Урок как основная форма обучения в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:25, реферат

Краткое описание

1. Понятие об уроке как организационной форме обу­чения. Классификация уроков. Урок как форма обуче­ния относится к классно-урочной системе - обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой, как отмечено в предыдущей главе, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписа­ние и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков.

2. Смешанные, или комбинированные, уроки.

3. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции.

4. Уроки закрепления изучаемого материала.

5. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.

6. Уроки-семинары и конференции.

7. Уроки проверки и оценки знаний.

8. Развитие и воспитание учащихся на уроке.

9. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.docx

— 51.02 Кб (Скачать)

 

Наконец, не всегда нужно начинать урок с организа­ции повторительно - обучающей работы по пройденному  материалу. Если ранее изученная  тема по своему содер­жанию тесно  связана с новым материалом, в  таких слу­чаях урок можно начать с работы по его усвоению, а про­верку  знаний совместить с закреплением нового мате­риала.

 

Иногда ведутся дискуссии относительно того, нужно ли как-то вычленить отдельные  этапы урока или же стре­миться  к их “слиянию”, к незаметному  переходу от одного этапа к другому, так как обучение, мол, является це­лостным процессом. Как ответить на этот вопрос? По­скольку учащиеся должны четко осознавать задачи учеб­ной работы на каждом этапе  урока, то с психологической точки  зрения эти этапы следует вычленять  и подчерки­вать переход от одного вида работы к другому.

 

3. Уроки сообщения новых знании. Уроки-лекции. Са­мо их название  говорит о том, что они посвящаются  глав­ным образом работе над  новым материалом. Такие уроки  проводятся преимущественно в  средних и старших классах,  когда изучается довольно объемистый  материал. В средних классах они  обычно проводятся методом рас­сказа-объяснения, сочетающегося с беседой и  демонст­рацией учебно-наглядных  пособий. В старших классах  по такому материалу проводятся  уроки-лекции, включаю­щие в себя  элементы, беседы. По сравнению с  комбини­рованными структура этих  уроков выглядит проще. Для  них характерны следующие этапы:  а) организация уча­щихся к  занятиям; б) краткий опрос учащихся (фрон­тальная беседа) по важнейшим  вопросам пройденной темы с  целью установления связи нового  материала с ра­нее изученным;  в) постановка темы и определение  основ­ных целей занятий, а  также сообщение плана нового  материала; г) изложение новой  темы; д) краткий опрос учащихся  по новому материалу с целью  более глубокого уяснения его  узловых вопросов; е) задавание  урока на дом. Как видим,  при проведении этих уроков  основное время затрачивается  на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничи­вается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой связи большое значение приобретают применение на этих уроках приемов активизации позна­вательной деятельности учащихся и, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала про­блемный характер, насыщение лекции яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров, побуждение их приводить свои факты и примеры в подтверждение разъясняемых выво­дов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную актив­ность школьников.

 

4. Уроки закрепления изучаемого  материала. Прово­дятся они во  всех классах после изучения  отдельных тем или разделов  учебной программы и направлены  на орга­низацию рассредоточенного  повторения пройденного ма­териала  учащимися с целью его более  глубокого осмыс­ления и усвоения. Например, на занятиях по русскому  языку в V классе изучена тема  “Имя существительное”. Она включает  много важных вопросов, изучение  которых заняло целую серию  уроков. Завершающим этапом ра­боты  над этой темой являются занятия  по закреплению изученного материала.  Чтобы эти занятия давали необходимый  эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее  знали о времени их проведения  и их основных задачах. Кроме  того, учителю следует выделить  основные вопро­сы, по которым  учащиеся должны готовиться к  закрепле­нию пройденного материала.  Не менее важной является и  методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы  в ней правильно сочетались  фронтальный и индивидуальный  опрос учащихся, с письменными,  уст­ными и практическими упражнениями, а также с органи­зацией самостоятельной  учебной работы. Подобная методика  работы находит свое отражение  в структуре этих уроков. Как  правило, начинаются они с индивиду­ального  опроса или фронтальной беседы  по пройденному материалу, затем  опрос сочетается с проведением  трени­ровочных упражнений с  акцентом на закрепление более  сложных вопросов темы. В конце  занятий проводится небольшая  самостоятельная работа. На уроках  матема­тики, физики, химии она  связана с решением задач и  примеров, а на занятиях по  языкам учащиеся могут писать  различные виды диктантов, краткие изложения, сочинения, которые затем проверяются и оцениваются учителем. 5. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Проводятся они в конце учебно­го года, когда пройден весь программный материал. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвое-ние которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопро­сы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, которые им следует использовать при подготовке к занятиям. В каче­стве методов на этих уроках могут использоваться обзор­ные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и на­выков.

 

6. Уроки-семинары. Уроки-конференции.  В последние годы в школах  широко стали применяться уроки-семина­ры  и уроки-конференции. Их цель  — активизировать са­мостоятельную  учебную работу учащихся, стимулировать  к более глубокому усвоению  изучаемого материала. На­пример,  при изучении в классе по  русской литературе романа А.  Фадеева “Молодая гвардия” могут  быть проведены семинарские занятия.  Учитель заранее дает вопросы  для обсуждения на семинаре  и указывает лите­ратуру для  самостоятельной работы. Таким образом,  учащиеся не только штудируют  учебник, но и значитель­но  расширяют свои знания, изучая  дополнительную лите­ратуру и  одновременно приобретая умение  самостоя­тельно добывать знания. В этом состоит ценность семи­нарских  занятий.

 

Уроки-конференции проводятся после  изучения того или иного раздела  учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к  конференции, учащиеся изучают рекомен­дованную учителем литературу, ища ответы на поставлен­ные вопросы и вырабатывая  по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучае­мой теме служит основой  дискуссии и побуждает их к  ак­тивному участию в конференции.

 

Иногда подобные уроки могут  приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в VIII классе ро­мана  А. С. Пушкина “Евгений Онегин” учителя  проводят диспуты по теме “Может ли Татьяна служить образцом для  советских женщин?” и др.

 

7. Уроки проверки и оценки  знании. Они проводятся после  изучения крупных тем или разделов  учебной про­граммы. Например, изучили  восьмиклассники по русско­му  языку раздел о сложноподчиненных  предложениях с несколькими придаточными, учитель может провести урок  по проверке и оценке знаний, умений и навыков уча­щихся.  После прохождения по математике  в V классе раздела об умножении  и делении дробей, как правило,  проводится урок по проверке  усвоения этого материала.

 

Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе  о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следующих вопросов. По многим предмета-л (история, литература, география и др.) эти уроки прово­дятся  с помощью таких методов, как  различные виды устного опроса, а  также проведения небольших прове­рочных работ. По языкам же, математике, физике и хи­мии на этих уроках проводятся контрольные работы (диктанты, изложения, решение  задач и примеров и  т. д.). После проверки контрольных  работ обычно про­водятся специальные  уроки по их анализу и выявлению  типичных недостатков в знаниях  учащихся, которые не­обходимо преодолеть в процессе последующих учебных  занятий.

 

8. Развитие и воспитание учащихся  на уроках Здесь же не­обходимо  подчеркнуть следующие положения.  Нередко учителя основное внимание  обращают на усвоение уча­щимися  научных фактов и вытекающих  из них теоретиче­ских выводов  и не всегда учат учащихся  приемам произ­вольного внимания, а также способам мыслительной  деятельности, приемам рационального  запоминания, не заботятся о  побуждении их к самостоятельности  и твор­честву в процессе овладения  изучаемым материалом. Все это  отрицательно сказывается на  развивающей сто­роне обучения.

 

Этот же недостаток зачастую присущ и воспитатель­ной работе на уроке. Так, отдельные учителя не всегда акцентируют внимание на раскрытии  и глубоком усвое­нии учащимися  мировоззренческих и нравственно-эстети­ческих  идей, заключенных в изучаемом  материале, па использовании дискуссионных  форм работы с целью вы­работки мировоззренческих  и нравственных взглядов и убеждений, не глубоко связывают в этих целях  обуче­ние с .практикой, с жизнью.

 

Важной развивающей и воспитательной задачей уроч­ных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости  и настойчивости в овладении  знаниями. Однако решается она пока слабо. Учителя не используют всего  арсенала методов и приемов активизации  учебно-познавательной деятельности учащихся, которые стиму­лируют их к настойчивой  учебной работе. Именно по этой причине  в ряде случаев наблюдается такая  парадок­сальная картина: по мере перехода учащихся из млад­ших в средние и  старшие классы их интерес к учению не возрастает, как это должно было бы быть, а, наоборот, снижается, что  влечет за собой и ухудшение успеваемости.

 

9. Индивидуальная работа с учащимися  на уроках.

 

Коллективный характер урочных  занятий, порождая со­стязательность  учащихся, стимулирует их познаватель­ную  активность, содействует развитию их творческих способностей,   формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных ка­честв.

 

Однако, хотя урочные занятия проводятся коллектив­но, учебно-познавательная деятельность и усвоение зна­ний  учащимися несут на себе отпечаток  индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок  учения. Вста­ет вопрос об учете этих особенностей и организации ин­дивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий.

 

Задача индивидуального подхода  к учащимся реша­ется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная  учебная работа. Самостоятельное  вы­полнение заданий учителя  позволяет последнему видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные  уча­щиеся, и сразу же оказывать  им необходимую помощь в учебной  работе. Что же касается более сильных  школь­ников, то им обычно даются несколько  усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие  развитие их способностей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учеб­ником, а также  лабораторные занятия по осмыслению нового материала и его закреплению.

 

Индивидуальная работа с учащимися  на уроке осу­ществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспевающие  школьники подвергаются более частой проверке усвое­ния изучаемого материала. Это делается с целью побуж­дения  их к регулярным занятиям и повышения  упорства в учебной работе. Некоторая  дифференциация требуется также  в самом характере проверки знаний и степени ее трудности. Более  сильным ученикам, как правило, ста­вятся  более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу. Для ме­нее успевающих школьников ставятся вопросы  попроще, а учитель чаще прибегает  к наводящим и уточняющим вопросам. Все это - конечно, учитывается при  выставлении оценок.

 

Третьим элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным учащим­ся. Общее требование о необходимости  чуткого и забот­ливого отношения  учителя к улучшению успеваемости школьников по-разному осуществляется применительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет  некоторую леность в учении и  недостаточно усидчив, учитель обязан тактично усилить контроль за его  работой и соответствующим образом  ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и про­белами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны учителя. Школьникам, которые учат­ся успешно, нужно давать больше пищи для размышле­ний, рекомендовать для самостоятельного изучения до­полнительную литературу с тем, чтобы и их учение про­ходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.

 

Очень важным, хотя и весьма сложным, является во­прос об индивидуализации воспитательной работы с уча­щимися в процессе урочных занятии. Скажем, в работе со школьниками из религиозных  семей необходимо боль­ше акцентировать  внимание на атеистическом материале  и добиваться, чтобы они обстоятельно усваивали его. Учащихся, проявляющих  индивидуалистические наклон­ности, нужно  вовлекать в коллективные формы  работы, давать им задания по оказанию помощи в учебе своим товарищам  и т. д. Не меньшее значение имеет  индивиду­альная воспитательная работа по формированию здоро­вых мотивов  учения у тех, кто с прохладцей относится к учебной работе или  же игнорирует производственные профессии  и т. д. Следует хорошо уяснить  себе, что только умелое сочетание  фронтальной (коллективной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспе­чивает  высокую педагогическую действенность  учебно-воспитательного процесса.

 

Заканчивая изложение темы об уроке, следует отме­тить, что в данной главе освещались дидактические, т.е. наиболее общие, вопросы проведения урочных занятий. Методика же уроков -применительно к изучению отдель­ных учебных предметов более детально рассматривается в курсах частных  методик.

 

В некоторых учебных пособиях формулируются  особые требования к проведению урочных  занятий. В нашем же изложении, как  нам кажется, нет необходимости  осо­бо выделять эти вопросы. Часть  этих требований раскры­та в теме о содержании школьного образования, другая же часть четко вычленена  при изложении закономернос­тей и принципов обучения. В данном же случае показана реализация этих требований в процессе проведения уроч­ных занятий.

 

Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе