по алгебре изучается тема “Арифметическая прогрессия”, следующая тема — “Геометрическая прогрессия”. При переходе к ее изучению учитель указывает, что на предыдущем уроке изучалась арифметическая прогрессия ,сегодня же нужно изучить геометрическую прогрессию. В чем же состоит ее сущность? Чем она отличается от прогрессии арифметической?
Во-вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. Например, по математике после изучения действия с умножением обычно изучаются действия деления. В этих случаях учитель указывает, что действием, обратным умножению, является деление, и затем определяет тему нового материала.
В-третьих, новый материал может быть связан с ранее изученным путем указания на последовательность в расположении программного материала. Например, после изучения по истории темы о Древнем Египте идет раздел о государствах Междуречья. В данном случае учитель указывает, что наряду с Египтом большое значение в развитии человеческого общества играли государства Междуречья (Месопотамии). Здесь складывалась своеобразная цивилизация, происходила классовая борьба, и затем он говорит, что предстоящие уроки и будут посвящены изучению древнейших государств Междуречья.
Вместе с тем учителю
При изучении нового материала во многих случаях его изложение начинается с создания проблемной ситуации. Так, при изучении по физике в VI классе темы “Сила трения” учитель может создать проблемную ситуацию путем анализа следующих примеров: автомобиль и велосипед, мчащиеся с большой скоростью, все же останавливаются, если выключить мотор или же велосипедист прекращает вращать педали. Возникает вопрос: почему автомобиль и велосипед останавливаются? Какая сила действует на них в этом случае? Постановка этих вопросов означает создание на уроке проблемной ситуации, которая, мобилизует мышление учащихся к ее разрешению.
Связав новую тему с ранее изученным материалом, важно четко ее сформулировать, определить цель урока и основные вопросы, которые должны быть усвоены учащимися. Так, при изучении по физике темы “Гальванические элементы и аккумуляторы” учитель указывает, что учащимся необходимо осмыслить и усвоить следующие вопросы: а) понятие о гальванических элементах, б) устройство элемента Вольта и сухих гальванических элементов, в) понятие об устройстве кислотного и щелочного аккумуляторов. Эти вопросы охватывают образовательную цель урока. В то же время учитель указывает на необходимость активности и самостоятельности при осмыслении и усвоении новой темы, что выражает развивающую "ель урока. В других случаях указывается на необходимость усвоения учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетических идей и таким образом определяется воспитательная цель.
Далее следует непосредственная работа
по усвоению нового материала, его теоретической
стороны. Как отмечалось в главе
о сущности и закономерности обучения,
эта работа должна включать в себя
первичное восприятие и
К сожалению, большинство учителей
этого не добивается. Спрашивается:
почему? В массовой школьной практике
укоренилась и стала привычной
такая методика: учитель один раз
объяснит (изложит) новый материал
и сразу же переходит к его
закреплению, т. е. к опросу учащихся.
Конечно, если новая тема несложная,
учащиеся отвечают на вопросы учителя
и воспроизводят изложенный материал.
Однако подобных тем не так уж много,
чаще всего материал характеризуется
достаточной сложностью. Вот тут-то
и происходят осечки. Изложив один
раз новую тему, а затем приступив'
к опросу учащихся, учитель видит,
что они не в состоянии отвечать
на его вопросы и обнаруживают
непонимание и незнание
В то же время, как показывает опыт
передовых учителей, соблюдение закономерностей
учебно-познавательной
Методика организации учебной работы учащихся на уроке в этом случае может иметь различные варианты.
Первый вариант—учитель сам дважды излагает новый материал с помощью рассказа, объяснения, беседы, а затем переходит к опросу учащихся по его содержанию.
Второй вариант — учитель
вначале сам объясняет новый
материал, используя, методы устного
изложения знаний, а затем организует
самостоятельную работу учащихся
над учебником с целью
Третий вариант — учитель определяет тему и цель урока, создает проблемную ситуацию и указывает вопросы, которые должны быть усвоены учащимися, а затем организует самостоятельную работу над учебником и проводит закрепление.
Четвертый вариант — на уроках химии, физики учитель организует лабораторную работу с целью осмысления и усвоения нового материала с использованием учебника.
Каким же образом передовым учителям
удается дважды излагать новый материал,
когда в массовой школьной практике
иногда не хватает времени и для
его однократного изложения? Здесь
они придерживаются идеи К. Д. Ушинского,
который указывал, что при первом
изложении нового материала не следует
нагромождать слишком много
деталей и подробностей, надо объяснять
только самое основное и главное,
что должно быть усвоено учащимися,
а расширение знаний проводить на
последующих занятиях. “Рассказывая
какое-нибудь событие в первый
раз,—подчеркивал он,—вы должны передать
только главные его черты, две, три
интересные живописные подробности. Если
вы в первый раз привяжете к
событию слишком много
Рассказав детям событие, вы можете потом обратиться к детям с вопросами, и сначала с такими вопросами, в ответ на которые дети передали бы вам главные черты события. Затем следует другой ряд вопросов, исчерпывающих подробности ,Усвоенный детьми рассказ должен быть повторяем... и при каждом повторении наставник может что-нибудь вновь объяснить и дополнить”'.
Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе